Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5: Российская империя в XIX в




1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в.

2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I

3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I

4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

5. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIXв Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIXв

6. Русская культура XIX в. и её вклад в мировую культуру.

Вопрос 1. Население России. Расширение территории государства. Этнический и конфессиональный состав. Социальная структура: понятия сословия, анализ правового положения привилегированных, полупривилегированных и непривилегированных сословий. Эволюция социальной структуры, формирование новых социальных слоев. Этапы решения крестьянского вопроса.

Основные черты аграрной экономики. Хозяйство государственных крестьян. Зажиточное крестьянство. Помещичье хозяйство в первой половине XIX в., его основные черты и эволюция.

Промышленный переворот в России, его этапы и особенности. Развитие торговли, формирование внутреннего рынка. Транспорт, его основные виды, их развитие. Политика в области финансов, торговли и промышленности. Денежная реформа Е. Ф. Канкрина.

Новые условия развития крестьянских и помещичьих хозяйств после 1861 г. как основа двух путей аграрного капитализма. Земельный вопрос. Социальное расслоение крестьянства. Бедные и зажиточные хозяйства. «Раскрестьянивание». Крестьянская община в 1860–1900-х гг. Помещичье хозяйство. Причины сокращения дворянского землевладения и помещичьих хозяйств. Развитие животноводства. Крестьянские промыслы. Районная специализация.

Общее и особенное в промышленном развитии России в пореформенный период. Завершение промышленного переворота. Железнодорожное строительство – важный фактор развития промышленности. Создание банковской системы. Структура экспорта и импорта. Главные торговые партнеры России.

Вопрос 2. Вступление на престол Александра Павловича. Образование Негласного комитета, его состав и задачи, стоявшие перед ним. Первые мероприятия Александра I: попытки решения крестьянского вопроса, реформы народного образования и цензуры, создание министерств. Планы преобразований М.М. Сперанского. Причины отставки Сперанского и неудачи его проектов. Образование военных поселений.

Смена внутриполитического курса в послевоенный период. А.А. Аракчеев, его личность и государственная деятельность. Создание военных поселений.

Международное положение России в начале XIX в. Участие России в антинаполеоновских коалициях. Русско-турецкие и русско-шведские войны, их итоги. Политика России в Закавказье. Русско-персидская война. Обострение отношений между Францией и Россией.

Отечественная война 1812 г. Начало войны. Силы и планы сторон. Основные сражения и операции: под Смоленском, Бородинская битва, тарутинский маневр, за Малоярославец, на р. Березина. Итоги Отечественной войны 1812 г. и ее значение. Полководцы и народные герои Отечественной войны. Партизанское движение в годы войны.

Зарубежные походы русской армии. Венский конгресс. Образование Священного союза, его конгрессы.

Итоги правления императора Александра I.

Вопрос 4. Внутренняя политика Николая I. Роль канцелярии царя, ее III Отделения. А.Х. Бенкендорф. II Отделение. Кодификация законов. Мероприятия по крестьянскому вопросу. Секретные комитеты. Указ об обязанных крестьянах. Реформа государственных крестьян. П.Д. Киселев. Меры по укреплению положения дворянства и городских сословий.

Основные направления внешней политики России. Восточный вопрос и Россия. Русско-персидская война 1826–1828 гг. Причины и ход русско-турецкой войны 1828–1829 гг. Значение Андрианопольского мира. Позиция России во время турецко-египетских столкновений. Ункяр-Искелесский мирный договор. Лондонские конвенции о режиме Черноморских проливов. Военные действия России на Кавказе. Позиция России во время революционных потрясений в странах Западной Европы.

Крымская война. Причины войны. Состояние русской армии и флота. Начало военных действий против Турции. Вступление Англии, Франции и Сардинии в войну против России. Ход военных действий в Крыму. Героическая оборона Севастополя. Операция на Кавказе. Попытки высадки десантов союзниками. Причины поражения России. Парижский мир и его условия.

Вопрос 5. Александр II как государственный деятель. Предпосылки отмены крепостного права. Подготовка реформы. «Манифест» и «Положения» 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права.

Земская реформа и ее значение. Городовое положение 1870 г. Формирование органов местного самоуправления, их состав и деятельность. Судебная реформа. Принципы формирования судов, прокуратуры, адвокатуры и основы их деятельности. Военные реформы. Военный министр Д. А. Милютин. Введение всесословной воинской повинности вместо рекрутчины. Реорганизация военного управления. Значение реформ 1860–1870-х гг.

Кризис самодержавной власти на рубеже 1870 – 1880–х гг. Меры М.Т. Лорис-Меликова по выведению страны из политического кризиса. Убийство Александра II.

