Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Функции для работы со строками. 6 страница




Изоморфизм – тождество строения, структурное соответствие (зеркальное отражение, след на снегу).

Гомоморфизм – неполное сходство, т.е. когда одному элементу одного множества соответствует несколько элементов другого (топографическая карта и местность).

Понятие «информации» уже, чем понятие «отражение», т.к. применимо только для самоуправляемых систем (животное, человек, общество и т.д.).

Информация – совокупность сигналов, поступающих в самоуправляемую систему.

Эволюция отражения

1) Неживая природа обладает элементарными формами отражения, такими как изменение скорости или направления движения. Форма отражения в неживой природе зависит от формы движения материи (механическое отражение, физическое отражение, химическое отражение).

2) На уровне живой материи отражение проходит следующие этапы:

· Раздражимость

· Чувствительность

· Психика

Раздражимость – это способность избирательным образом реагировать на воздействие внешней среды. Появляется на уровне одноклеточных организмов и проявляется в движении к источнику раздражения, либо от него.

Чувствительность – допсихическая форма отражения, проявляющаяся в реакции растений на свет, тепло, влагу. Проявляется в форме тропизмов и настий. Настии связаны с периодическими движениями, обусловленными изменением внешних воздействий. Примером «сейсмонастии» является поведение насекомоядного растения – росянки. Тропизм – это движение роста.

На уровне высших животных появляется психика.

Психика – продукт специфического взаимодействия высокоорганизованного существа с материальным миром, в ходе которого в мозгу животного и человека формируются системы нервных связей. Психика появляется с возникновением нервной системы и представляет собой субъективный образ объективного мира. Понятие «психика» шире понятия «сознание».

 

2. Психика животных и психика человека. Учение З. Фрейда о бессознательном

Отличие психики человека от психики животных:

 

Психика животных Психика человека
1. Приспособление к среде 1. Преобразование среды
2. Первая сигнальная система 2. Вторая сигнальная система (язык).
  3. Целеполагание
  4. Самосознание

Психика человека – совокупность явлений его внутреннего, субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей.

Основные составляющие человеческой психики:

· внешние чувства (ощущение, восприятие, представление),

· внутренние чувства, или эмоции (горе, радость, страх и т.д.),

· разум, или абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений,

· воля – способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевое поведение включает в себя принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов, и его реализацию.

Психическая жизнь включает в себя сознательные и бессознательные движение души.

Бессознательное – совокупность психических процессов и состояний, не представленных в сознании человека. Например: сон, гипнотическое состояние и т. д. З.Фрейд: «Бессознательное – это могущественная сила, антагонистическая силе сознания».

Психическая структура личности, по Фрейду:

· Сверх-Я (Супер-Эго),

· Я, или Эго,

· Оно (Ид) – область инстинктов и, прежде всего, инстинкта либидо.

Под «Ид» понималась наиболее примитивная часть человеческой личности, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Эта инстанция изначально иррациональна и аморальна.

«Эго» – это область предсознательного, подчиненная принципу реальности и вырабатывающая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к требованиям среды. К функциям Эго относятся: самосохранение организма, избегание угрожающих влияний, контроль над требованием инстинктов.

Супер-Эго – это область сознательного, она служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид вырастает из наследственного опыта, Эго – это индивидуальность, то Супер-Эго – продукт влияний, исходящих от других людей (родителей, условий социальной среды). Супер-Эго возникает в раннем детстве и связано с Эдиповым комплексом. Если Эго принимает решение в угоду Ид, но в противовес Супер-Эго, то испытывает наказание в виде укоров совести и чувства вины.

Основные защитные механизмы, регулирующие воздействие различных инстанций на человека:

1. вытеснение,

2. регрессия,

3. сублимация.

Вытеснение – активное, но неосознаваемое самим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, что проявляется в так называемых «ошибочных действиях»: оговорках, описках, «затеривании» вещей и др.

Регрессия – соскальзывание на более примитивный уровень мышления и поведения.

