Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель

Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

Тема 6. Государственное регулирование в области использования и охраны земель.

6.1. Понятие и содержание государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

6.2. Система и компетенция органов государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель.

6.4. Учет земель и ведение государственного земельного кадастра.

6.5. Землеустройство.

6.6. Государственный контроль в области использования и охраны земель.

 

В настоящее время законодательство об охране и использовании земель для характеристики государственно-властной деятельности по отношению к землям использует схожие понятия – государственное управление и государственное регулирование, не делая разграничения между ними. Деятельность уполномоченных государственных органов обозначается обобщенным понятием «государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель» (Глава 2 Кодекса о земле).

Государственное управление землями представляет собойурегулированную нормами права исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов по организации эффективного использования и охраны земель.

Управление в области использования и охраны земель является составной частью управления в области природопользования и охраны окружающей среды. Главной задачей государственного управления в рассматриваемой области является организация эффективного использования и охраны земель. Действующее земельное законодательство не употребляет понятие «рациональное использование земель» для характеристики целей правового регулирования и содержания отдельных земельных правоотношений, в том числе управленческих, что не соответствует общим принципам правового регулирования природоресурсных отношений. Рациональное использование земель входит в понятие эффективного использования и должно обеспечиваться в процессе государственного управления в этой области.

При этом государственные органы не занимаются непосредственно эксплуатацией земли, ее хозяйственным использованием или охраной. Деятельность уполномоченных государственных органов по управлению землями носит организационный характер, и вытекает не из правомочий государства-собственника, а из его публичных полномочий, и основана на принципе разделения властей. Государство осуществляет управление землями через свои органы, но не как собственник, а как публичный субъект (носитель государственной власти).

Объектом государственного управления в этой области являются все земли Республики Беларусь, поэтому система государственного управления едина по отношению ко всем категориям и видам земель, охватывает деятельность всех землепользователей. Единство выражается в единстве содержания (функциях) и единых методах государственного управления по отношению к государственным и частным землям. Различаются только полномочия государственных органов по отношению к данным землям.

Государственное управление землями является межотраслевой деятельностью, не связанной с какой-либо одной отраслью экономической и социальной жизни, а распространяется на все земли, независимо от форм собственности и форм использования земли.

Государственное управление в сфере землепользования имеет административный характер и основано на началах власти и подчинения. Государственное регулирование является более широким понятием, которое включает в себя административные и экономические способы воздействия на субъектов земельных отношений. Экономические способы реализуются через экономический механизм землепользования, который является составной частью экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды, и постепенно находит закрепление в земельном законодательстве (например, в виде платы за предоставление и пользование земельными участками, возмещение правомерных убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства).

Содержание государственного управления землями составляют функции управления, вид и характер которых определяется социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации эффективного использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель.

К функциям управления землями относятся следующие:

1) планирование в области использования и охраны земель;

2) распределение и перераспределение земель;

3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;

4) землеустройство;

5) мониторинг земель;

6) государственный контроль за использованием и охраной земель;

7) разрешение земельных споров в административном порядке.

 

Государственное управление землями организовано в двухуровневую систему, которая включает:

· общее управление землями;

· специальное управление землями.

Общее государственное управление землями действует по территориальному признаку в пределах Республики Беларусь или административно-территориальных единиц. В соответствии со ст. 23 Кодекса о земле его осуществляют:

Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, которые наделены в основном регулирующими полномочиями;

местные исполнительные комитеты - областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые в соответствии с их компетенцией; администрации СЭЗ – при распределении и перераспределении земель.

Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.

На республиканском уровне его осуществляют:

Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее - Госкомимущество), который является республиканским органом управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. На Госкомимущество возлагается проведение единой государственной политики в области земельных отношений, геодезии, картографии, государственной регистрации недвижимого имущества и по вопросам имущественных отношений;

иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, которые в Кодексе о земле не перечислены, но могут выполнять некоторые функции государственного управления (например, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды в области государственного контроля).

На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляют землеустроительные службы в структуре местных исполнительных комитетов, образованные в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. № 622 на базе землеустроительных и геодезических служб, являвшихся территориальными органами Госкомимущества, полномочия которых определены названным выше указом.

Компетенция общих и специальных органов управления по регулированию земельных отношений разграничивается земельным законодательством. Однако, практически все функции управления землями, составляющие содержание этой деятельности, осуществляются этими органами совместно.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переход права на земельные участки | Учет земель и ведение государственного земельного кадастра
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.