Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обогащение цветовой выразительности росписи глиняных изделий

 

Задачи. Развивать у детей чувство декоративности цвета на основе знакомства с образцами народного прикладного искусства. Развивать чувство целостности формы, цвета и композиционного размещения росписи на глиняных изделиях. Знакомить детей с кистевыми приемами росписи объемных форм.

Методические указания.

 

Вылепленные детьми изделия из глины могут оставаться незакрашенными, пластика форм и естественный цвет глины бывают настолько выразительными, что не требуют росписи.

 

Вместе с тем художественная и образная выразительность других глиняных изделий в равной мере зависит как от пластического решения, так и от их росписи. Наглядным примером этому могут служить вятская, тульская, каргопольская расписная глиняная игрушка, роспись гжельской керамики.

В качестве образцов народного прикладного искусства, обогащающих цветовое восприятие детей, наряду с перечисленными выше образцами глиняных игрушек используется также роспись на жостовских подносах, городецкая и хохломская роспись, народная вышивка, курские ковры (цветочные мотивы).

 

По желанию детей вылепленные ими изделия из глины вначале могут быть закрашены в различные локальные цвета (белый, желтый, черный, синий и т. д.). После того как краска высохнет, наносится роспись.

 

При ознакомлении детей с образцами народного прикладного искусства внимание детей следует акцентировать на цветовом решениитой или иной росписи.

 

Так, в вятской народной игрушке роспись выполняется по белоснежному фону. Яркая палитра красок (красная, оранжевая, желтая, синяя, зеленая, фиолетовая, черная) хорошо выделяется на белом фоне.

В росписи городецких изделийцвета наносятся на красный, синий, желтый, черный фон. В отличие от вятской игрушки роспись здесь более свободная (кистевой прием), цвет в росписи звучит декоративно и насыщенно.

При ознакомлении с хохломской росписью необходимо обратить внимание детей на золотистый колорит росписи, на яркое звучание красного, желтого, черного цвета.

 

Следует особо подчеркнуть, что использование того или иного колорита росписи должно быть оправданным. Так, с росписью вятской игрушки детей следует знакомить, когда они создают изделия из глины, навеянные образами этой игрушки. Знакомство детей с росписью городецких, хохломских изделий следует приурочивать при выполнении детьми в основном рельефных или барельефных изображений на глиняных плитках. С колоритом гжельской керамики следует знакомить детей в процессе изготовления глиняной посуды.

 

Роспись на глиняных изделиях производится от руки кистью без подготовительного рисунка. Используются беличьи кисти № 5—12.

Темы творческих заданий по росписи глиняных изделий: «Узоры на глиняной плитке», «Роспись рельефных и барельефных изображений на плитках», «Разноцветные сарафаны» (роспись глиняных кукол, образы которых навеяны вятской глиняной игрушкой), «Разноцветная чашка».

 

3. Обогащение композиционного замысла в лепке — создание рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках.

 

Задача. Познакомить детей с новым видом декорирования глиняных изделий (создание рельефных и барельефных изображений). Развивать композиционную выразительность детских работ.

Методические указания. В качестве народных образцов используется растительный и геометрический орнамент, изображение птиц и животных на пряничных досках, народная резьба по дереву, кружевные изделия.

Эти образцы народного прикладного искусства способствуют обогащению композиционных замыслов детей при создании рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках, развивают графическую выразительность детских работ.

Размер глиняных плиток, на которые наносятся рельефные и барельефные изображения, не превышает 10х10 см. Толщина плиток 1—1,5 см.

 

На мягкую заглаженную поверхность глиняной плитки заостренной палочкой или стеком наносится геометрический или растительный узорорнамента, изображение животного или птицы.

Если узор или изображение недостаточно выразительны, они заглаживаются палочкой и на плитку наносится новый рисунок. Рисовать палочкой или стеком на глиняной плитке следует легко, не нажимая сильно кистью руки на стек или палочку. Следует обращать внимание детей на то, чтобы изображение на плитке отчетливо читалось, не было мелким. Воспитатель объясняет детям, что рисунок, который создают дети на глиняной плитке, называется рельефным изображением.