Сублимация – механизм, посредством которого сексуальная энергия разряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

 

3. Общественно-историческая сущность сознания. Мышление и язык

Общественно-историческая сущность сознания состоит в том, что только в человеческом обществе формируется разум человека, его способность активно, деятельно участвовать в преобразовании мира и самого себя.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы психики животного и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание как функция высокоорганизованного мозга формируется под влиянием труда и речи. Зачатки труда уже характерны для австралопитеков (объем мозга 600 см3), живших более 2-х млн. лет назад. Труд становится отличительным признаком у их преемников питекантропов и синантропов – первых людей на Земле, положивших начало изготовлению орудий и покорению огня. Неандерталец увеличил ассортимент орудий труда, использовал новый природный материал, например, костяные иглы, а 40 тыс. лет назад появляется современный человек – Homo sapiens – кроманьонец (объем мозга 1400 см3). С ростом мозгового вещества увеличивается и площадь поверхности мозга, за счет увеличения лобных и височных долей. Мозг, как орган сознания, развивается с развитием руки, как орудия труда. Именно рука, как воспринимающий орган, давала поучительные уроки другим органам чувств, например глазам. Активно действующая рука заставляла голову думать, прежде чем сама стала орудием его воли. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления.

Человек в онтогенезе повторяет филогенез. Онтогенез – индивидуальное развитие человека от младенческого состояния до зрелого. Филогенез – развитие человечества от первобытного состояния до цивилизованного, поэтому при воспитании ребенка необходимо учитывать факторы, развивающие у него мышление и речь (развитие руки).

С возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагал сотрудничество людей, элементарное разделение трудовых операций: одни поддерживали огонь, другие охотились. Разделение труда – результат осмысления связи своих действий с действиями других членов коллектива, с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально фиксированной системе потребностей, обязанностей, дисциплине. Человек стремился не только к удовлетворению своих природных потребностей, но и понять мир. Развитие труда способствовало тесному сплочению общества, у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Физиологический механизм образования речи условно-рефлекторный, звуки и жесты сочетаются с соответствующими предметами и действиями, а затем и с идеальными явлениями. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения предметов, их свойств и отношений.

Язык – система содержательных значимых форм, хранящая в себе социокультурный опыт человечества и выполняющая роль механизма социальной наследственности, это средство общения и орудие мышления. Речь – это сам процесс общения, обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка.

 

4. Материальное и идеальное

Форма существования сознания – это идеальное. Оно характеризует сущность сознания по отношению к материи, содержанием идеального является материальный мир. Идеальное – это субъективный образ объективного мира.

 

Материальное Идеальное
1. Является причиной самого себя. 1. Не имеет самостоятельного, независимого от материального мира, существования.
2. Всегда существует в конкретных формах (вещество и поле). 2. Всегда бестелесно и бесплотно, это предмет, отчужденный от самого себя.

 

Мысль не имеет существования в физическом и физиологическом смысле, вместе с тем мысли, идеи – реальны, они существуют. Однако их реальность не материальна, а идеальна, это наш внутренний, субъективный мир. Сознание – субъективная реальность. Сознание принадлежит человеку, т.е. субъекту, а не объективному миру.

Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания. Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Нарушение структуры организации мозга влечет за собой и разрушение структур сознания. Отравление мозга алкоголем и наркотиками ведет к деградации личности и ее сознания.

Таким образом, сознание:

· высшая форма отражения действительности;

· свойство высокоорганизованной материи;

· функция мозга;

· продукт общественно-исторического развития;

· субъективный образ объективного мира;

· субъективная реальность;

· идеальное.

 

Теория познания

1. Три положения теории отражения. Основная проблема гносеологии

2. Истина как процесс. Критика догматизма, релятивизма

3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Критика сенсуализма и рационализма

4. Практика и ее роль в познании

 

1. Три положения теории отражения. Основная проблема гносеологии

Отражение действительности – знание о мире, природе, человеке и обществе. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, - это знание», - писал К. Маркс.

Теория отражения может быть выражена в 3 положениях:

· Вне нас существует объективный мир.

· Наши восприятия и представления суть образы этого мира.