Александр III и его окружение. Манифест о незыблемости самодержавия, борьба с революционным движением. Реформы в области цензуры и образования. Крестьянский вопрос. Ревизия земской и городской и судебных реформ. Национальная политика.

Основные направления внешней политики России в 1856–1894 гг. Внешнеполитическая программа Горчакова. Отмена статей Парижского мирного договора о «нейтрализации» Черного моря. Союз трех императоров.

Восточный кризис 1875–1876 гг. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Ход военных действий на Балканах и на Кавказе. Сан-Стефанский договор и Берлинский конгресс.

Дальний Восток в политике России. Установление границ России с Китаем, Японией и США. Присоединение Средней Азии.

Внешнеполитическая программа Н. К. Гирса. Восстановление Союза трех императоров. Тройственный союз. Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Образование русско-французского союза. Международное положение России к середине 90-х гг. XIX в.

Вопрос 6. Формирование общественно-политических лагерей в России в начале XIX в. Консервативная мысль: Н. М. Карамзин и его оппоненты. Начальный этап движения декабристов. Причины возникновения дворянской революционности. Ранние декабристские организации. Союз спасения и Союз благоденствия. Образование и деятельность Северного и Южного обществ. «Конституция» и «Русская правда». Тактика декабристов. Подготовка восстания и планы его проведения. 14 декабря 1825 г. в Петербурге. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд по делу декабристов. Значение их выступления и причины неудачи.

Общественная мысль в 1830–1840–е гг. Теория официальной народности и ее обоснование. С. С. Уваров, М. П. Погодин, Литературно-просветительское движение 20–30-х гг. XIX в. Споры западников и славянофилов. Западничество, его основные идеи. Т.Н. Грановский. «Государственная школа». К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев. Славянофильство: социальные, религиозные, историософские аспекты. А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Радикальное направление русского общественного движения 20–50-х гг. ХIХ в. Деятельность кружка Н.П. Буташевича-Петрашевского. Генезис теории общинного социализма Герцена и его деятельность за границей. Начало общественной деятельности Н.Г. Чернышевского.

Общественное движение в России 60–70-х гг. XIX в. Либеральный лагерь. Земский либерализм. Нелегальные съезды. «Адреса», «записки» царю. Консерватизм. М.Н. Каткова. Революционеры 60-х гг. Деятельность А.И. Герцена за рубежом. «Колокол». Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и «Современник». «Земля и воля» 60-х гг., кружок Н. Ишутина и выстрел Д. Каракозова. С.Г. Нечаев и «Народная расправа». Народничество. Основные идейные течения в народничестве. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. «Хождение в народ». Вторая «Земля и воля». Программа и деятельность землевольцев. Образование «Народной воли» и «Черного передела». Различия их программ и тактикиРабочее движение 70-х г. Рабочие союзы. В.И. Обнорский и С.Н. Халтурин.

Общественно-политическая мысль и политические движения России (1881–1894). Реакция русского общества на событие 1 марта 1881 г. К.П. Победоносцев – идеолог и государственный деятель. Либерализм. Б.Н. Чичерин. Земский либерализм. Неонародничество. Марксизм. Распространение марксистских идей в России. Легальный (критический) и революционный (ортодоксальный) марксизм.

Вопрос 6. Средняя и высшая школа в России в первой четверти XIX в. Просвещение в царствование Николая I. Реформы образования Александра II и Александра III.

Развитие естественных наук в XIX в.: И.М. Сеченов, П.Л. Чебышев, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, С.В. Ковалевская, А.С. Попов и др. Русские географы и путешественники. П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский, А.П. Кропоткин и др. Развитие исторических исследований: Карамзин, Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др.

Развитие литературы в XIX в. «Золотой век» русской культуры: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.В. Гоголь. Мировое значение произведений И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Развитие русского театра. А.Н. Островский. Опера и балет.

Музыкальная культура в XIX в: М.И. Глинка. «Могучая кучка»: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. П.И. Чайковский.

Живопись, скульптура и архитектура в XIX в.: основные жанры, направления, наиболее известные деятели искусства и их произведения. «Передвижники» и их значение в развитии реалистического искусства. П.М. Третьяков и его картинная галерея.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 6

Тема: Россия в начале XX века.

1. Особенности социально-экономического развития российской империи на рубеже

XIX - XX вв.

2. Революция 1905-1907 г.г. Причины, движущие силы, характер и особенности.

3.Образование основных политических партий: генезис, классификация, программы и тактика.

4.Реформы П.А. Столыпина: содержание, результаты, значение.

1. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Глобализация общественных процессов. Специфика перехода к монополистическому капитализму. Экономический кризис 1900-1903 годов. Усиление монополизации в промышленности. Возрастание роли банков. Сращивание промышленности с банками. Причины замедления промышленного роста. Особенности монополистического капитализма в России.