 

При создании барельефного изображения на плитке следует объяснить детям и показать, как создается барельеф. Пояснение следует вести на каком-нибудь конкретном примере создания несложного барельефного изображения (цветка, солнышка, детали геометрического или растительного орнамента). Готовые барельефные изображения могут быть затем украшены рельефными узорами: делаются прожилки в листьях цветка, наносятся точки или волнистые линии и т. д.

Рельефные и барельефные изображения после сушки, а там, где это возможно, после обжига в муфельной печи расписываются гуашевыми или темперными красками. В росписи готовых изделий могут быть использованы и керамические глазури.

Темы творческих заданий для рельефных и барельефных изображений на глиняных плитках: «Декоративный узор», «Цветы», «Рыбка», «Петушок», «Растительный орнамент».

Пример: Барельефные изображения птиц на глиняных плитках

 

Воспитатель приносит в группу глину, стеки, заостренные палочки, банки с водой. Детям предлагается из целого куска глины вылепить плитку (размер 7X7 см, 5Х10 см). Они обычно легко справляются с заданием, так как имеют уже достаточный опыт в лепке декоративных плиток.

Затем воспитатель показывает плитку, на которой острием палочки нанесено изображение птицы. Дальнейшая работа над созданием барельефа птицы сводится к тому, что, прикладывая комочки глины к контурному (рельефному) рисунку птицы, дети постепенно наращивают объем крыльев, грудки, хвоста птицы, делая его выпуклым.

Воспитатель обращается к детям: «Сначала скатайте в пальцах комочки глины и наложите их на плитку, слегка прижимая пальцами или стеком. Чтобы глина соединилась с плиткой, ее следует слегка смочить водой. Пальцы надо опустить в банку с водой и смазать ею комочки глины, которые затем слегка прижимают пальцами к плиточке».

Выразительность барельефа на плитке — это прежде всего хорошо найденный силуэт птицы. Как правило, если он прочувствован и передан в лепке, ему не угрожает уже ни перегрузка цветом, ни рельефная разработка. Не получился силуэт птицы — барельеф оказывается перегруженным излишними деталями.

В создании барельефного изображения птицы на глиняной плитке, как уже отмечалось, основу составляет линейный рисунок, намечающий общий силуэт изображения. Дополнительная, детальная разработка плоскостей крыльев, хвоста, гребня птицы здесь не нужна. Важны главные графические линии, намечающие общий силуэт птицы. Они необходимы как ориентиры, внутри которых начинает нарастать объем глиняного барельефа.

Более тонкая, узорчатая разработка этих плоскостей не требуется потому, что она все равно будет закрыта последующими наслоениями глины, они-то и создают барельефное изображение. Рельефная разработка птицы окажется возможной позднее, когда окончательно будет вылеплен ее барельеф и рельефной прорезью можно будет разнообразить объемные формы силуэтного изображения птицы.

В графическом, ориентирующем рисунке птиц, предшествующем барельефной лепке, у детей бывает сначала много случайного, дробного. Опыт создания изображения цветов и деревьев на глиняных плитках невольно ассоциируется у них с узорчатой разработкой.

Как правило, наметив силуэт птицы на плитке, дети стремятся тотчас же украсить его узорами. Поэтому надо еще раз объяснить детям особенности барельефа: палочкой рисуется только основная форма, основной силуэт, узоры не наносятся, так как они все равно будут скрыты под слоем глины.

Воспитатель наблюдает за тем, как лепят дети плитки и создают на них барельефные изображения птиц, если это необходимо, поправляет детей. Тем детям, которым трудно представить размеры и композиционные размещения птиц на плитках, воспитатель предлагает потренироваться в создании заостренными палочками контурных рисунков на плитках. Неудавшийся рисунок всегда можно загладить стеком и нарисовать другой.

После сушки и обжига в муфельной печи барельефные плитки могут быть расписаны гуашевыми, темперными или глазурными красками. Готовые изделия используются в оформлении интерьера детского сада, в качестве сувениров, в оформлении выставок детских работ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пластическая выразительность в лепке из глины | Способы и приемы лепки разных предметов в зависимости от особенностей развития детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.