Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественные силы природы

Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры

Лекция 8. Задачи и средства физического воспитания дошкольников

План:

8.1. Цель и задачи образования дошкольников в области физической культуры

8.2. Средства физического воспитания

8.3. Физические упражнения – основное средство физического воспитания

Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физические воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Они направлены на формирование у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений; накопление им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь. Одна из главных задач физического воспитания – оздоровление ребенка. Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому развитию, совершенствованию защитных функций организма посредством закаливания, повышению устойчивости к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка и направлены: на формирование правильной осанки; своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата; формирование изгибов позвоночника; развитие сводов стопы; укрепление связочно-суставного аппарата; развитие гармоничного телосложения; регулирование роста и массы костей; развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов – сердца, кровеносных сосудов, дыхательной систем и др. Особое внимание уделяется развитию мышц-разгибателей.

Оздоровление ребенка предполагает также совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие умения приспосабливаться к меняющейся нагрузке и внешним условиям. Для этого необходимо в процессе физического воспитания ребенка развивать у него подвижность грудной клетки, увеличивать жизненную емкость легких, способствовать тренировке механизмов терморегуляции, обеспечить тренированность нервных процессов, совершенствовать деятельность двигательного анализатора, органов чувств.

Для развития двигательной деятельности ребенка очень важен творческий подход. Он способствует раскрытию потенциальных возможностей организма ребенка, создает условия для реализации свободы действий, обеспечивает гармонию ребенка с самим собой, окружающей природой и социальной средой. Под воздействием окружающего мира перестраивается работа организма, он начинает функционировать в режиме, требующем наименьших затрат энергии. Благодаря активизации механизмов саморегуляции головной мозг анализирует поступающую разнородную, многоплановую информацию, совершенствует и повышает оздоровительную деятельность организма.

Кроме оздоровительных задач физическое воспитание включает в себя и образовательные задачи. Они предполагают формирование двигательных умений и навыков; развитие психофизических качеств (быстроты, силы, гибкости, выносливости, глазомера, ловкости); развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений). В процессе физического воспитания ребенок: приобретает определенную систему знаний о физических упражнениях, их структуре, оздоровительном воздействии на организм; осознает свои двигательные действия; усваивает физкультурную и пространственную терминологию (как то: исходные положения, колонна, шеренга и др.; вперед-назад, вверх-вниз и др.), получает необходимые знания о выполнении движений, спортивных упражнениях и играх; узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими; ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе – деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года. У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение. Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор. Таким образом, реализуя в дошкольном физическом воспитании образовательную задачу, педагог одновременно приобщает ребенка к основам кинестетического образования, готовит его к поступлению в школу.

Особо следует подчеркнуть значение физического воспитания как средства, способствующего воспитанию творческой, разносторонне и гармонично развитой личности ребенка. В процессе физического воспитания осуществляются следующие воспитательные задачи: потребность в ежедневных физических упражнениях; умение рационально использовать физические упражнения в самостоятельной двигательной деятельности; приобретение грации, пластичности, выразительности движений; самостоятельность, творчество, инициативность; самоорганизация, взаимопомощь. Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр. Благодаря физическому воспитанию создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.); закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе); осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание); прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Таким образом, физическая культура подготавливает ребенка к жизни. Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Для решения задач физического воспитания дошкольников используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Комплексное использование всех этих средств разносторонне воздействует на организм, способствует физическому воспитанию детей.

Гигиенические факторы играют важную роль в физическом воспитании. Они включают в себя режим дня, занятий, сна, бодрствования, питания; гигиену одежды, обуви, уборку групповых комнат, зала, физкультурных снарядов и пособий. Здоровье человека невозможно без правильного, научно обоснованного, полноценного питания. От этого зависит функционирование желудочно-кишечного тракта, энергообмен в организме. Ребенок, получающий нормальное питание, растет и развивается правильно, гармонично. Достаточно длительный, здоровый сон обеспечивает отдых и повышает работоспособность нервной системы. Правильное освещение, соответственно подобранная мебель предупреждают заболевания глаз, нарушение осанки. Соблюдение режима дня и двигательная активность приучают ребенка к организованности, дисциплинированности, готовности и в дальнейшем, в школе, соблюдать режим работы и отдыха. Гигиенические условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении и дома определены медицинскими рекомендациями.

Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают функциональные возможности и работоспособность ребенка в процессе занятий физическими упражнениями на воздухе при солнечных излучениях или воде (плавание) возникают положительные эмоции, повышаются функциональные возможности отдельных органов и систем организма (больше поглощается кислорода, усиливается обмен веществ). Они имеют огромное значение в закаливании организма, тренировке механизмов терморегуляции Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма, для повышения приспособляемости его к повышенной и пониженной температуре, в результате чего упражняется терморегулирующий аппарат, т.е. организм человека приобретает способность своевременно реагировать на разнообразные изменения метеорологических факторов. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивает эффект закаливания.