2. Первая российская революция 1905-1907 годов. Предпосылки революции. Образование политических лагерей. Влияние русско-японской войны на обострение революционной ситуации. Начало революции, ее характер, особенности и движущие силы. Этапы революции. Манифест 17 октября 1905 г.

3. Политические партии России. Образование и генезис партий, их классификация. Программы и тактика партии. Итоги и значение революции 1905-1907 годов.

Становление российского парламентаризма. Закон 1906 года об «Учреждении Государственной Думы» и ее функциях. Выборы и четыре созыва Государственной Думы. Партийный состав и фракции. Деятельность Думы. Законопроекты по аграрному и национальному вопросам.

4. Столыпинская аграрная реформа. Политические цели и меры реформы. Итоги реализации реформы. Результаты переселенческой политики. Историческое значение столыпинской аграрной реформы и ее оценки.

 

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.

1. Причины и характер первой мировой войны. Вступление России в войну. Отношение к

войне классов и партий в России.

2. Февральская революция 1917 года. Свержение самодержавия. Значение революции.

3. Нарастание общенационального кризиса после победы Февральской революции.

4. Подготовка и осуществление большевиками вооруженного захвата власти.

5. Гражданская война и интервенция: причины, ход, итоги.

 

Вопрос 1. Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 г., была «подготовлена»предыдущим ходом исторического развития.

Относительно причин развязывания Первой мировой войны у историков нет однозначного ответа. Условно их можно разделить на экономические: передел мира, и социально – политические: правящие круги рассчитывали на снижение накала революционного движения, возникшего в результате гонки вооружений, экспансионистской внешней политики капиталистических стран, что тяжелым бременем ложилось на плечи народа.

Первая мировая война носила захватнический, империалистический, несправедливый характер со стороны воюющих государств, за исключением Сербии, Черногории и Бельгии, а также других оккупированных стран, население которых вело борьбу за свое освобождение.

Еще до войны сложилось два противоборствующих союза: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия, Турция, Болгария) и Антанта (Великобритания, Россия, Франция, затем вошли еще 34 государства).

Поводом к войне стало убийство на захваченной Австро-Венгрией сербской территории в г. Сараево австрийского престолонаследника принца Франца Фердинанда сербскими националистами. Австро-Венгрия предъявила ультиматум Сербии. Сербия приняла основные требования, от наиболее унизительных - отказалась. Это дало Австро-Венгрии основание для начала военных действий против Сербии. За спиной Австро-Венгрии стояла Германия, а гарантом независимости Сербии выступила Россия. Она стремилась оттянуть начало конфликта и свое вступление в войну: было свежо еще в памяти поражение в Русско-японской войне, не была завершена программа перевооружения арами, не восполнил свои потери флот. Николай II долго колебался, прежде чем объявить всеобщую мобилизацию. Но на него было оказано давление, и он уступил. Германия использовала это как предлог для объявления войны России 1 августа 1914 г. Таким образом, война сразу же приобрела европейский характер, а вскоре превратилась в мировую.

Первая мировая война длилась более четырех лет. Война, став итогом кризиса в международных отношения, сама была проявлением кризиса европейской цивилизации, не сумевшей цивилизованными способами разрешить назревшие проблемы.

Война превратилась в мощный революционизирующий фактор. В наибольшей мере это проявилось в странах «второго эшелона» развития и прежде всего в России. Причинами этого явилась несоизмеримость военных нагрузок с экономическим потенциалом этих стран, что осложнило их экономическое положение. Следствием Первой мировой войны стали Февраль и Октябрь 1917 г. в России.

Вопрос 2. К началу 1917 года в стране назрела революционная ситуация и разразился общенациональный кризис. В оппозиции царизму оказались все классы и слои общества, включая буржуазию и дворянство. Это и предопределило легкость падения самодержавия. 1917 год начался забастовками. За январь-февраль 1917 г. в стране прошло политических забастовок в 5 раз больше, чем за весь 1916 г. В феврале 1917 г. многотысячные забастовки прокатились по всей стране.

Петроград стал центром революционных событий. Стихийные митинги и забастовки экономического характера, которым власти не придали значения, постепенно переросли в общеполитические демонстрации против царизма. Поводом для выступлений послужили трудности с продовольствием. Однако происходили не «обычные продовольственные беспорядки», как считали многие министры, а начиналась новая революция.

