Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционирование бюджетной системы России




 

Экономию государственных расходов предполагается осуще­ствить за счет создания базы для формирования и исполнения реального федерального бюджета по следующим направлениям.

1. Сокращен перечень прямых получателей бюджетных средств. Установлен порядок, в соответствии с которым прямым получателем или главным распорядителем средств федерального бюджета может быть федеральный орган государственной вла­сти, входящий в структуру федеральных органов государствен­ной власти. При этом ряд прямых получателей средств феде­рального бюджета, не являющихся федеральными органами го­сударственной власти, сохранен в качестве главных распорядителей средств федерального бюджета в связи с невозможностью возложения обязанностей по их финансированию на какой-либо федеральный орган государственной власти, а также из-за спе­цифики и значимости выполняемых ими работ.

Осуществляется следующий комплекс мероприятий:

1) сокращается предельная численность работников терри­ториальных органов федеральных органов исполнительной вла­сти (до 20%);

2) в ходе проведения мероприятий по совершенствованию структуры федеральных органов исполнительной власти оптими­зируется численность работников их центральных аппаратов и организаций, находящихся в ведении федеральных органов ис­полнительной власти и финансируемых за счет средств феде­рального бюджета по соответствующим разделам;

3) изменяются нормативы оптимальной нагрузки в учреждени­ях образования для расчета ассигнований из федерального бюджета.

Реорганизация учреждений проводится путем слияния орга­низаций и сокращения расходов на их содержание, в том числе путем приведения числа штатных должностей в соответствие с численностью прикрепленного контингента.

Разработаны предложения по реорганизации высших учеб­ных заведений, в том числе путем слияния разнопрофильных высших и средних специальных учебных заведений и преобразования их в университеты. Создание университетских комплексов позволит обеспечить подготовку кадров по широкому спектру специальностей.

Ввиду незавершенности процессов разграничения полномо­чий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъ­ектами РФ осуществляется дальнейшее разграничение расход­ных бюджетных полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ с учетом согласованного разграничения полномо­чий по предметам совместного ведения.

Предусматривается поэтапная передача в ведение субъектов РФ учреждений начального, среднего и высшего образования, ориентированных преимущественно на региональные рынки труда, а также организаций здравоохранения, культуры, физиче­ской культуры и спорта.

Аналогичный комплекс мероприятий предполагается осуще­ствить в отношении передачи субъектам РФ организаций, нахо­дящихся на балансе федеральных органов исполнительной вла­сти, в составе которых законодательством РФ предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

2. В общей сумме расходов на оплату труда работников бюд­жетных организаций, находящихся в ведении федеральных орга­нов государственной власти, средства, привлеченные из других источников сверх средств федерального бюджета, составляют в среднем 19%. В настоящее время применяется около 30 видов доплат, надбавок, других выплат, носящих обязательный харак­тер, и более 25 видов доплат и надбавок стимулирующего харак­тера. В учреждениях образования доля привлеченных средств составила 50% и более.

Проведенная инвентаризация условий оплаты труда и выплат стимулирующего характера требует их упорядочения и совер­шенствования системы оплаты труда на основе ETC по следую­щим направлениям:

• закрепление за вышестоящими организациями права определять лимит численности и размер фонда оплаты тру­да бюджетных организаций, находящихся в их ведении;

• унификация применения многочисленных отраслевых норм оплаты труда, установленных как законодательным путем, так и на основе отдельных решений Правительст­ва РФ и Минтруда России, с последующим переходом от тарифной сетки к ETC;

• применение принципов формирования фондов оплаты труда, предусмотренных для государственных служащих, к оплате труда работников бюджетных организаций;

• определение критерия, по которому в зависимости от до­ли использованных внебюджетных средств можно переводить организации из разряда бюджетных в разряд доти­руемых с использованием средств федерального бюджета по другим направлениям.

