Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые рекомендации по подготовке к публичному выступлению




1. Мы слушаем не речь, а человека, который говорит, - гласит риторика.

2. Свойства, которыми должен обладать говорящий (оратор):

1) обаяние;

2) артистизм;

3) уверенность;

4) дружелюбие;

5) искренность;

6) объективность (учитывайте противоположные мнения);

7) заинтересованность, увлечённость (старайтесь не говорить о том, что вас не интересует).

3. Обаятельный человек – тот, кто умеет быть самим собой. Обаяние – умение быть естественным. Почему трудно быть естественным? Потому что всякий говорящий чувствует, что его оценивают. Речь перед аудиторией для говорящего – вообще всегда ситуация оценки. Вы боитесь того, что вы будете отрицательно оценены.

4. Опасные враги творчества – это страх (боязнь неудачи), который сковывает воображение и инициативу, и чрезмерная самокритичность (придирчивая самооценка может привести к творческому параличу). Особенно остро страх и чрезмерная самокритичность проявляется у людей с жёсткой установкой на успех.

Совет: попробуйте написать (сформулировать, как-то обозначить), чем во время того или иного выступления грозит провал перед публикой. Составьте текст для аутогенной тренировки «Я не боюсь провала (в случае провала я ничего не потеряю)».

5. Речевой артистизм. В публичной речи особенно ценен компонент «актёрства», игры. Нужно научиться играть свои собственные черты, а не чьи-либо чужие. Играть – значит в определённой мере утрировать, показывать, выявлять.

6. В речевом поведении должны проявляться две тенденции:

1) стремление к индивидуализации (игра, стремление «показать себя», свою «непохожесть» на других) и 2) стремление «быть как все», не выходя за определённые пределы выразительности (экспрессивности) поведения.

7. Уверенность говорящего. Говорящий имеет «право на речь». Ситуация ораторского выступления – это ситуация иерархически организованная. «Право голоса» на определённое время передаётся оратору; аудитория должна выполнять собственную роль – внимать, слушать. Невозможно повести за собой слушателей без реального чувства уверенности в себе. Трудно доверять и довериться человеку, который сам в себе сомневается.

8. Однако далеко не все могут ощущать спокойствие и уверенность, говоря публично. Каковы причины, вызывающие страх («ораторский страх», «страх сцены»)?

9. Важной и единственно обоснованной причиной страха бывает плохая подготовка и некомпетентность. Нужно различать страх и волнение. Волнение полезно. Оно тонизирует психику, даёт возможность «быть в ударе». Страх надо снимать.

10. Со стороны степень волнения оратора определить трудно; никто точно не знает, насколько вам страшно; со стороны вы выглядите гораздо спокойнее, чем себя чувствуете.

11. Необходимо формировать у себя «чувство аудитории». Коммуникативный контакт оратора и публики достигается следующими средствами:

1) разговорность речи (подлинная РР вряд ли возможна в ситуации публичного выступление. Необходимо имитировать РР);

2) зрительный контакт (старайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного на другого, не смотрите только в одну сторону аудитории слишком долго).

3) голосовой контакт (смотря в глаза кому-нибудь из слушателей, говорите для него, с ним).

12. Помните, вы говорите не при слушателях, а со слушателями.

13. Между беседой с товарищем и публичной речью нет чёткой и жёсткой границы.

14. Речь для публики – это не представление, сконцентрируйте внимание на теме выступления, не думайте о том, как вы говорите и держитесь.

15. Тренируйте своё Я. Используйте послания от первого лица (Я).

16. Перед выступлением сформулируйте фразу, содержащую в себе основную мысль вашего выступления. В критической ситуации она будет для вас опорой. «Никогда не молчи!»

17. Повторяйте наиболее важные положения, закрепляйте их в сознании собеседника (слушателей).

Структурно-композиционные характеристики судебной речи. Два аспекта композиции судебной речи: аспект содержания и лингвистический аспект. Трехчастная композиция преобладает в судебной речи. Композиция в аспекте содержания. Обвинительная речь. Вступление: общественная и моральная оценка преступления; изложение фактических обстоятельств дела; программа речи. Нежелательны искусственно интригующее вступление, патетический тон. Вступление защитительной речи: моральная оценка совершенного преступления; указание на характерные особенности дела; определение задач защиты в конкретном процессе; характеристика личности подзащитного; признание подсудимым виновности.