День 27 февраля стал последним днем 300-летнего господства дома Романовых. 2 марта царь вынужден был подписать отречение от престола за себя и сына в пользу брата Михаила. Одновременно он подписал указ о назначении князя Львова председателем Совета Министров, тем самым, обеспечив преемственность власти: глава Временного правительства, которое появилось позднее, получил свои полномочия законным путем. 3 марта отречение от престола подписал и Михаил, предоставив решение вопроса о государственном устройстве России будущему Учредительному собранию. Таким образом, самодержавие пало за несколько дней, лишенное поддержки общества, неспособное к решению труднейших проблем, которые стояли перед Россией.

События февраля в столице послужили началом Февральской буржуазно-демократической революции в России.

Причины февральской буржуазно-демократической революции состояли, во-первых, в нежелании власти завершить экономические и политические реформы; во-вторых, в разрушительных последствиях, вызванных Первой мировой войной во всех сферах жизнедеятельности общества.

Особенность Февральской революции состоит в том, что в ходе её образовалось переплетение двух властей: Временного правительства (сформировано из Временного комитета IV Государственной думы) и Исполнительного комитета Петроградского Совета (идея создания Совета была заимствована из опыта революции 1905-1907 гг.). Состав Временного правительства – преимущественно кадетский, Исполкома Петроградского Совета – эсеро-меньшевистский. При этом реальная власть была у Петросовета, опирающегося на вооруженный народ. Временное правительство было властью без силы, что заставляло его в своих действиях оглядываться на Совет.

С падением самодержавия и установлением двоевластия в России встала проблема выбора пути цивилизационного развития. Общая борьба с царизмом в февральские дни стала кратковременным периодом национального единения расколотого общества.

Временное правительство и силы, которые его поддерживали, выступали за западный, буржуазно-демократический путь развития, отстаивали ценности западной цивилизации: парламент и разделение властей; правовое государство и гражданское общество; рыночную экономику, развитие частной собственности.

Сторонниками такого выбора пути цивилизационного развития России являлись часть интеллигенции; слои населения, которые были связаны с западным укладом: предприниматели, квалифицированные рабочие, мелкие собственники города, часть крестьянства, связанная с рынком, и т.п.

Западный, буржуазно-демократический путь развития России отстаивала партия кадетов. Иной путь развития, а именно самобытный, советский, социалистический, предлагали Советы и силы, стоящие за ними. Они выдвигали иные, антизападные, антибуржуазные ценности: неразделимость власти (сочетание законодательной, исполнительной и контрольной функций), выборность всех органов власти, корпоративно-общинное представительство, коллективное принятие решений, делегирование полномочий от низших органов власти к высшим и т.п. Именно Советы получили наиболее значительное влияние в массах, которые видели в них собой попытку снизу реализовать общественное устройство, напоминающее общинную демократию. Это во многом объясняет популярность Советов в массах на всём протяжении их существования.

Сторонниками советского демократизма, антизападного пути развития выступали крестьяне, не связанные с рынком, малоквалифицированные рабочие, люмпены, часть интеллигенции.

Ценности советской демократии отстаивали партии эсеров и большевиков. Политические предпочтения большинства народа были отданы партии эсеров, представители которой вместе с меньшевиками находились у руководства Советами. На выборах в Учредительное собрание партия эсеров получила более 55% голосов, партия большевиков - около 24%. Эти данные свидетельствуют о широкой социальной базе сторонников антизападного пути, т.е. пути советской демократии. Следовательно, результатом выборов снизу был путь, отвергающий западные ценности.

Обсуждался и третий путь – возможность соединения парламентской и советской системы. Парламент – это общенациональный орган, представляющий все население, а Советы – организация, в которой были представлены только «низы». Реализация данного пути развития России неизбежно привела бы к установлению двоевластия, а оно, как показал опыт, повлекло бы за собой потерю управляемости страной.

Вопрос 3. После падения самодержавия в спектре политических партий произошел существенный сдвиг влево. На правом фланге оказалась партия кадетов (крайне правые – черносотенно-монархические партии и объединения были сметены революцией), сместившаяся из политического центра и превратившаяся из оппозиционной в правящую партию. Место центра заняли большевики и эсеры. Левый фланг был представлен большевиками. В октябре 1917 г. они стали правящей партией, пришли к власти. С приходом большевиков к власти определился и путь развития России – антизападный, самобытный. Но такой исход событий определили не столько большевики, сколько действия Временного правительства и лидеров Советов.

Временное правительство, приверженное идее правового государства, стремилось действовать в рамках законности и не предрешать тех вопросов, которые находились в компетенции Учредительного собрания (о государственном строе, помещичьем землевладении, заключении мира). Но откладывание этих вопросов расходилось с социальными ожиданиями поверившего в революцию народа. Это неизбежно вело к дестабилизации обстановки в стране и давало левым силам шанс на успех в борьбе за массы.

