КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты земельных правоотношений
Состав земель Республики Беларусь. В земельных правоотношениях земля рассматривается как объект правового регулирования, то есть объект, который имеет определенную правовую характеристику. Естественно-природные и экономические особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим. Правовая классификация всех земель Республики Беларусь предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на следующие составные части: · категории земель; · виды земель. Классификация земель на категории дается по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель – по целевому назначению земель. Поэтому категория земель определена как земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны (ст. 1 Кодекса о земле). Существенными признаками категории земель является общее целевое назначение и единый правовой режим. Исчерпывающая законодательная классификация земель на категории закреплена в ст. 6 Кодекса о земле, согласно которой земли Республики Беларусь делятся на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов; 3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения; 4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Таким образом, категория земель – наиболее устойчивое образование в земельных правоотношениях. Общее целевое назначение земель, в соответствии с которым производится их отнесение к той или иной категории, определяется как установленный законодательством порядок, условия и ограничения использования земельного участка (ст. 1 Кодекса о земле), и представляет собой совокупность нормативно установленных параметров, которые определяют условия использования различных земель. Перевод земель, земельных участков из одной категории в другую производится в случаях изменения целевого назначения земель при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении прав на земельные участки, а также по инициативе землепользователей (ст. 8 Кодекса о земле) в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь (Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденное Указом от 27 декабря 2007 г. № 667). Такой перевод осуществляется по решению местных исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией, в том числе, если он производится по инициативе землепользователя. Землепользователи не имеют права самостоятельно изменять целевое назначение земельных участков, Для подготовки материалов о переводе земель, земельного участка из одной категории в другую соответствующий исполнительный комитет создает комиссию, которая в установленный срок проводит обследование земель и готовит необходимые документы, на основании которых может быть принято решение о переводе земель, земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в этом переводе. Классификация земель на виды осуществляется как в рамках какой-то одной категории, так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды устанавливается законодательно или осуществляется в теории и позволяет детализировать правовой режим земель с учетом особенностей их использования и охраны. Так, в соответствии со ст. 7 Кодекса о земле в целях кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на категории земель по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования подразделяются на следующие виды: пахотные, залежные, луговые земли, земли под постоянными культурами и другие. Отнесение земель к определенным видам осуществляется в случаях, установленных законодательством (ст. 8 Кодекса о земле) путем их обследования в процессе проведения геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель по решению районных, городских (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительных комитетов на основании материалов, подготовленных областными (Минской городской) землеустроительными и геодезическими службами.
Субъектами земельных правоотношений являются участники этих отношений, перечень которых определен в ст. 4 Кодекса о земле, наделенные земельными правами и обязанностями, совокупность которых образует их земельно-правовой статус. В зависимости от этого статуса можно выделить следующие категории субъектов: 1. Республика Беларусь, которая не названа прямо в Кодексе о земле среди субъектов земельных правоотношений, но является основным участником правоотношений собственности на землю, и как публично-правовое образование определяет государственную земельную политику, формирует земельное законодательство и обеспечивает управление землями через свои органы управления. От имени государства действуют различные государственные органы, через которые Республика Беларусь реализует свою земельную правоспособность. Административно-территориальные единицы Республики Беларусь не наделены самостоятельными правами на землю, но ведают использованием и охраной земель на своей территории и осуществляют свои полномочия через органы местного управления и самоуправления (местные Советы, исполкомы) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Так, в соответствии с этим законом к компетенции Советов относится: утверждение региональных программ, концепций и планов мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; распоряжение природными ресурсами в случаях, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, а также осуществление контроля за их использованием (ст. 17). Исполкомы в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством: разрабатывают и вносят для утверждения в Советы проекты региональных программ, концепций, проектов планов мероприятий по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; распоряжаются природными ресурсами в случаях и порядке, предусмотренных законодательством об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; принимают решения о предоставлении земельных участков, а также об их изъятии (кроме городских исполкомов (городов районного подчинения)) и решают другие вопросы (ст. 41). Особенность участия Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в земельных отношениях связана с тем, что эти субъекты действуют в публичных интересах. 2. Иностранные государства, международные организации могут участвовать в правоотношениях собственности на землю и правоотношениях по использованию земли на условиях аренды. Одновременно эти субъекты являются самостоятельными участниками международных отношений, права которых на землю определяются в первую очередь международными соглашениями, заключенными с Республикой Беларусь в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» от 23 июля 2008 г. № 421-З. 3. Государственные органы, обладающие специальной компетенцией по регулированию земельных отношений, участвуют в правоотношениях по управлению землями и охранительных земельных правоотношениях. Они не наделены самостоятельными правомочиями по владению, пользованию и распоряжению землей, но осуществляют их от имени государства в пределах своей компетенции. 4. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица могут быть субъектами земельных правоотношений всех видов. Как субъекты земельных правоотношений они наделены земельной правоспособностью и дееспособностью, содержание которой зависит от вида земельных правоотношений. Земельная правоспособность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей заключается в возможности получить земельный участок в порядке и на условиях, предусмотренных земельным законодательством, и использовать его для определенных целей. В отношениях по использованию земли эта категория субъектов наряду с иностранными государствами и международными организациями обозначается обобщенным термином «землепользователи». В регулятивных земельных правоотношениях земельная право- и дееспособность юридических и физических лиц может рассматриваться как составная часть гражданской право- и дееспособности, так как права на землю закреплены в гражданском законодательстве. В охранительных отношениях она возникает по правилам уголовного, административного, гражданского законодательства.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |