Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия




Русская философская мысль - органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер. Русская философия прошла долгий путь своего развития, в котором выделяются следующие этапы:

-ХI-ХVII вв. - постановка философских проблем и поиск ответов на них в рамках религиозного сознания (Илларион, Андрей Рублев, Максим Грек и др.);

-ХVIII в. - первая четверть XIX в. - распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени - философия русского Просвещения (М.Ломоносов, В.Татищев, А.Радищев, М.Щербатов, П.Чаадаев), философия декабристов (П.Пестель, М.Фонвизин, Н.Муравьева, И.Якушкина и др.)

- Вторая четверть XIX - начало XX в. - становление и развитие самостоятельной философии в Росси включает множество направлений:западническое (А.Герцен, В.Белинский, Т.Грановский, Н. Станкевич) и славянофильское (А.Хомяков, И.Киреевский. КАксаков, Ю.Самарин), революционно-демократическое (Н.Чернышевский, В.Белинский; анархисты - М.Бакунин, П.Кропоткин; народники - Н.Михайловский, П.Лавров, А.Ткачев; марксисты - Г.Плеханов, В.Ленин), почвенничество (А.Григорьев, Н.Данилевский, Ф.Достоевский; консервативное (М.Н.Катков, К.Н.Леонтьев, К.П.Победоносцев), русский космизм (Н.Федоров, К.Циолковский. В.Вернадский, А.Чижевский ); религиозно-идеалистическое (Вл.Соловьев, Н. Трубецкой, Г.Флоровский, П.Флоренский, Л.Шестов, В.Розанов),

- Русская философия после 1922г. - философия русского зарубежья (Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин. С.Франк, Б.Вышеславцев, Л.Карсавин).

Основные темы и проблемы:

- тема человека, его судьбы и смысла жизни;

- проблема добра и зла;

- критика рационализма, обоснование особого «интуитивно- мистического» метода познания действительности (целостным духом);

-«русская идея» - выяснение особенностей русского духа, русской культуры и русского менталитета;

-поиск исторического пути развития России - между Западом и Востоком;

- смысла истории человечества, ее будущее;

- тема Всеединства и Богочеловечества в русской религиозной метафизике -изначального единства космоса, природы, человека и Бога, единства жизни, истории и познания;

-XX веке - осмысление кризиса мировой философской мысли и поиск новых путей философствования.

Илларион, XI в. («Слово о Законе и благодати») - объясняет суть христианского учения; утверждается идея равенства народов перед «благодатью». Эпоха «закона» (до христианства) символизируется образами тени, луны, а эпоха «благодати» - солнца. Прославляется Русь и князь Владимир.

Филофей, ХVI в. создает религиозное учение о Москве как «третьем Риме». «Старый Рим», бывший центром христианства, был завоеван варварами. «Новый Рим» (Константинополь) погиб под ударами турецких завоевателей. «Третьему Риму» - Москве -предначертано исполнять роль продолжателя христианского вероучения. Падение «старого» и «нового» Рима Филофей объясняет тем, что они подверглись наказанию за измену христианству как подлинной вере.

Иван Грозный и Андрей Курбский VI в.) - переписка. Иван Грозный, ссылаясь на историю римских императоров, выступал за абсолютную, ничем не ограниченную монархию. Андрей Курбский, обращаясь к просвещенному европейскому монархизму, отстаивал идею государства, основанного на соблюдении законности, ограничении действий царя земским собором. Спор был решен в пользу Ивана Грозного: в России установилась самодержавная форма правления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.