В этой ситуации большевики, преодолев внутренние разногласия, следуют тактике, сформулированной В.И. Лениным в «Апрельских тезисах». Выдвигаются простые, но значимые и понятные для масс лозунги об окончании войны, конфискации всех помещичьих земель, их национализации и передаче в распоряжение местных Советов батрацких и крестьянских депутатов, об установлении рабочего контроля над производством и потреблением, о праве наций на самоопределение. В основе выдвинутой тактики – лозунг «Вся власть Советам!». Выдвигалась задача – путем «организации самой широкой пропаганды» внедрить в массовое сознание мысль, что решить насущные вопросы нельзя без перехода всей государственной власти к Советам. Это означало устранение от власти Временного правительства. Однако не ставилась задача свержения этого правительства, т.к. его поддерживали Советы, опирающиеся на широкие слои народа.

Был предложен другой лозунг – «Никакой поддержки Временному правительству». С этой целью предлагалось начать кампанию дискредитации Временного правительства. Предполагалось, что в этом случае власть к Советам может перейти мирным путем, для чего предлагалось, среди избирателей вести работу, подвергая критике и выяснению ошибок эсеров и меньшевиков, лишить их господствующего положения в Советах посредством переизбрания и установить над органами новой власти большевистский контроль. Такая тактика вела большевиков к конфронтации с другими партиями, к гражданской войне.

Лозунг «Вся власть Советам!» стал одним из стержней, вокруг которого стала разворачиваться борьба. Действия Временного правительства все больше давали поводов для критики и вели к усилению влияния большевиков. Начался процесс, который называют «углублением революции», «ростом анархии», «сдвигом влево» и т.д.

Но понадобилось пройти три политических кризиса Временного правительства (апрель, июнь, июль 1917 г.) и победить «корниловщину», прежде чем большевики смогли приблизиться к достижению своей цели.

Переломными в революции явились июльские события. Они создали третий политический кризис Временного правительства. И если из первых двух кризисов выход был найден путем диалога между различными политическими силами, то выход из третьего кризиса Временное правительство находит в жестком курсе в отношении революционной стихии. Из сферы политического диалога между различными политическими силами борьба переходила в сферу насилия и ожесточения, поляризуя российское общество.

Большевики оценили эту ситуацию как «конец двоевластия», переход власти к Временному правительству (хотя оставались и Советы, и Временное правительство как органы власти) и сняли временно лозунг «Вся власть Советам!». На своем съезде партия большевиков принимает решение о вооруженном восстании, конечной целью которого являлось свержение правительства и завоевание политической власти.

Правые силы решили использовать июльские события и генерала Корнилова для установления военной диктатуры и устранения Советов от власти.

Быстрый и сокрушительный провал «корниловщины», обусловленный объединением всех революционно-демократических сил, резко изменил политическую ситуацию в стране. От мятежа Корнилова более всего выиграли большевики, приняв активное участие в его разгроме. Начинается процесс большевизации Советов. Кадеты, поддержавшие генерала Корнилова, скомпрометировали партию в глазах народа. Вновь возникла проблема власти, которая заменила бы обанкротившуюся вторую коалицию. В этот момент, когда правые были разбиты, а кадеты себя скомпрометировали, вполне реальным было создание однородного социалистического правительства. Даже Ленин согласился отказаться от немедленной социалистической революции при условии создания социалистического правительства, ответственного перед Советами. Однако лидеры меньшевиков и эсеров отвергли идею создания такого правительства. Причина этого – их принципиальная оценка революции как не завершившейся буржуазно-демократической, власть в которой должна принадлежать буржуазии.

Под влиянием выступления Корнилова с возможным установлением военной диктатуры и под давлением революционно-демократических сил Временное правительство провозгласило Россию республикой.

Ликвидировав попытку правого государственного переворота, власть оказалась перед нараставшей угрозой слева в лице большевиков. Выход из ситуации правительство пытается найти через создание Директории («Совет пяти»), которой временно передавалась исполнительная власть в стране. Окончательно вопрос о власти должно было решать Демократическое совещание. Дискуссии на нем выявили широкий спектр противоречий. Однако возобладало мнение в поддержку коалиции с кадетами. Это позволило Керенскому, главе Временного правительства (стал им после июльского кризиса), сформировать новое, третье коалиционное правительство. Окончательно решение вопроса о власти возлагалось на Предпарламент, создаваемый из делегатов совещания. На заседаниях Предпарламента Л. Троцкий зачитал декларацию об уходе большевиков из Предпарламента. Эта позиция и решимость большевиков во многом объяснялась тем, что на фоне углубляющегося общенационального кризиса за ними было большинство в Советах. Они вновь выдвигают лозунг «Вся власть Советам!», который в данный момент был направлен на захват власти вооруженным путем. Большевики перешли к подготовке вооруженного восстания и захвату политической власти в стране.

