Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система социального партнерства

 

В последние десятилетия в мировой экономической теории и практике получила признание концепция социальной направ­ленности предпринимательства и социальной ответственности предприятий. В реформируемой российской экономике особую актуальность приобретает развитие социального партнерства.

Социальное партнерство сводится к тому, что предпринимательство не ограничивается экономической целью — извлечением прибыли, учитывает человеческий и социальный факторы воздействия произ­водственной сферы на работников, градообразующую роль предпри­ятий и социальную роль общества в целом.

Согласно этой концепции работодатели несут социальную ответственность перед своими работниками и обществом и способ­ствуют достижению равновесия между экономическими и соци­альными интересами. Эта концепция соответствует идеологии со­циально ориентированной модели рыночной экономики.

Система социального партнерства базируется на комплекс­ном региональном подходе к решению социальных проблем предприятий. В его основе — механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на всех уровнях. В рамках региональных программ социального партнерства получили развитие трехсторонние и двусторонние комиссии, обеспечивающие подготовку и заключение соответ­ствующих соглашений. Это способствует налаживанию взаимо­отношений сторон при формировании и реализации социаль­но-экономической политики предприятий и регионов. Особое место в этой системе отводится урегулированию коллективных трудовых споров.

Основными проблемами развития социального партнерства наряду с отсутствием необходимой правовой базы являются мед­ленное формирование организационных структур работодателей и недостаточное развитие системы коллективно-трудового регу­лирования социально-трудовых отношений в предприятиях всех форм собственности. Результатом этого является снижение мо­тиваций к высоко производительному труду, формальный под­ход к заключаемым коллективным договорам.

Общая стратегия развития социального партнерства должна базироваться на таких ведущих принципах, как взаимная экономиче­ская ответственность, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность в поведении сторон, солидарность.

Механизм реализации социального партнерства включает в се­бя правовую базу и гарантии со стороны работодателей, а также процедуры взаимодействия субъектов трудовых отношений и органов государственного и муниципального управления и пути достижения консенсуса в рамках примирительных мероприятий.

Совершенно очевидно, что без законодательно оформленных прав и обязанностей работодателей функционирование системы социального обеспечения работников не может иметь гарантий их безусловного финансирования на приоритетной основе.

В мировой практике хорошо себя зарекомендовали объеди­нения (ассоциации) работодателей, создаваемые как по отрасле­вому, так и по территориальному принципам. Эти объединения выступают стороной в заключаемых с законодательными и пред­ставительными органами власти соглашениями, предусматри­вающими широкий спектр направлений социально-трудового регулирования. В рамках этих соглашений разрабатываются со­циальные программы предприятий, что обеспечивает их некото­рую унификацию с позиций принципиальных подходов к реше­нию конкретных социальных проблем работников.

Для эффективного решения этих проблем должна быть как можно быстрее сформирована общегосударственная, региональ­ные и местные системы коллективно-договорного регулирова­ния социально-трудовых отношений на основе социальных стандартов, а также государственная служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Разработка социальных программ предприятий в рамках соци­ального партнерства включает:

• права и обязанности работодателя по обеспечению усло­вий труда, отдыха, быта работников, содержанию соци­альной инфраструктуры предприятий;

• обязанности работодателя по обеспечению прожиточного минимума работников за счет выплачиваемой заработной платы;

• систему стимулирующих выплат, включая премии, поощ­рительные и компенсационные выплаты;

• взаимодействие социальной инфраструктуры предпри­ятий в рамках одного муниципального образования;

• солидарную ответственность работодателя и органов ме­стного самоуправления в комплексном решении вопросов развития социальной инфраструктуры без ущерба не только для работников предприятия, но и в целом для населения района, города и т.п.

Для социально-экономического развития предприятий в нашей стране были характерны преимущественно отраслевая направленность государственной промышленной политики, особенности управления, отражающие высокую значимость не только экономических, но и социальных факторов развития производства и учитывающие коллективную психологию, а также сильные тра­диции патернализма в сфере общественных отношений.