· Проверка образов, отделение истинных от ложных, происходит на практике

Теория познания (гносеология) – это наука, изучающая природу человеческого познания, сущность знания, закономерности его функционирования и развития.

Основной проблемой гносеологии является проблема объекта познания и субъекта познавательной деятельности.

Субъект познания – исторически обусловленный человек, носитель определенных общественных отношений. Объект познания – фрагмент бытия, на который направлена познавательная деятельность человека. Он зависит от общественно-исторического характера практики, т.е. изменяется. Например, элементарные частицы, другие планеты Солнечной системы не всегда включались в объект познания.

 

2. Истина как процесс. Критика догматизма, релятивизма

Целью познания является достижение истины и ее практическое применение.

Истина – это знание, соответствующее реальности (адекватное отражение реальности).

Заблуждение – это знание, не соответствующее реальности.

Ложь – это преднамеренное искажение реальности.

Правда – это субъективная интерпретация истины.

Основными свойствами истины являются объективность и конкретность.

Объективность истины проявляется в том, что ее содержание не зависит ни от человека, ни от человечества.

Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, всех взаимодействий объекта, отражает зависимость нашего знания от условий. Конкретность истины означает, что истинное знание имеет своим содержанием определенный, конкретный объект.

Истина не есть статическое состояние, а представляет собой процесс, ибо объективный мир развивается, и знание, отражающее его, также развивается. Для объяснения «движения истины» философы выработали понятия абсолютной и относительной истины.

Относительная истина – это неполное знание объекта.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина недостижима, т.к. мир бесконечен и постоянно изменяется. Тем не менее, абсолютная истина существует:

1) как цель познания,

2) как момент, частичка относительной истины,

3) как вечная истина.

Вечные истины – это достоверно установленные факты, даты событий рождения и смерти. Например, «все птицы имеют клюв».

Реальный процесс познания складывается диалектически: абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. В свою очередь, во всякой относительной истине содержится момент («зерно») истины абсолютной.

Во взглядах на истину существует две крайности: догматизм и релятивизм.

Догматизм – это учение, которое признает существование абсолютной истины и отрицает относительную истину. Истинное знание целиком соответствует действительности и углубляться, уточняться не может. Существует либо абсолютная истина, либо заблуждение, – «третьего не дано». Несостоятельность догматизма состоит в том, что он рассматривает истину вне развития. Как говорил Ф. Бэкон, истина – «дочь времени, а не авторитета».

Релятивизм – это учение, которое признает только относительную истину и отрицает абсолютную. Релятивисты отрицают момент абсолютного (верного) знания в относительной истине и, таким образом, сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим. «Истина открывается только нравственному человеку» (И. Киреевский).

 

3. Чувственное и рациональное познание, их основные формы. Критика сенсуализма и рационализма

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него – к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (В.И. Ленин). Чувственное познание, т.е. «живое созерцание», – это познание внешних свойств объектов. Формы чувственного познания:

1) ощущение,

2) восприятие,

3) представление.

Ощущение – это форма чувственного познания, отражающая отдельный признак или свойство предмета.

Восприятие – это целостный образ предмета, возникающий при его воздействии на два или более органов чувств. В основе восприятия лежит синтез ощущений.

Представление – это целостный образ предмета, возникающий на основе былого восприятия и хранимый в памяти.

Следующим уровнем познания является абстрактное мышление (рациональное познание). Основные формы рационального познания – это понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма рационального познания, отражающая существенные признаки предмета. Например, «человек – это живое существо, обладающее абстрактным мышлением и способностью создавать орудия труда».

Суждение – форма рационального познания, содержащая утверждение или отрицание. Суждение возникает на основе синтеза понятий.

Умозаключение – форма абстрактного мышления, в которой из одного или нескольких суждений, называемых «посылками», выводится новое суждение, называемое «заключением».

Во взглядах на сущность познания существует две крайности: сенсуализм и рационализм.

Сенсуализм – учение, согласно которому ощущение – единственный источник познания. Джон Локк сформулировал основной тезис сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях».