Вопрос 4. На заседаниях 10 и 16 октября 1917 г. ЦК большевиков принимает предложение Ленина о восстании и утверждает план его проведения. При Петросовете, возглавляемом А. Троцким, создается Военно-революционный комитет (ВРК), который под предлогом обороны и защиты революции от возможного наступления немцев на Петроград произвел к утру 25 октября., почти без сопротивления, захват ключевых объектов столицы. В ночь на 26 октября был занят Зимний дворец и арестовано Временное правительство.

25 октября начал работу II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, большевистский по составу. Он не являлся представительством всего народа. Тем не менее от имени народа съезд провозгласил переход власти к Советам в центре и на местах. Были приняты Декреты о мире и о земле, которые объявлялись временными, носили пропагандистский характер и были тоже незаконны. Съезд сформировал высшие органы власти: Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК). Все органы власти объявлялись до созыва Учредительного собрания временными. Правительство по составу было однопартийное, ключевые посты во ВЦИК находились в руках большевиков. Раскол, который произошел на съезде по вопросу о власти, поставил в оппозицию к большевикам все политические партии. С приходом к власти большевиков демократическая революция подошла к своему поражению.

Как показали выборы в Учредительное собрание, за большевиками не было большинства даже после прихода их к власти. Большие надежды возлагали сторонники западного пути развития на Учредительное собрание, чтобы вырвать у большевиков власть легитимным способом. Именно поэтому большевики предприняли меры к разгону Учредительного собрания. Разгон Учредительного собрания ознаменовал собой крупный шаг на пути к Гражданской войне.

Вместе с разгоном Учредительного собрания потерпела крах попытка установления парламентаризма в России (отвергнут западный путь развития). В результате перехода власти к Советам и установления пролетарской диктатуры начинается борьба большевиков с политическими противниками. Исход этой борьбы – установление диктатуры одной партии. Следствием этого стала гражданская война, которая явилась высшим пиком цивилизационного раскола российского общества.

Вопрос 5. История Гражданской войны всегда была и остается одной из самых сложных и неоднозначных проблем отечественной истории. В советский период истории Гражданская война была окружена ореолом героизма, после крушения советского тоталитарного режима отношение к братоубийственной Гражданской войне стало совсем иным. Наши современники воспринимают ее прежде всего как страшную трагедию и огромное потрясение для всего российского народа. Эта война не только унесла жизни миллионов людей - она еще и искалечила души, оставив раны, которые невозможно залечить.

Под гражданской войной принято понимать особую форму организованной вооруженной борьбы за власть различных политических и социальных групп, которая охватывает всю страну или значительную часть ее территории, а также вовлекает в свою орбиту непосредственно все население.

 

ЛЕКЦИЯ № 8

Тема: Формирование и сущность советского строя. 1921 – 1945 гг.

1. Новая экономическая политика (НЭП).

2. Образование СССР. Советская модель национально

– государственного устройства.

3. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция.

4. Социально–политическое развитие СССР в 1920 – 30 гг. Формирование тоталитарного режима.

5. Советская внешняя политика в 1920 – 30 гг.

Вопрос 1. Внутреннее положение Советской России к концу гражданской войны оставалось тяжелым. Во многом это было следствием продолжавшейся политики «военного коммунизма». Руководство РКП (б), используя фактор победы в гражданской войне, в конце 1920 – начале 1921 гг. сделало еще одну попытку совершить резкий бросок к социализму.

Игнорирование объективных законов экономики увеличило размах разрухи. Остановился транспорт. Уменьшение почти наполовину производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с довоенным уровнем привело в 1921 г. к массовому голоду, охватившему пятую часть населения страны. Все это оказало решающее влияние на возникновение острого экономического и политического кризиса в Советской России. Крестьяне выражали недовольство продразверсткой. Их поддержала большая часть рабочего класса. В результате по стране прокатилась волна крестьянских восстаний под лозунгом «Власть Советам, а не партиям» с требованием отмены продразверстки. Самым опасным для политического господства большевиков стал вспыхнувший в марте 1921 г. мятеж в военном гарнизоне Кронштадта. В самой РКП (б) в этот период отсутствовало единство, шла острая дискуссия о формах и методах управления экономикой в мирное время.

На X съезде РКП (б) (март 1921 г.) руководству большевиков пришлось пойти на временное отступление от курса на скорейшее построение социализма, чтобы удержать власть. На съезде была провозглашена альтернативная военному коммунизму новая экономическая политика (НЭП). Вместо продразверстки вводился натуральный налог, который был меньше разверстки, и размеры которого объявлялись заранее. Это был первый шаг к рыночным отношениям в экономике. Затем начались реформы управления промышленностью и торговлей, кооперации, кредитно-финансовой и денежной систем. При восстановлении частного капитала в торговле, мелкой и средней промышленности в руках Советского государства сохранялись командные высоты экономики, тяжелая промышленность.