Главная часть: 1) изложение фактических обстоятельств дела; 2) анализ собранных по делу доказательств; 3) обоснование квалификации преступления; 4) характеристика личности подсудимого; 5) причины совершения преступления; 6) соображения о мере наказания.

Композиция в аспекте языковых средств.Вступительная часть традиционно характеризуется большей экспрессивностью, представленностью риторических фигур. В главной части наблюдается чередование двух типов изложения. Представляющие последовательности (описание и повествование) и аргументативные последовательности (опровержение и доказательство). Изложение фактических обстоятельств дела, характеристика личности подсудимого, причины совершения преступления – представляющие последовательности. Юридическая квалификация преступления – аргументативные последовательности.

В последней части судебной речи обычно высказываются соображения о мере наказания, преобладает логическая доминанта.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону, 2001.Раздел 4,гл.4.

2. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.

3. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Ростов-на-Дону, 1994. Раздел 3, гл. 5.

4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел Ш, глава 5.

5. Ивакина Н.Н. Культура судебной речи. М., 1995. Тема V.

Тема 4. Риторический канон (2ч.)

1. Инвенция (изобретение содержания речи). Смысловые модели (топика).

2. Диспозиция (расположение). Роль дейктических (указательных) элементов в тексте публичного выступления.

3. Элокуция (словесное выражение). Понятие риторического тропа. Фигуры речи и их классификация.

Этапы классического риторического канона: инвенция, диспозиция, элокуция, запоминание, произнесение. Арсенал риторики: теория аргументации, теория речевых средств убеждения и теория композиции. «Общее место» (топ) как смысловая модель. Смысловые модели: «род - вид», «целое - части», «определение», «причина - следствие», «свойство», «обстоятельство», «сопоставление», «пример», «свидетельство», «имя».

Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Функциональные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический, стиль художественной литературы, разговорный.

Культура оперирования понятиями. Способы определения понятий: научное определение, происхождение (этимология), перевод на русский язык, подбор синонимов, на примере, характеристика (описание существенных признаков предмета, явления или понятия).

Речь-рассуждение (хрия). «Хрия есть слово, которое изъясняет и доказывает краткую нравоучительную речь, или действие какого великого человека» (М.В.Ломоносов).

В хрии мы имеем «не предмет для описания, не происшествие для рассказа, а одну мысль, или Предложение (тезис), которую вы или доказать должны, как справедливую, или отвергнуть, как ложную», - говорит Н.Ф. Кошанский.

Структура строгой хрии: 1) приступ – похвала или описание; 2) парафразис, или разъяснение темы; 3) причина – доказательство тезиса: Это так, потому что…; 4) противное (если нет, то…); 5) подобие; 6) пример;

7) свидетельство; 8) заключение (вывод).

Риторические тропы (метафора, метонимия, сравнение, гипербола, ирония, парадокс, намёк и др.). Фигуры речи (антитеза, градация, повтор, период).

 

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001. Гл. 5.

2. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 2, 3, 4.

3. Сопер Поль. Основы искусства речи. М., 1992.

4. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. Гл. 2, с. 39 – 61, гл. 3, с.88 – 92.

5. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1995. Раздел II, гл. 6, 7.

 

Тема 5. Типология речей (4ч.)

1. Информирующая речь: задачи, этапы. Вспомогательный материал (цифры, примеры, цитаты, наглядные пособия).

2. Эпидейктическая речь. Правила похвалы: за что? как? Комплимент и тост как малые формы эпидейктической речи.

3. Понятие и разновидности аргументирующей речи. Основные виды аргументов и структура доказательства.

 

Информирующая речь – речь, основной целью которой, как следует из ее названия, является сообщение сведений, информирование аудитории. Она может быть повествованием, описанием, объяснением.

Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:

· В ней не должно быть ничего спорного.

· Она должна вызывать пытливость.

· Она должна удовлетворять запросы слушателя.

· Сообщение должно быть актуально (П. Сопер).

Документы, цифры, примеры, цитаты, иллюстрации в виде фотографий, рисунков или схем является ценным вспомогательным материалом. Цифры рекомендуется подавать 1) в сравнении, 2) округлять, чтобы легче воспринимались на слух, 3) сделать цифру «зримой», т.е. показать, что она означает.