В настоящее время в ведении получателей средств федераль­ного бюджета находятся отраслевые и межотраслевые внебюджет­ные фонды. Учитывая, что средства внебюджетных фондов в до­полнение к ассигнованиям, предусматриваемым в составе расхо­дов федерального бюджета на фундаментальные исследования и со­действие научно-техническому прогрессу, направляются на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых видов наукоемкой продукции, сырья и мате­риалов, разработке новых и совершенствованию применяемых технологий, а также мероприятий по повышению технического уровня продукции, консолидация средств этих фондов в феде­ральном бюджете не предусматривается.

3. Сведения об остатках средств на текущих счетах по учету внебюджетных средств охватывают 100 федеральных органов исполнительной власти и других получателей бюджетных средств, расположенных на территории 83 субъектов РФ. В отношении этих средств предполагается:

• провести работу по закрытию текущих счетов по учету внебюджетных средств, по которым на протяжении длительного времени не осуществлялись операции, а также в отношении которых не продлен срок действия;

• запретить федеральным органам исполнительной власти и другим получателям средств федерального бюджета от­крытие двух и более текущих счетов по учету специаль­ных средств, сумм по поручениям и других внебюджетных средств одновременно в учреждениях Банка России и кредитных организациях.

4. Начиная с 1998 г. постепенно сокращается прямая финансовая поддержка сельского хозяйства, финансирование которого предполагается в большей степени осуществлять через фонд льготного кредитования предприятий и организаций агропро­мышленного комплекса и лизинговый фонд, а также федераль­ный и региональные продовольственные фонды, обеспечиваю­щие проведение сезонных работ в сельском хозяйстве. Снизится финансирование за счет средств федерального бюджета транспорта в связи с постепенным переходом отдельных его видов на самоокупаемость, осуществлением структурной перестройки на железнодорожном и морском транспорте.

5. Установлены натуральные и стоимостные лимиты потреб­ления электро- и теплоэнергии. В целях исключения возможно­сти образования новой кредиторской задолженности по оплате электро- и теплоэнергии предусматривается:

1) обеспечение получателями средств федерального бюдже­та при представлении в Минфин России возвратной росписи установленных лимитов бюджетных обязательств полного соот­ветствия бюджетных назначений по оплате коммунальных услуг согласованным лимитам потребления тепло- и энергоресурсов;

2) увязка сводных возвратных лимитов бюджетных обязательств в разрезе экономических статей расходов по каждому прямому получателю бюджетных средств с бюджетными обяза­тельствами всех бюджетных организаций, находящихся в ведении прямого получателя. Предусмотрена схема утверждения росписи доходов, расходов и источников финансирования дефицита феде­рального бюджета, обеспечивающая процедуру согласования смет расходов организаций, находящихся в ведении прямых получате­лей средств федерального бюджета, с прямыми получателями бюджетных средств, с последующим представлением в Минфин РФ смет по каждому получателю средств федерального бюджета;

3) обеспечение получателями средств федерального бюджета соблюдения установленных лимитов потребления тепло- и энергоресурсов;

4) обеспечение Федеральной службой по валютному и экс­портному контролю РФ (ФЭК) совместно с Минтопэнерго Рос­сии соблюдения цен и тарифов на тепло- и энергоресурсы и другие коммунальные услуги, устанавливаемых межрегиональ­ными комиссиями, с целью соблюдения их единства для бюд­жетных организаций всех уровней вне зависимости от сроков оплаты услуг и их минимизации, в том числе за счет ликвида­ции непроизводственных расходов.

6. Погашение кредиторской задолженности возможно за счет проведения следующих мероприятий:

• сокращения и минимизации дебиторской задолженности, а также исключения в последующем возможности отвле­чения средств на эти цели;

• направления остатков внебюджетных средств, находя­щихся на счетах получателей средств федерального бюд­жета на погашение кредиторской задолженности, с уче­том их возможных поступлений;

• направления части средств текущего финансирования для погашения переходящей кредиторской задолженности, час­ти кредиторской задолженности по стройкам и объектам Федеральной адресной инвестиционной программы, а также задолженности по денежным выплатам населению, возник­шим у отдельных получателей средств федерального бюдже­та в связи с использованием этих средств на другие цели;

• изыскания дополнительных источников поступлений средств, в том числе за счет мер по экономии расходов, подлежащих целевому направлению на погашение задол­женности, а также дополнительных доходов, получаемых от использования федерального имущества;

• привлечения средств бюджетов других уровней в части финансирования деятельности учреждений и организаций, выполняющих работы в интересах отдельных регионов.