Позитивные результаты НЭПа прежде всего сказались в политической области. Антибольшевистское повстанческое движение крестьян пошло на убыль. В экономической сфере допущение государством частной инициативы, предпринимательства и конкуренции позволило оживить промышленное производство, заметно нарастить масштабы заготовок сельхозпродукции. В 1925 – 1926 гг. размер национального дохода превысил уровень 1921 г. в 2,3 раза. Значительно улучшилась жизнь народа. Появился рынок продуктов, люди стали лучше питаться. Размеры зарплаты приблизились к довоенному уровню.

Вместе с тем в 1923 г. возник промышленный кризис. Его причина заключалась в том, что рынок стал насыщаться промышленными товарами, а крестьяне не обладали достаточной покупательной способностью для их приобретения. Государству пришлось снизить цены на промышленную продукцию и повысить закупочные цены на сельхозпродукты. С осени 1924 г. обнаружился товарный голод, при котором снижение отпускных цен на промышленные товары почти не доходило до потребителя, особенно деревенского. Пользуясь дефицитом, торговля продолжала держать розничные цены на высоком уровне, присваивая разницу между оптовыми и розничными ценами. Происходила перекачка средств из промышленности в торговлю.

Вопрос 2. В годы гражданской войны на территории бывшей Российской империи сложилось шесть советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. Они имели свои армии, денежные системы и т.д., но их коммунистические правительства подчинялись ЦК РКП (б). В 1919 – 1921 гг. советские социалистические республики заключили договоры о сотрудничестве. Объединению и тесному союзу республик способствовала общность идеологий и политико-экономической цели – построение социализма. Большое значение имела исторически сложившаяся общность экономических и культурных связей, наличие общих сырьевых ресурсов, существовавшее разделение труда и прежние рыночные связи.

В марте 1922 г. Азербайджанская, Армянская и Грузинская ССР объединились в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). I Закавказский съезд Советов обратился в Президиум ВЦИК с предложением созвать объединенный съезд Советов ЗСФСР, РСФСР, БССР и УССР и обсудить вопрос о создании союза советских республик. В августе 1922 г. Оргбюро ЦК РКП (б) создало комиссию, которая должна была разработать вопросы союзных взаимоотношений и представить тезисы к очередному пленуму ЦК.

Тезисы подготовил И.В. Сталин. Он предложил включить все республики в состав РСФСР на правах автономий («план автономизации»). Этот план приняла комиссия Оргбюро. В.И. Ленин был против «плана автономизации». Он требовал равноправия всех национальных независимых республик и соблюдения их суверенных прав, в том числе на свободный выход из состава союзного государства. Ленинский план утвердили республиканские съезды Советов. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

В 1922 – 1924 гг. шло создание новых союзных органов управления, разрабатывались основы нового государственного устройства, была принята Конституция СССР. В 1925 г. в состав СССР вошли Узбекская и Туркменская ССР.

Вопрос 3. К концу 1920-х гг. народное хозяйство СССР в основном достигло дореволюционного уровня развития. Тем не менее И.В. Сталин именно в этот период окончательно отказался от НЭПа и перешел к политике «большого скачка» к социализму. Ставка была сделана на усиление административных методов руководства народным хозяйством. XV съезд ВКП (б) в декабре 1927 г. принял 1-й пятилетний план на 1928 – 1933 гг. План базировался на оптимальном сочетании развития тяжелой, легкой промышленности и сельского хозяйства.

7 ноября 1929 г. в газете «Правда» в статье «Год великого перелома» И.В. Сталин поставил задачу форсировать индустриализацию и коллективизацию. Ноябрьский пленум ЦК ВКП (б) подтвердил установку на ускорение индустриализации и кооперирования, построения социализма в исторически минимальные сроки.

Отказ от экономических методов в пользу командно–бюрократической системы руководства народным хозяйством, основанной на приказе, и замена технического обеспечения и продуманного руководства использованием энтузиазма советских трудящихся, негативным образом сказалось на выполнении плановых заданий, привело к падению темпов развития индустрии.

Командно–директивные методы руководства промышленностью в полной мере проявились при разработке 2–го пятилетнего плана на 1933 – 1937 гг. В него включили не обоснованные экономически и нереальные задания, которые были доведены предприятиям для обязательного исполнения. Хотя официально было заявлено о досрочном выполнении и перевыполнении плана, в действительности тяжелая промышленность достигла уровня, запланированного 1–м и 2–м пятилетними планами только в конце 1940–х гг.

