Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформирование пенсионной системы




 

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид­ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде­ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави­симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен­сия будет представлять собой часть трудовой пенсии.

Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко­торые распространяется обязательное государственное пенсион­ное страхование.

Все участники общей системы трудовых пенсий должны не­сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова­ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис­ходным критерием определения размера пенсии станет цена од­ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ­ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв­ляться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази­руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос­новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе­мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за­болеваний на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре­альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели­чения последней.

Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.

Этому способствует тенденция к снижению численности заня­тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк­туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде­рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста­точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уро­вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо­вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо­способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен­сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми­нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за­ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа­ции размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа­цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла­да. Решить эту проблему возможно только путем либо значитель­ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра­ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.

В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель­ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес­печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по­следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре­менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на­блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от­носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до­ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси­онного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио­нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес­печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас­пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население необходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионно­му обеспечению.

Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова­ние пенсионной системы или прошлым трудовым вкладом.

Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновре­менно невозможно обеспечить повышение минимального уров­ня пенсий и социально справедливую их дифференциацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим пере­ход к новому порядку исчисления размеров пенсий.

К целям пенсионной реформы относятся:

• финансовая стабилизация пенсионной системы и созда­ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;

• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает со­хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес­печения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуров­невой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд­жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;

2) обязательную систему пенсионного страхования, постро­енную по накопительному принципу — обязательные пенсион­ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;

3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.