Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ермолаева Г. И. Мещерякова Т. В

Курс лекций по биоэтике
Учебное пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета

Томск – 2005


УДК

 

 

Ермолаева Г.И., Мещерякова Т.В. Курс лекций по биоэтике. Учебное пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета / Томск: СибГМУ, 2005. – 113 с.

 

В пособии рассматриваются основополагающие ценности медицинской этики, принципы и правила биоэтики, а также освещаются наиболее актуальные моральные проблемы современной медицины. Пособие снабжено кратким словарем и списком литературы.

Темы 1,2,4,7, 8 написаны Ермолаевой Г.И., темы 3,5,6 и 9 – Мещеряковой Т.В.

 

Рецензент:

канд. филос. наук, доцент кафедры культурологи ТПУ О.Т. Лойко

 

Утверждено и рекомендовано к печати учебно-методической комиссией факультетов клинической психологии, психотерапии и социальной работы, экономики и управления в здравоохранении СибГМУ (протокол № 2 от «22» марта 2005 г.) и центральным методическим советом СибГМУ (протокол № 8 от «14» сентября 2005 г.).

 

© Сибирский государственный медицинский университет, 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи дисциплины... 5

Тематический план лекций.. 6

Тематический план практических занятий.. 6

Программа курса.. 6

Рекомендации для самостоятельного изучения курса биоэтики 9

Примеры выполнения разных типов контрольных заданий. 9

Тема 1: Медицина и этика. Биоэтика, ее происхождение, основные цели и ценности 11

Нравственная мотивация деятельности медработника. Проблема профессионализма. 11

Этика как наука о морали. Мораль, ее основные характеристики. 12

Мораль и нравственность, мораль и право, их соотношение. 16

Биоэтика, причины ее возникновения, основные цели и ценности. 18

Контрольные вопросы.. 20

Тема 2: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории, принципы и правила биомедицинской этики.. 21

Средства и уровни этического анализа. 21

Основные этические теории. 21

Основные принципы биоэтики. 25

Основные правила взаимоотношений медработника и пациента. 30

Контрольные вопросы.. 32

ТЕМА 3: ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НОВЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 32

1. Искусственная инсеминация. 33

2. Экстракорпоральное оплодотворение. 38

3. Суррогатное материнство. 42

4. Религиозные оценки новых репродуктивных технологий. 43

Контрольные вопросы.. 45

Тема 4: Этические проблемы новых генных технологий.. 45

Специфика моральных проблем медицинской генетики. 46

Вмешательство в геном человека. Генная терапия и евгеника. 50

Этические дискуссии о клонировании и технологии достижения бессмертия 56

Контрольные вопросы и задания. 61

тЕМА 5: Моральные проблемы трансплантологии.. 61

2. Моральные проблемы пересадки органов от живых доноров. 61

Общая характеристика проблем трансплантологии. 62

Моральные проблемы пересадки органов от живых доноров. 63

Моральные проблемы пересадки органов от трупов. 65

Либеральная и консервативная позиция в отношении к трансплантологии. 67

Моральные проблемы ксенотрансплантации. 67

Контрольные вопросы.. 69

ТЕМА 6: ЭВТАНАЗИЯ. 69

Определение эвтаназии. 69

Виды эвтаназии. 73

Аргументы «за» и «против» эвтаназии. 75

Паллиативная помощь. Хосписы. 78

Контрольные вопросы.. 80

Тема 7: Специфика Фармацевтической биоэтики и ее основные проблемы 80

Определение фармацевтической биоэтики. 81

Основные проблемы фармацевтической биоэтики. 82

Контрольные вопросы.. 87

ТЕМА 8: Основные проблемы фармацевтической биоэтики, возникающие в сфере доведения фармацевтических товаров до потребителя.. 87

Контрольные вопросы.. 94

тЕМА 9: Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке и животных.. 95

История медицинских исследований на людях и этико-правовое регулирование их 95

Требования к проведению биомедицинских исследований с использованием животных. 107

Контрольные вопросы.. 109

ГЛОССАРИЙ.. 110

Рекомендуемая литература.. 112


Цели и задачи дисциплины

Биомедицинския этика (биоэтика) – это новейшая междисциплинарная область знаний, которая изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие в связи с развитием современной медицины и биотехнологии.

Цель преподавания дисциплины

Целью курса биоэтики является формирование у студентов представления о современных морально-этических проблемах, существующих в медицине и обозначение путей их решения.

При изучении курса биоэтики ставятся следующие задачи:

1. Сформировать представление о теоретических основах биоэтики, связав их со спецификой фармацевтической деятельности.

2. Научить анализировать основные проблемы современной биоэтики.

3. Сформировать моральное отношение к профессии провизора.

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 040500 «провизор» студенты фармацевтического факультета высших медицинских учебных заведений после изучения дисциплины «биоэтика» должны знать:

1. Определение биомедицинской этики.

2. Основные цели, принципы, правила биомедицинской этики.

3. Основные российские и международные декларации, конвенции, кодексы, отражающие современные проблемы биоэтики.

4. Права и моральные обязательства фармацевта (провизора).

5. Права пациентов.

6. Суть основных проблем современной биоэтики (эвтаназии, моральных вопросов медицинской генетики, новых репродуктивных технологий и т.д.)

7. Суть специфических проблем фармацевтической биоэтики, возникающих в сфере создания и клинического испытания лекарственных средств, в сфере производства лекарственных средств и доведении их до потребителя.

8. Основные этические принципы проведения экспериментов на человеке и животных.

Студенты должны уметь:

1. Уважать и защищать права пациентов-потребителей лекарственных средств.

2. Оценивать степень риска для испытуемых при проведении эксперимента и предупреждать недопустимый риск.

3. Уметь разрешать внутрипрофессиональные конфликты, опираясь на принципы биоэтики.

4. Отстаивать моральные достоинства своей профессии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория «образовательного общества на основе | Здравоохранение и этика. Фармацевтическая деятельность и этика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.