ВКП (б) в период индустриализации активно использовала энтузиазм людей, которые были готовы отдать все силы ради светлого будущего. Партия всемерно поддерживала социалистическое соревнование, движение передовиков производства, ударников, организовывала рекорды. Их персональным символом стал шахтер А.Г. Стаханов, из которого власти создали главного «маяка производства» - образец для подражания всей стране.

XVIII съезд ВКП (б) в марте 1939 г. утвердил 3–й пятилетний план, который должен был способствовать выполнению задачи догнать и перегнать капиталистические страны в экономическом отношении. Предусматривалось ускоренное развитие тяжелой промышленности, строительство предприятий–дублеров на Урале, в Сибири и Средней Азии.

Благодаря политике индустриализации, по абсолютным показателям промышленного производства СССР переместился с пятого в 1913 г. на второе место в мире в 1937 г. В 1928 – 1941 гг. в строй вступило более 9 тыс. крупных предприятий. В 1930–е гг. Советский Союз стал одной из 3 – 4 стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции.

Командно–директивные методы руководства промышленностью проецировались на аграрный сектор. С осени 1929 г. ВКП (б) взяла курс на огосударствление кооперации, ликвидацию разнообразия ее форм. Чтобы прекратить падение сельскохозяйственного производства, обеспечить бесперебойное снабжение городов продуктами, поставить деревню под жесткий административный контроль, партийно–государственное руководство берет курс на сплошную коллективизацию, на ликвидацию кулачества как класса.

Началось насаждение кооперации сверху и только в одной форме – колхозов. ВКП (б) призвала к соревнованию по организации колхозов. Крестьян, не желавших вступать в колхозы, объявляли подкулачниками с конфискацией имущества. Кулацкие семьи выселялись в отдаленные районы страны.

К 1937 г. было коллективизировано более 90 % крестьянских хозяйств. В ходе коллективизации произошло резкое падение сельскохозяйственного производства. В 1932 – 1933 гг. начался голод в районах Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги, Украины, Казахстана, в результате чего умерло несколько миллионов человек.

В ходе коллективизации на селе было внедрено директивное планирование. Властями была создана целостная система перекачки финансовых, материальных и трудовых ресурсов из аграрного сектора в индустриальный. Колхозы были огосударствлены. Лишенные паспортов колхозники, не имели право самовольно покидать деревню и фактически оказались прикреплены к земле.

Советская власть много сделала для улучшения здоровья, быта и повышения культурного уровня рабочих и крестьян. Большой отпечаток на развитие культуры наложила революционная романтика, вызывавшая не только энтузиазм созидания, но и нигилистическое отношение к культурному наследию.

Вопрос 4. В 1930–е гг. в СССР завершился процесс формирования тоталитарной системы. Тотальный государственный контроль над экономикой дополнился утверждением режима личной власти и культа личности И.В. Сталина. Все недовольные и несогласные с системой представляли для нее опасность и репрессировались. После убийства в декабре 1934 г. секретаря Ленинградской организации ВКП (б) С.М. Кирова репрессии стали массовыми и охватили все слои населения.

5 декабря 1936 г. VIII Всесоюзным съездом Советов была принята Конституция СССР, законодательно закрепившая победу социалистического строя, запретившая эксплуатацию человека человеком, ликвидировавшая классовые ограничения в избирательной системе. Образовывались новые союзные республики (Казахская и Киргизская), упразднялась Закавказская Федерация, а составлявшие ее Азербайджан, Армения и Грузия вошли непосредственно в СССР на правах союзных республик.

Вопрос 5. Завершение гражданской войны и установление Советской власти почти на всей территории бывшей царской России создали благоприятные условия для международной деятельности Советского правительства. Нормализация отношений Советского государства с европейскими странами началась с подписанием торговых договоров. В ходе работы Генуэзской конференции советская делегация подписала двухсторонний договор с Германией, что означало прорыв международной блокады Советской России. В 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с рядом европейских стран, включая Великобританию и Францию.

Нарастание военной угрозы со стороны фашистской Германии, активизировали попытки советской дипломатии по созданию системы коллективной безопасности в Европе. Переговоры между Великобританией, Францией и СССР по этой проблеме оказались безрезультатными. Тогда руководство Советского Союза пошло в августе 1939 г. на заключение пакта о ненападении с Германией. Секретные статьи этого договора разграничивали сферы влияния СССР и Германии в Восточной Европе. Согласно им Прибалтика, Восточная Польша, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина были объявлены сферой интересов СССР. За исключением Финляндии, которая сумела отстоять свою независимость в ходе советско–финской войны зимой 1939 – 1940 гг., остальные территории были включены в состав СССР осенью 1939 г. и летом 1940 г.

 

ЛЕКЦИЯ № 9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.