Естественные силы природы используются и как самостоятельное средство. Вода применяется для очищения кожи от загрязнения, механического воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые вещества(фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь кислородом, благотворно влияет на организм человека. Солнечные лучи способствую отложению витамина Д под кожей, убивают различные микробы и охраняют человека от заболеваний (рахит). Для разностороннего влияния на организм следует применять все естественные силы природы, наиболее целесообразно сочетая их. Использование природных факторов в сочетании с физическими упражнениями повышает обменные процессы, приспособительные и защитные функции организма ребенка.

Закаливание. Важным средством физического воспитания дошкольников является закаливание – использование естественных факторов природы – для повышения устойчивости организма к неблагоприятным метеофакторам, так и для повышения общей резистентности организма. Наблюдающие в дошкольном возрасте частые простуды и ОРЗ, инфекционные заболевания возникают в основном на незакаленном фоне, при узких границах адаптации к колебаниям наружной температуры, при низком уровне иммунных реакций. Сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами обеспечивает профилактику как простудных, так и в определенной мере инфекционных заболеваний детей.

Физиологический механизм закаливания. Человек способен поддерживать температуру тела на постоянном уровне долго. Приобретение этой способности расценивается как величайшее событие в истории Земли. Во-первых, это уменьшило зависимость живых организмом от условий внешней среды, что повысило выживаемость; во-вторых, помогло дальнейшему их усложнению и совершенствованию.

В течении суток температура претерпевает закономерные колебания. Ее максимум отмечается в 17, а минимум в 5 ч. Постоянство температуры тела обеспечивается сложными механизмами. Совокупность физиологических механизмов называют системой терморегуляции. Она следит за тепловым балансом организма, включаясь при отклонении от нормы. Различают химическую и физическую терморегуляцию. Химическая терморегуляция заключается в образовании тепла в организме в результате сложных химических реакций. Тепло в организме образуется постоянно, даже когда человек лежит или спит, причем при понижении температуры окружающей среды процесс усиливается, при повышении – уменьшается. Главная «печка» организма –скелетные мышцы; при их напряжении или сокращении вырабатывается тепло. В условиях охлаждения теплообразование увеличивается на 36-45%.При очень сильном охлаждении возникает холодовая дрожь, теплообразование увеличивается на 200-300%. Это непроизвольная мышечная активность, возникает рефлекторно.

Физическая терморегуляция состоит из регуляции теплоотдачи во внешнюю среду. Теплоотдача определяется разностью температур кожи и внешней среды; чем она больше, тем интенсивнее теплоотдача, поэтому главную роль в этом процессе играет кровообращение. Температура кожи меняется за счет изменения кровоснабжения поверхостных слоев тела; в условиях холода оно уменьшается, жары –увеличивается. Особенно это проявляется в стопах и кистях. При высокой температуре воздуха кровоснабжение предплечья и кисти может возрастать в 5 раз (во столько же раз увеличивается теплоотдача). Столь широкий диапазон обеспечивается специальными механизмами: сужением и расширением сосудов. Сужение сосудов на холоде снижает теплоотдачу на 70%, а их расширение в жару повышает на 90%. Организм человека наделен и механизмом, меняющим обычный ход кровотока. В жару кровь течет по поверхностно расположенным сосудам, что усиливает теплоотдачу, а в условиях холода – по глубоким сосудам, что помогает сохранить тепло в организме.

Тело человека принято условно делить на две части – внутреннюю, гомойтермную, где температура относительно постоянна, и наружную, пойкилотермную, где она колеблется в широких пределах. В жару объем гомойтермной части увеличивается, теплоотдача возрастает; при холоде увеличивается, наоборот, пойкилотермная часть. Такое изменение объемов обеспечивает термостабильное состояние организма, притиводействуя охлаждению или перегреванию.

Регуляция температуры тела осуществляется центральной нервной системой. На поверхности тела расположены специальные нервные окончания – тепловые и холодовые рецепторы (холодовых много больше). От них сигналы поступают в центр терморегуляции, расположенный в гипоталамусе. Получив сигналы об изменении температуры тела, он начинает руководить работой различных органов. Если сигналы несут информацию о действии холода, то гипоталамус посылает сосудам команды о сужении, заставляет сокращаться скелетные мышцы. В результате в организме увеличивается теплообразование и уменьшается теплоотдача. При действии жары происходит все наоборот.

Закаливание – повышение устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям – холоду, жаре – в результате систематической тренировки его защитных механизмов. Закаливание происходит с помощью воздушных, солнечных и водных процедур.

 

Лекция9. Физические упражнения – основное средство физического воспитания

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физическое воспитание ребенка 2-3 года жизни | Лекция 10. Средства , используемые в физическом воспитании дошкольников
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 5323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.