Российское предпринимательство на рубеже XX в. отлича­лось обостренным чувством социальной ответственности рабо­тодателей как перед рабочими и служащими своих заводов и фабрик, так и перед местным сообществом. Это проявлялось в создании при промышленных предприятиях своих жилых комплексов, бань, столовых, клубных и богадельных учреждений, а также благотворительных акциях. В советский период сохрани­лась преемственность в управлении производством в части функционирования предприятия как целостного социально-экономического организма. Тотальное огосударствление всех сторон общества усилило патернализм на всех уровнях управле­ния, что в большей мере относилось к уровню предприятий. Важная роль отводилась предприятию (администрации и проф­союзам) в соблюдении социальных гарантий в области занятости и производственного обучения работников, совмещения работы и учебы, условий и охраны труда работников (особенно женщин и молодежи, инвалидов), а также в сфере охраны здоровья ра­ботника на производстве и социального обеспечения, продолжи­тельности рабочего времени, времени отдыха и отпуска, занятий физкультурой и спортом. В практику социального развития предприятий с учетом их финансовых возможностей вошло пре­доставление дополнительных социальных льгот к льготам, фи­нансируемым за счет средств государственного бюджета, т.е. установление денежных надбавок к отпускам, пенсиям, снижение планки пенсионного возраста, бесплатное или частично оплачи­ваемое питание работников на производстве и детей в дошколь­ных учреждениях, компенсация транспортных расходов. В 70-80-е годы наблюдался рост дополнительных льгот и компенса­ций, предоставляемых предприятием своим работникам в соци­ально-бытовой и жилищной сфере. Широко стали практико­ваться социальная поддержка и помощь в финансировании ЖСК, создании МЖК, приобретении садовых участков, улуч­шении бытовых условий жизни.

В середине 80-х годов ресурсы предприятий, направляемые на социальное развитие трудового коллектива, составляли одну пятую часть общей суммы финансовых ресурсов, расходуемых на общественные фонды потребления. Считалось закономер­ным, что общественные фонды потребления, в том числе децен­трализованные его части в виде средств предприятий на соци­альное развитие трудового коллектива, должны расти быстрее, чем фонд оплаты по труду и национальный доход. Ставка на опережающий рост общественных фондов потребления объяснялась необходимостью частичной компенсации низкого уровня зара­ботной платы работников и подконтрольностью централизованного государственного распределения потребительских благ, а также широкими возможностями для номенклатуры с помощью различных пособий и льгот реализовать принцип фаворитизма.

Серьезный недостаток сложившейся практики распределения материальных благ через общегосударственные фонды потребле­ния состоял в сильном государственном патернализме, который порождал тенденции к уравнительности, социальному иждивен­честву и ограничению мобильности и инициативности работни­ков. Однако общественные фонды потребления при всех их со­циальных издержках заложили экономический фундамент соци­альных гарантий, широкой доступности важнейших социально значимых благ: дошкольное воспитание и образование, здраво­охранение, культура, организованный отдых населения и осо­бенно детей. Коллективные, совместные формы организации предоставления этих благ и услуг по сравнению с частной орга­низацией оказываются более эффективными с точки зрения ис­пользования национального дохода, когда превалирует объек­тивный принцип экономии от масштаба.

Таким образом, реформируемая российская экономика тре­бует адекватного решения проблем социально-трудовых отно­шений в рамках социального партнерства на всех уровнях госу­дарственного и муниципального управления в их тесном контак­те с объединениями работодателей. Первоочередная задача — разработка законодательства о социальном партнерстве на феде­ральном уровне. Перед предприятиями стоит задача определе­ния общей стратегии и тактики выработки и реализации соци­альных программ, имеющих вполне конкретные и стабильные источники финансирования, предусмотренные в финансовых планах и закладываемые в инвестиционные проекты и програм­мы развития и совершенствования производства.

 

2. Финансирование социальных услуг и их норматива.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концепции социальной роли бизнеса и социальной | Современное состояние социальных услуг в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.