7. Полная инвентаризация позволит решить следующие важ­нейшие задачи:

• создание единого реестра объектов федерального недви­жимого имущества, эффективной и гибкой системы контроля за соблюдением порядка использования и содержа­ния этих объектов;

• урегулирование имущественных отношений, связанных с использованием федерального недвижимого имущества;

• создание эффективной системы учета средств, получае­мых бюджетными организациями от использования за­крепленной за ними федеральной собственности, а также контроль за целевым использованием этих средств;

• повышение эффективности использования объектов фе­дерального недвижимого имущества при выявлении зда­ний, сооружений и помещений, нуждающихся в реконст­рукции и капитальном ремонте, и определение порядка их дальнейшего использования.

Анализ результатов инвентаризации показывает недостаточ­ность бюджетных средств, выделяемых для финансирования объ­ектов федерального недвижимого имущества. Необходимо разра­ботать механизм возмещения организациям — арендодателям имущества расходов по его ремонту и содержанию, а органам, упол­номоченным управлять федеральным имуществом в регионах, — расходов, связанных с организацией контроля за использованием принадлежащего Российской Федерации недвижимого имущества и поступлением доходов от его аренды в федеральный бюджет.

 

Общие принципы бюджетной классификации

 

В системе государственных финансов бюджетная классификация обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета.

Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обес­печивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюд­жетной системы.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

1. Классификация доходов бюджетов — это группировка дохо­дов бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с источниками их формирования, установленными соответствую­щими законодательными актами. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

2. Функциональная классификация расходов бюджетов пред­ставляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение ос­новных функций государства.

Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации — разделы, второй уровень подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень — целевые статьи расходов федерального бюджета, от­ражающие финансирование расходов по конкретным направле­ниям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюдже­тов, четвертый уровень — виды расходов федерального бюджета, детализирующие направление финансирования расходов по це­левым статьям.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств, по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов ут­верждаются федеральным законом о федеральном бюджете на оче­редной финансовый год.

3. Экономическая классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает текущие и капитальные статьи расходов. На ее основе составляются сметы бюджетных учреждений.

4. Классификация источников финансирования дефицитов бюдже­тов является группировкой заемных средств, привлекаемых Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов.

Рис. 7.1

Бюджетная классификация

 

 


5. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным; распорядителям средств бюджетов субъектов РФ по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональ­ной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов эконо­мической классификации расходов бюджетов.

Ведомственная классификация расходов местных бюджетов представляет собой группировку расходов местных бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств местных бюджетов по разделам, подраз­делам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов, группам расходов, предмет­ным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов.

Перечни главных распорядителей средств бюджетов субъек­тов РФ и распорядителей средств местных бюджетов утвержда­ются соответственно органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Бюджетная классификация в части классификации доходов: бюджетов, функциональной классификации расходов бюджетов, экономической классификации расходов бюджетов, классифи­кации источников финансирования дефицитов бюджетов едина для бюджетов всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Законодательные или представительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальней­шую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

В бюджетной классификации приводится также перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Она включает целевые статьи расходов федерального бюджета, виды расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация утверждается в форме закона, в который вносятся изменения и дополнения одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Совершенствование бюджетной классифика­ции позволит повысить эффективность мобилизации и исполь­зования бюджетных средств, обеспечить прозрачность бюджетов всех уровней и оптимизировать учетную политику.

Бюджетная классификация доходов

 

В составе бюджетной классификации доходов бюджетов выделя­ются следующие основные группы, подгруппы и статьи доходов.

