Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1 Возникновение и становление социальных знаний




Введение

1. Развитие социальных знаний в Древнем мире

2. Социальные знания в эпоху средневековья

3. Социальные знания и исследования в 17–18 веках

4. Философия истории – новый этап в развитии процесса социального познания

 

 

Всякое знание человека о себе, обществе, окружающем миреявляется диалектическим моментом познания, который проходит многие этапы, периоды возникновения, становления и развития. Еще в античности мыслители, философы, историки осознавали качественные различия между человеком и окружающим, его миром. Уже тогда философ Протагор, софисты осознавали разделение человеческого бытия: на естественное и общественное, различали сходства и отличия между законами природы и законами общественной жизни. Постепенно накапливаются знания об обществе, о происходящих в нем процессах, о взаимоотношениях между людьми.

Человек искал смысл своей жизни. Из собирателя плодов человек постепенно превращался в земледельца и скотовода, начал переосмысливать свое социальное предназначение. В процессе трудовой деятельности человек все больше и больше удалялся от животного мира и приобретал все совершенные свойства мыслительной деятельности. Сформировавшаяся коллективность позволила человеку не только сохраниться как биологическому виду, но и создать основу для превращения в человека социального уже в первобытном обществе.

И чем больше претендовал человек на совершенные условия жизни, тем больше он нуждался в конкретных знаниях о своем и соседних обществах, о возможности удовлетворения своих все возрастающих потребностей в процессе многообразных отношений в обществе и окружающем мире.

История становления социальных знаний, начиная с античности до современности ярко свидетельствует о закономерном диалектическом процессе вызревания общественной потребности в социальных знаниях.

Историю социологии разделяют на несколько этапов:

Первый этап охватывает возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире(миф и эпос– древнейшие формы отражения действительности; развитие эмпирических социальных исследований, развитие историографии и социальные и политические учения в Древней Греции и Древнем Мире).

Второй этап: охватывает развитие социальных знаний в эпоху средневековья(смена мировоззренческой системы и форм познания). Теософия Августина Блаженного. Социальные знания и идеи об обществе в эпоху Возрождения. Переписи на Руси. Казацкие реестры на Украине. Становление социологических знаний: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Гуго Гроций.

Третий этап: социологические знания об обществе и человеке в 17 и 18 веках. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жан Жака Руссо. Идеи консерватизма и либерализма.

Четвертый этап: социологические знания в 19–20 веках наука о человеке. Социология Огюста Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование методологического направления в социологии позитивизма. Со времен О. Конта начинается так называемая академическая социология как отдельная отрасль знаний об обществе. Возникают различные школы: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал–дарвинизм. Конец 19–начало 20 веков связан с острым кризисом натурализма в социологии, поворот интересов к проблемам социального действия и взаимодействия, разработка методов понимающей социологии и концепции социологии личности (Макс Вебер). В период с 20–х до 80–х годов XX века происходит формирование основных современных направлений в социологии, интенсивной отраслевой дифференциации, дальнейшего усовершенствования методов исследования. Если в ряде стран Европы вследствие мировой войны и революционных потрясений возникают значительные преграды в развитии наук об обществе, то в США социология развивается более стабильно. Но с 50–х годов и в странах Европы социология развивается бурно и интенсивно,возникают разнообразные идеи и учения, отражающие насущные проблемы современного общества. Интенсивно распространяются идеи и теории развития общества в странах Востока и Латинской Америки. С 80–х годов начинается по существу новый современный период в развитии социологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.