Рационализм – философское учение, признающее разум основой познания и поведения людей. «Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущениях, кроме самого разума, т.е. принципов логики», - основной тезис рационализма, сформулированный Г. Лейбницем.

 

4. Практика и ее роль в познании

Практика, в широком смысле слова, – это вся деятельность человека по созданию материальной и духовной культуры.

Практика, в узком смысле слова, – это нечто противоположное теории.

Практика – это материальная, общественно – историческая деятельность людей, направленная на преобразование мира. Различают три основных вида практики:

· Материально-производственная.

· Общественно-политическая, или социально-преобразующая.

· Научно-экспериментальная.

Основным видом практики является материально – производственная, т.к. «прежде чем заниматься наукой, искусством и философией человек должен есть, пить, иметь жилище», т.е. удовлетворять свои необходимые, материальные потребности (К. Маркс).

Отличительные черты практики:

· Предметный характер.

· Общественный характер, т.к. она объединяет большие группы людей вокруг общей цели.

Функции практики:

· основа познания,

· критерий истинности знаний,

· цель познания.

 

Наука как специфическая форма познания

1. Сущность науки. Классификация науки

2. Основные этапы развития науки

3. Структура научного познания. Структура научной теории

4. Функции научной теории

 

1. Сущность науки. Классификация науки

Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственно целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Наука – система знаний о законах мира. По предмету и методу познания можно выделить:

· науки о природе,

· науки об обществе,

· науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки

По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем.

Особенности научного познания:

1) основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности, законов самого познания и мышления,

2) цель и высшая ценность научного познания – объективная истина,

3) ориентация на практику,

4) научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий, законов и других идеальных форм,

5) использование научного оборудования,

6) строгая доказательность научного знания.

 

2. Основные этапы развития науки

Наука проходит в своем развитии ряд этапов (В.С. Степин). Доклассический этап – этап преднауки, т.е. этап зарождения элементов науки в рамках философии (Др. Восток, Греция и Рим, средние века до Нового времени). Наука как целостный феномен возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии 3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая пол. 20 века),

3) постклассический (вторая пол. 20 века).

Классическая наука, исследуя объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении исключить все, что относится к субъекту, средствам приемам и операциям его деятельности.

Неклассическая наука, исходный пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта.

Существенный признак постклассической науки – учет субъективного фактора в познании и знании. Она учитывает связь знаний получаемых об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерной чертой данного этапа является глобальный эволюционизм, распространяющий развитие на все сферы бытия, устанавливающий универсальную связь между неживой, живой и социальной материей. На утверждение принципа универсального эволюционизма повлияли три теории:

1) теория нестационарной Вселенной,

2) теория саморазвивающихся целостных систем (синергетика),

3) теория биосферы и ноосферы.

 

3. Структура научного познания. Структура научной теории

Структура научного познания:

1) факты,

2) результаты их теоретического обобщения в понятиях и других абстракциях,

3) проблемы и гипотезы,

4) законы, проблемы и теории,

5) философские установки,

6) социокультурные основания,

7) методы, идеалы и нормы научного знания,

8) стиль мышления.

Структура научной теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления («абсолютно черное тело», идеальный газ),

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.

4) Совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

 

4. Функции научной теории

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

 

Методы и формы научного познания

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов

2. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

3. Методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент

4. Методы теоретического познания: исторический и логический методы, метод восхождения от абстрактного к конкретному

5. Формы научного познания

 

1. Понятие метода и методологии. Классификация методов

Знание, получаемое человеком, есть не только результат познания (форма), но и его средство, т.е. метод. Метод научного познания – это определённый способ, приём решения познавательных задач. Метод, реализуясь, проявляет себя как форма познания, поскольку логическое воспроизведение объекта в мысли происходит в определённых формах. Методика – совокупность методов данного исследования. Методология – это общая теория методов. Методология – учение о приёмах и принципах всякого научного исследования.