I. Налоговые доходы:

• налог на прибыль (доход) организаций;

• налог на доходы от капитала;

• подоходный налог с физических лиц;

1) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдель­ным видам минерального сырья, производимым на тер­ритории РФ и ввозимым на территорию РФ;

• федеральные, региональные и местные, лицензионные сборы;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и пла­тежных документов, выраженных в иностранной валюте;

• налог с продаж;

• единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;

2) налоги на имущество:

• налог на имущество физических лиц;

• налог на имущество организаций;

• налог на недвижимость;

• налог на наследование или дарение;

3) платежи на пользование природными ресурсами:

• платежи на пользование недрами;

• налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

• сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

• лесной налог; а водный налог;

• экологический налог;

• земельный налог;

4) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:

• таможенная пошлина;

• таможенные сборы;

5) прочие налоги, пошлины и сборы:

• государственная пошлина;

• взносы в государственные фонды;

• дорожный налог;

• транспортный налог;

• налог на игорный бизнес;

• налог на рекламу;

II. Неналоговые доходы:

6) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности:

• доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

• доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности;

• проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета;

• проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;

• доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;

• перечисление прибыли Центрального банка РФ;

• платежи от государственных и муниципальных организаций;

• плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместным предприятиям и иностранным юридическим лицам;

• прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

7) доходы от продажи имущества, находящегося в государст­венной и муниципальной собственности:

• поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;

• поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;

• доходы от продажи квартир;

• доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, дру­гого оборудования;

• доходы от реализации конфискованного, бесхозного иму­щества, кладов и другого имущества, перешедшего в госу­дарственную и муниципальную собственность;

• доходы от реализации государственных запасов;

• доходы от продажи земли и нематериальных активов;

• поступления капитальных трансфертов из негосударст­венных источников;

• административные платежи и сборы;

• штрафные санкции, возмещение ущерба;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• прочие неналоговые доходы;

8) безвозмездные перечисления:

• от бюджетов других уровней;

• от государственных внебюджетных фондов;

• от государственных организаций;

• от наднациональных организаций;

• средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;

9) доходы целевых бюджетных фондов:

• дорожные фонды;

• экологические фонды;

• фонд развития таможенной системы РФ;

• государственный фонд борьбы с преступностью;

• фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

• целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;

• целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.

 

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

 

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включает следующие статьи:

1) финансирование дефицита бюджета за счет кредита Цен­трального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

2) государственные ценные бумаги;

3) бюджетные ссуды, полученные от государственных вне­бюджетных фондов;

4) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

5) прочие источники внутреннего финансирования.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиеся только к федеральному бюджету:

1) кредиты международных финансовых организаций;

2) кредиты правительств иностранных государств, предос­тавленные РФ;

3) кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

4) изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

5) прочее внешнее финансирование.

Классификация видов государственных долгов

 

Огромное негативное воздействие на экономику России ока­тывает накопленный государственный долг. В бюджетной клас­сификации выделен раздел классификации видов государствен­ных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Раздел включает сле­дующие статьи:

• целевой заем 1990 г.;

• целевые вклады и чеки на автомобили;

• государственный внутренний заем РФ 1991 г.;

• государственный внутренний долг РФ, принятый бывшего СССР;

• государственный внутренний заем 1992 г.;

• задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг., включая задолженность по процентам;

• казначейские обязательства;

• государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

• государственные краткосрочные облигации;

• государственные казначейские векселя;

• переоформленные в вексель Минфина РФ задолженно­сти: по централизованным кредитам и начисленным про­центам организаций АПК и организаций, осуществляю­щих завоз продукции в районы Крайнего Севера; пред­приятий текстильной промышленности Ивановской об­ласти по неуплаченным процентам за пользование цен­трализованными кредитами; по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва;

• государственные гарантии;

• облигации федеральных займов с переменным и постоянным купонным доходом;

• государственный сберегательный заем;

• государственный внутренний целевой заем РФ для погашения товарных обязательств;

• индексация вкладов населения;

• задолженности: по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком РФ странам СНГ; Пенсионному фонду РФ по возмещению расходов по выплате государственных пенсий и пособий; по внутреннему валютному долгу; по авалированным векселям Агропромбанку; предприятиям топливно-энергетического комплекса и другим отраслям промышленности; облигации государст­венных нерыночных займов.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ включает следующие статьи — государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам, полученным от: правительств иностранных государств; иностранных коммерческих банков и фирм; международных финансовых организаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.