Наглядный материал предъявляется тогда, когда он нужен. Нельзя развешивать плакаты заранее и следует убирать то, о чем уже сказано.

Эпидейктическая речь – это так называемая «речь на случай», речь торжественная. Функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории. Разновидности: похвала лицу по особому случаю, похвала деятельности всего коллектива, похвала явлению (науке, области знания или другому общему делу, которое объединяет собравшихся людей), хула (осуждение, порицание).

Комплимент особый риторический жанр, импровизация на заданную тему с использованием набора условных риторических приемов (гипербола – преувеличение; градация; антитеза; амплификация – украшение) и традиционных средств (устойчивых сравнений и метафор). Основная функция комплимента – установление добрых отношений. Основное правило комплимента: признак, выделяемый как предмет положительной оценки, должен иметь непосредственное отношение к адресату.

Прямой комплимент – утверждение о наличии у слушателя какого-либо положительного признака, либо признание говорящего в том, что он положительно оценивает этот признак.

Косвенный комплимент – это комплимент – вопрос, комплимент – просьба (побуждение), комплимент – сравнение, комплимент «от вещи к личности», «через ощущения», антикомплимент, «чужими устами», комплимент через оценку социума, к которому принадлежит адресат.

Техника комплимента:

· Использование имени собеседника в комплименте.

· Техника ЧТО / ПОЧЕМУ.

· Тактика вопроса для снятия синдрома отрицания.

Убедить – значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматриваются как агитационные, в которых любыми методами – логическими или иными – оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет призыва к непосредственному действию (П. Сопер).

Аргументирующие речи. Аргументация как логико-коммуникативный процесс, направленный на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Два аспекта аргументации: логический и коммуникативный. Структура аргументации: тезис (мысль или положение, истинность которого требуется доказать); аргументы, или основания, доводы (положения, с помощью которых обосновывается тезис); демонстрация, или форма, способ доказательства (логическое рассуждение, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов).

Основные виды аргументов: логические (рациональные) и психологические (иррациональные). Источники рациональных аргументов: факты; авторитеты; общепризнанные законы, теории, аксиомы. Иррациональные аргументы: «доводы к человеку», «доводы к аудитории». Иррациональные (психологические) аргументы - это обращение к предрассудкам, к чувствам, к желаниям, к интересам адресата. «Переход на лица» - разновидность «доводов к человеку» (обсуждение и оценка личности оппонента). Аргументы, обращенные к интересам аудитории, затрагивающие чувство собственного достоинства адресата, его материальные, экономические, социальные интересы, физическое благополучие, свободу, удобство, привычки. Доводы к этосу (апелляция к общности морально-этических, нравственных норм убеждающего и убеждаемого) и доводы к пафосу (апелляция к чувствам), которые делятся на угрозы и обещания. Доводы к доверию (ссылка на авторитет) и доводы к недоверию. Виды аргументов по силе и важности: исчерпывающие, главные/вспомогательные, спорные, сильные, произвольные, «запасные».

Способы аргументации: «восходящая», «нисходящая», «как удобно»; односторонняя и двусторонняя.

Литература

1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2001, с.470 – 477.

1. Михальская А.К. Основы риторики. М., 2002. Гл. 5.

2. Сопер Поль Основы искусства речи. М., 1992.

3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Минск, 2000. Гл.3.

4. Кузнецов М., Цыкунов И. Как позволить другим делать по-вашему. М., 2001.

5. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. М.И. Максимова. М., 2000. Гл. Ш, IV.

6. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. Гл. 1.

Тема 6. Доказательность и убедительность речи (2ч.)

1. Логика в речи оратора. Основные формально-логические законы.

2. Доказательство как логическая операция. Виды доказательства. Логические ошибки в доказательстве.

3. Доказывание и убеждение. Убедительность судебной речи.

Основные формально-логические законы: 1. закон тождества; 2. закон противоречия; 3. закон исключенного третьего; 4. закон достаточного основания.

1. «Каждая мысль в процессе данного рассуждения должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание». 2. «Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными». 3. «Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно». 4. «Всякая правильная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана».

Виды аргументации: доказательство и опровержение. Доказательство прямое и непрямое (косвенное). Косвенное доказательство: «метод от противного», «приведение к абсурду», «метод исключения». Способы опровержения: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Демонстрация в форме индукции, в форме дедукции и умозаключение по аналогии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 991; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.