Классификация методов:

1. По степени общности: всеобщие, общенаучные и частнонаучные;

2. По степени использования средств математики: качественные и количественные;

3. По отношению к опыту: эмпирические и теоретические;

Частнонаучные методы – это методы, которые используются в отдельной конкретной науке, например, в физике – радиоспектральный метод, в биологии – препарирование. Общенаучные методы – методы, которые используют большинство наук. Общенаучными становятся методы кибернетики, математики и т.д. Всеобщий метод раскрывает общее направление и характер познания в целом, независимо от специфики явлений. Всеобщим методом является диалектика, т.к. она раскрывает характер и направление познания в целом. Всеобщий метод может дать только философия, которая теоретически обобщает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, поэтому философия является методологической основой естествознания и обществознания.

 

2. Общенаучные методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Анализ – разделение (мысленное или реальное) объекта на элементы с целью их детального изучения. Диалектическим дополнением анализа является синтез. Синтез – это соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое. Пример из математики: диференциально-интегральное исчисление. Письмо и чтение также возникает в результате аналитико-синтетической деятельности разума по отношению к звуковой и буквенной структуре слова. Объективной предпосылкой этих познавательных операций является структурность материальных объектов, способность их элементов к перегруппировке, объединению и разъединению. Процессы исследования часто приходится начинать, опираясь на уже имеющиеся знания, делать заключения о неизвестном. Переходя от известного к неизвестному, мы можем либо использовать знания об отдельных фактах, восходя при этом к открытию общих принципов, либо, наоборот, опираясь на общие принципы, делать заключения о частных явлениях. Индукция – это метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок. Дедукция – это способ рассуждения, посредствам которого из общих посылок следует заключение частного характера. Аналогия – приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают о сходстве их других признаков. Аналогия делится на ассоциативную и логическую аналогию. Ассоциативная аналогия носит образный характер, в ходе её объединяются весьма далёкие по своей природе явления и предметы. Логическая аналогия – рассуждение о сходстве тех или иных явлений на основе их параллельного изучения. Моделирование – это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии, т.е. модели, замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модели подразделяются на материальные и идеальные.

 

3. Методы эмпирического исследования: наблюдение и эксперимент

Наблюдения – это целенаправленное восприятие явлений объективного мира. Оно опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов). Наблюдение включает три элемента: наблюдатель, технические средства наблюдения, изучаемый объект. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством субъекта в исследуемый процесс. Эксперимент, как и опыт, является основой познания, критерием истинности. Особенными видами эксперимента является мысленный эксперимент, космический, ядерный. Эмпирические методы приводят к возникновению знания, содержание которого в основном получено из опыта и выражено определённым языком. Эмпирические методы основываются на чувственном познании.

 

4. Методы теоретического познания: исторический и логический методы,

метод восхождения от абстрактного к конкретному

Теоретические же методы приводят к возникновению знания, отображающего предмет со стороны закономерных, существенных связей посредствам абстрактного мышления. Примером теоретического метода является исторический и логический, позволяющие реконструировать сложившиеся процессы и вывести общие закономерности. Исторический – это метод исследования конкретного процесса развития в его исторически протекающей форме и обобщения эмпирического материала до уровня исторической закономерности. Логический метод исследования – это метод исследования развития явления, отвлекающийся от случайных и побочных явлений и основывающийся на закономерных тенденциях сущности развития явления. Метод восхождения от абстрактного к конкретному характеризует начало протекания и конец отдельного этапа в процессе познания. Процесс познания начинается с чувственного созерцания, изучения конкретных предметов действительности. Однако чувственно-конкретное знание не вскрывает сущности предмета, поэтому познание переходит к следующему этапу – образованию отдельных абстракций. И третий этап состоит в переходе от абстрактного к конкретному в теоретически обобщённом виде.

 

5. Формы научного познания

Формы научного познания:

· идея;

· проблема;

· гипотеза;

· концепция;

· теория.

Идея – форма отражения в мысли явлений объективной действительности. Идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципов объяснения явления.

Проблема (преграда, трудность) – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный интерес. Весь путь развития человеческого познания может быть представлен как переход от постановки одних проблем к их решениям, а затем к постановке новых проблем. Проблема в науке – противоречивая ситуация, выступающая из противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теорией для её разрешения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.