Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства и показатели ассортимента


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Свойство ассортимента – его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Обычно определяются действительный показатель, базовый и соответствующий коэффициент (отношение действительного показателя к базовому).

Широта ассортимента – это количество видов однородных и (или) разнородных групп, находящихся в продаже. Например, в магазине женской одежды в продаже имеется 7 видов швейных изделий (платья, костюмы юбки, брюки, куртки, пальто, полупальто), 3 вида трикотажных (свитеры, джемперы, жакеты), 5 видов обуви (туфли, ботинки, сапоги, туфли летние, полуботинки). Широта ассортимента будет равна 15.

Полнота ассортимента – количество наименований и разновидностей товаров однородной группы, находящихся в продаже. Например, в ассортименте магазина имеется 2 разновидности свитеров, 3 разновидности джемперов, 5 разновидностей жакетов. Полнота ассортимента группы «Верхний трикотаж» составляет 10. Обычно проверяется соответствие реальной полноты ассортимента ассортиментному минимуму (перечню). Последний представляет собой документ, регламентирующий минимально допустимое количество видов и разновидностей товаров, определяющих профиль торговой организации.

Устойчивость ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя.

Новизна (обновление) ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении.

Структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем ассортименте. Например, можно рассчитать структуру ассортимента обуви по различным признакам – половозрастному назначению (определяется удельный вес мужской, женской и детской обуви), сезонному назначению (летняя, зимняя, демисезонная, внесезонная), видам (сапоги, ботинки, полуботинки и пр.) и другим признакам.

 

Понятие о потребительских свойствах товаров и их классификация



Свойствами товара называются его объективные особенности, которые могут проявляться на любой стадии жизненного цикла товара (проектирование, изготовление, распределение и потребление). Потребительскими свойствами называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных особенностей человека. Они формируют полезность товара как потребительной стоимости.

По своей природе потребительские свойства делятся на физические, химические, физико-химические и биологические.

В зависимости от характера влияние на потребительную стоимость выделяют функциональные, эргономические эстетические свойства товара, а также его надежность и безопасность.

Функциональные свойства обеспечивают выполнение товаром своих функций в соответствии с назначением. Благодаря им товар удовлетворяет материальные и духовные потребности человека. Выделяют три группы показателей функциональных свойств.

Совершенство выполнения основной функции характеризует полезный эффект потребления, степень удовлетворения конкретной потребности при использовании товара по назначению Например: точность хода часов, пылеуборочная способность пылесоса и др.

Универсальность применения характеризует широту диапазона условий и возможностей применения товара по назначению, а также наличие у него дополнительных функций, полезных для потребителя. Например, для пылесосов – возможность распыления красок, для стиральных порошков – возможность использования для мытья различных поверхностей и др.

Совершенство исполнения вспомогательных операций характеризует особенности использования товаров при подготовке и эксплуатации при ремонте и обслуживании. Например, для холодильников – возможность автоматического оттаивания камеры, для стиральных машин – необходимость стационарного подключения к сети водоснабжения и др.

Эргономические свойства обеспечивают удобство и комфорт при пользовании товаром, создают оптимальные условия для человека. Эти свойства проявляются при взаимодействии «человек – товар». Выделяют следующие группы эргономических свойств.

Гигиенические свойства обеспечивают оптимальные условия для функционирования человеческого организма – поддержание оптимальных режимов влажности, температуры, освещенности, уровня шума, излучений и т.п. Также в эту группу входят загрязняемость и очищаемость изделий.

Антропометрические свойства характеризуют соответствие товара размерам, форме, распределению массы тела человека и отдельных его частей, должны обеспечивать рациональную и удобную позу человека при пользовании изделием. Это, например, впорность одежды и обуви, соответствие размеров мебели, ручек инструментов, клавиш товаров бытовой техники размерам частей тела человека.

Физиологические свойства обеспечивают соответствие силовым, скоростным, энергетическим возможностям человека. Например, масса обуви, одежды, инструментов не должна вызывать усталости при использовании изделий.

Психофизиологические свойства обеспечивают соответствие товара особенностям органов чувств человека, его зрительным, слуховым, вкусовым, обонятельным и осязательным возможностям. Например, диапазон воспроизводимых частот радиоэлектронных товаров должен соответствовать частотам, которые способно воспринимать человеческое ухо.

Психологические свойства характеризуют соответствие товара особенностям восприятия, памяти, привычкам и навыкам человека. Так, винты, шурупы, ручки кранов завинчиваются всегда по направлению часовой стрелки. Наличие «интуитивного меню» в мобильном телефоне облегчает приобретение навыков по его использованию.

Эстетические свойства товаров обеспечивают удовлетворение духовных потребностей человека, и в первую очередь, потребности в прекрасном. Выделяют четыре группы эстетических свойств.

Информационная выразительность характеризует способность изделия выражать в своей форме сложившиеся в обществе эстетические представления и культурные нормы. К этой группе относят такие показатели, как знаковость, оригинальность, соответствие моде, выраженность стиля.



Рациональность формы характеризует ее соответствие объективным условиям изготовления и потребления товара, правдивость выражения в форме конструктивной и функциональной сущности товара.

Целостность композиции выражает гармоническое единство целого и частей изделия и органичную взаимосвязь формы в изделии.

Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуется чистотой выполнения контуров и сопряжений, тщательностью покрытий и отделок, четкостью исполнения фирменных знаков и сопроводительной документации.

Надежность – это свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. Надежность делится на более простые группы.

Безотказность – это свойство товара непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени потребления без вынужденных перерывов до первого отказа. Показатель – наработка на отказ.

Долговечность – свойство товара сохранять свою потребительную стоимость до наступления предельного состояния с учетом установленной системы ухода, обслуживания и ремонта при транспортировке, хранении и потреблении. Показателями долговечности являются ресурс и срок службы.

Ремонтопригодность – это свойство товара, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов и повреждений и их устранению, т.е. способность товара восстанавливать свою потребительную стоимость в результате ремонта, при условии, что затраты на ремонт относительно малы. Показатели – продолжительность ремонта, время восстановления.

Сохраняемость – это способность товара непрерывно сохранять свою потребительную стоимость при хранении и транспортировании. Показатель – срок сохраняемости.

Безопасность товаров характеризует степень защищенности человека и окружающей среды от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при его потреблении. Свойства, определяющие вредные воздействия товаров на окружающую среду, называют экологическими.

В зависимости от природы товара различают электрическую, химическую, термическую, радиационную и биологическую безопасность

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ассортимент товаров | Тема 2. Хозяйственные товары из пластмасс

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.