КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Старшая группа
В старшей группе воспитатель применяет методы и приемы, которые определяются конкретной темой и общими задачами.
С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как все время приходится сравнивать с образцом свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединять детей, в небольшие группы. Каждый берет предмет в руки и, ощупав его форму, рассказывает. На занятии натуру рассматривают еще раз. Воспитатель определяет пропорции и увереннымдвижением руки подчеркивает форму предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на характерные особенности формы, на ее решение. Если дети знают, как лепить, они приступают к изображению, в противном случае воспитатель частично показывает необходимые способы.
Полный показ приемов в старшей группе почти не применяется, так как дети знакомы с изображением исходных форм. Показа требуют лишь те способы изображения, с которыми дети еще не встречались, например уточка-свистулька по типу архангельской народной игрушки. Способ изображения исходной формы знаком детям; поэтому воспитатель показывает лишь, как из овала вытягиваются шея, голова и хвост.
Дети лепят по представлению. Основная задача этих занятий — развивать самостоятельность в решении образа, воспринятого ранее, творческая активность в способах лепки.
Для создания отчетливых представлений нужно, чтобы у детей накапливался опыт. Воспитатель проводит с детьми наблюдения за живыми объектами, читает художественную литературу, рассматривает иллюстрации, а также скульптуру малой формы, народные игрушки, муляжи и т. д. Важно, чтобы дети не просто рассматривали предметы, иллюстрации, а учились выделять свойства, качества предметов, необходимые для изображения.
Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснениепоследовательности изображения отпадают, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов.
Во время беседы в начале занятия уточняется композиционное решение. Например, дети лепят кошку с котятами. Решается, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Поощряются интересные композиционные решения. В процессе занятия воспитатель следит за каждым ребенком, за тем, как создается форма предмета, как передаются пропорции, действия, композиция.
На результаты лепки оказывает влияние ситуация, которую создает воспитатель. Так, перед занятием он может заметить детям, что вылепленную посуду можно использовать для игры, добавляет, что обожженная в муфельной печи посуда украсит кукольную столовую. Поэтому каждый должен постараться и вылепить красивый сосуд, который можно украсить рельефом или расписать красками. Ситуации могут быть и другого характера. Воспитатель говорит детям, что они будут лепить фигурки для предстоящей выставки или сделают броши, бусы для своих мам, бабушек, сотрудников детского сада к празднику 8 Марта.
Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в начале занятия может прочитать четверостишие, загадать загадку. Тем самым он создает у детей хорошее настроение и направляет их внимание в начале занятия на обдумывание образа. Педагог выбирает стихи и загадки, которые содержат яркую характеристику особенностей, присущих предметам.
Анализ работ в конце занятия проходит в виде беседы. Воспитатель задает вопросы о форме и пропорциях изображенных предметов. Если дети лепили по представлению, то воспитатель предлагает рассказать, что изображено, хорошо ли передана форма, какими способами лепили. Иногда оценку работам дают не сами авторы. В таком случае воспитатель следит за тем, чтобы оценка детей была справедливой, тактичной, не обижала тех, кто выполнил работу. Если ребята лепили с натуры, воспитатель при анализе направляет их внимание на изображение формы, пропорций, просит сравнить с натурой. Работы, выполненные по замыслу детей, анализируются несколько иначе: сначала рассматривается замысел в целом, потом разбираются форма, пропорции, изображение движения, способы лепки. Формы анализа могут быть разные: дети сидят на своих местах, и воспитатель задает им вопросы; воспитатель вызывает к себе некоторых детей, и они анализируют чью-то работу; все изделия размещают на специальном столе, воспитатель и дети стоят около стола, рассматривают их и беседуют о качестве работ. Иными словами, все зависит от творчества воспитателя, от условий и обстановки, в которой он работает с детьми.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
В подготовительной к школе группе дается предметная, сюжетная и декоративная лепка. Каждый из этих видов можно проводить или по предложению воспитателя, или по замыслу детей.
На занятиях по замыслу дети учатся самостоятельно выбирать тему для лепки, способы изображения, средства выразительности. Занятия по замыслу проводятся в течение всего года, по мере того как дети накапливают знания и умения. Иногда воспитатель направляет замысел детей: например, предлагает вылепить любой персонаж из сказки А. Толстого «Золотой ключик», передать любой эпизод из сказки А. Пушкина «Золотая рыбка».
Творческое решение замыслов в лепке предполагает большой объем зрительных образов, которые ложатся в основу их изображения. Для этого воспитатель с детьми наблюдает и рассматривает предметы, отмечая в них красоту и пластику формы, характерные, свойственные данному предмету черты.
Для выразительного изображения дети должны знать повадки животных. Внимание детей обращают на то, как вытянул петушок шею и поднял голову во время пения, как запрокинула голову курица, пьющая воду, как вытянуты туловище и хвост (в одну ровную линию) у убегающей лисы, как прижимает к спинке уши испуганный заяц. Все эти знания помогут детям во время лепки сделать образ выразительным. Педагог использует любую возможность, чтобы показать животных, иногда проводит целенаправленные наблюдения. Если перед наблюдениями детей предупреждают, что они будут рассматривать петушка, а потом лепить его из глины, то дети внимательно рассмотрят и лучше запомнят его особенности. Во время наблюдений воспитатель задает детям вопросы, направляя их внимание. Можно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, где персонажи представлены в динамике.
Наиболее сложно детям изображать человека. Поэтому воспитатель организует рассматривание кукол (санитарка, космонавт, школьница и т. д.), проводит наблюдения на улице, во время прогулки: на катке или в парке, обращает внимание детей на фигуру человека, соотношение ее частей, предлагает сравнить фигуры взрослого и ребенка («Кто выше: девочка или ее мама? У кого из них длиннее руки, ноги?»).
Выразительность готовых лепных фигур зависит и от того, как передана одежда. Поэтому воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты девочка и мама: девочка обута в валенки, а мама — в сапожки; на голове у девочки вязаная шапочка с помпоном, у мамы — большая меховая шапка.
А как отобразить движение? Лучше всего обратить внимание детей на то, как двигаются люди. Вот скользит на лыжах мальчик. Туловище и голова немного наклонены вперед, одна нога согнута в колене и выставлена вперед, другая нога сзади и выпрямлена, одна рука несколько согнута в локте и находится перед лыжником, а другая отведена назад. Объясняя на занятии суть динамикив лепке, лучше всего расчленять действие на составные части («Для того чтобы заглянуть под стол, Маша-растеряша встала на колени, руками оперлась о пол, нагнула голову и заглянула под стол»).
Для рассматривания на занятии по лепке можно предложить народные игрушки, отличающиеся у каждого народа специфическим содержанием и оформлением. Так, дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские — тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки оформлены налепами или углубленным рельефом Рассматривая игрушки, педагог обращает внимание детей на пластику перехода от одной части к другой, на то, каким способом вылеплено и оформлено изделие. Для лучшего знакомства с народной игрушкой воспитатель проводит дидактические игры: «Магазин игрушек» (следует угадать игрушку по описанию других детей) или «Устроим выставку дымковской игрушки» (из множества игрушек, выставленных на столе, отбираются те, которые нужны для выставки).
В подготовительной к школе группе воспитатель показывает лишь незнакомые технические приемы, предоставляя в остальном инициативу детям. В процессе занятия дети самостоятельно планируют свою работу, отбирают способы лепки. Воспитатель наблюдает за тем, как они лепят, и задает вопросы, если на то есть необходимость: например, если он видит, что у слона, которого изобразил ребенок, очень короткий хобот. Воспитатель предлагает вспомнить и подумать, сможет ли таким хоботом слон переносить бревна.
Обучая детей предметной или сюжетной лепке, воспитатель использует художественную литературу: подбирает произведения, где персонажи оказывались в самых разнообразных ситуациях. Важно, чтобы во время слушания у детей формировались живые действенные образы.
В подготовительной к школе группе воспитатель может применять игровые приемы: например, провести игру в гончарную мастерскую. Игра предваряется рассказом о том, как мастера создают посуду и другие изделия, а дети, увлеченные услышанным, начинают лепить посуду для игры (в «магазин»).
Увлечет детей и предложение вылепить в подарок декоративные плитки бывшим фронтовикам ко Дню Победы или мамам к празднику 8 Марта. Плитки можно объединить в декоративный фриз, например из бабочек. Лепка фриза
Изготовление декоративных плиток требует предварительного рисунка. Эскиз создают за день или за два до занятия. Работу над пластинкой ведут в два приема. Сначала по размеру эскиза подготавливают пластинку. Это техническая работа, которая требует точности движений и аккуратности. Подготовленные пластинки завертывают в полиэтиленовую пленку и сохраняют до следующего занятия, на котором дети по эскизу делают рельеф. Так же, как и на сосудах, узоры на пластинках выполняют углубленным или высоким рельефом, а затем, если нужно, подвергают росписи ангобом.
Развитие творческой активности и самостоятельности зависит от того, как поставлена работа в детском саду, как продумывает и организует процесс занятия педагог. Если в старшей группе в основном рабочее место (глина, оборудование) для каждого ребенка подготавливали воспитатель и дежурные, то в подготовительной группе уже сам ребенок берет себе то количество глины, которое ему нужно, и стеки для лепки. Лепят дети сидя за обычными столами, на доске или поворотных станках.
Рис. 26. Поворотный станок для лепки
В том случае, если лепка связана с окраской ангобом, занятие делится на две части: первая часть занятия — лепка предметов, а вторая — окраска.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |