КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система государственного участия Дж. М. Кейнса
Закон Ж. Б. Сэя, согласно которому «сбыт для продуктов создается самим производством» (1803) или, иначе говоря, «предложение обеспечивает спрос», как наиболее частый объект критики со стороны тех ученых, кто не был привержен идее о внутренней долгосрочной стабильности и устойчивости капиталистической экономики, подвергся серьезной критике в результате Великой депрессии 1929-1933 гг. и после выхода в свет работы Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Кейнс впервые системно рассмотрел вопрос о государственном вмешательстве в экономику. Его концепция регулирования, проникнутая идеями Кембриджской школы, со вниманием относящейся к психологии экономических агентов, может быть изложена следующим набором положений. Регулирование денежного рынка должно затрагивать прежде всего норму процента, которая играет особую роль в принятии предпринимательских решений об инвестициях и установлении уровня занятости. Кейнс обратил внимание на несоответствия между решениями домашних хозяйств о сбережениях и решениями фирм об инвестициях, показав, что существуют условия, при которых рынок не в силах выйти из неравновесного состояния, когда экономика функционирует на уровне гораздо ниже потенциального. По этой причине вместо политики роста сбережений он предложил политику роста потребления. Государство может способствовать росту потребления, инвестиций и производства двумя способами — стимулируя частные инвестиции или осуществляя свои. Для роста частных инвестиций необходимо увеличить ожидаемую прибыль. Государство должно обеспечить рост нормы прибыли в частном секторе за счет снижения альтернативных доходов экономических агентов — заработной платы и нормы процента. Но поскольку из-за социальных причин снижать номинальную заработную плату нельзя, необходимо снижать реальную заработную плату посредством контролируемой инфляции, а норму процента при необходимости снижать принудительно — мерами монетарной политики. Однако в условиях глубокого спада проведения одной монетарной политики недостаточно, поскольку она не обеспечивает должного восстановления уверенности в среде предпринимателей. Кроме того, ее эффективность объективно ограничена: достигнув определенного порога, экономика может очутиться в «ловушкеликвидности», когда увеличение предложения денег не снижает норму процента. По этой причине она должна быть дополнена активной фискальной политикой. Главной формой государственного регулирования Кейнс считал бюджетно-налоговую политику. Чтобы стимулировать эффективный спрос, необходимо увеличить государственные расходы. При государственных инвестициях образуется мультипликативный эффект. Неважно, какими будут инвестиции и как скоро они окупаются. Главное — они должны иметь место. Принципиально невозможно увеличивать инвестиции при достижении полной занятости факторов производства. В последнем случае рост инвестиций и государственных расходов будет приводить к безграничному росту уровня цен. Поскольку предельная склонность к потреблению тем выше, чем ниже доход, целесообразно перераспределять доходы в пользу наименее обеспеченных социальных групп. Это позволит увеличить массовую величину спроса, вовлечь в экономическую жизнь страны все слои населения. Кроме того, государству необходимо регулировать занятость, поскольку, считает Кейнс, классическая идея об автоматическом поддержании занятости за счет снижения ставки заработной платы не выдерживает критики: существенно понизить уровень заработной платы невозможно. Государственное вмешательство, по мнению приверженцев идей Кейн- са, было призвано смягчить или амортизировать негативные последствия рынка. Известный американский историк и политолога. Шлезингер утверждал, что президент США Ф. Рузвельт, разработав и осуществив широкую программу регулирования рыночной экономики и социальной помощи неимущим слоям населения, «спас капитализм от капиталистов, которые своей алчностью и недальновидными действиями разрушали его устои». Кейнсианская теория инвестиций и занятости позволила более четко аргументировать то обстоятельство, что капиталистическая система потенциально неустойчива, поскольку в ней отсутствует автоматический механизм саморегулирования, который был бы в состоянии в любой момент придать ей направленность для достижения полной занятости и оптимального объема выпуска. «Общую теорию занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса следует рассматривать как теоретическую основу широкого и активного применения методов фискальной политики с целью достижения более высокой занятости, стабильных и высоких темпов экономического роста и благосостояния населения. Кейнсианская трактовка роли правительства и государства, тем не менее, уязвима для критики неоклассиков, марксистов, предполагающих равенство интересов государства и класса капиталистов, а также представителей институционального направления. Кейнсианские рецепты были рассчитаны преимущественно на национальное макроэкономическое регулирование. Между тем, 1970-е гг. показали возросшую степень интернационализации экономической жизни; кроме того, увеличивающееся государственное вмешательство в экономику порождало бюрократизм в системе управления воспроизводственным процессом. Это разочаровывало общество и вело к возникновению оппозиции проводимым курсам экономической политики. Из различных ветвей кейнсианского «древа» на сегодняшний день наиболее полезным для понимания проблематики государственного регулирования является посткейнсианский подход (Р. У. Клауэр, А. С. Б. Лейонхуфвуд, X. Ф. Мински, С. Вайнтрауб и др.). Ключевое понятие посткейнсианской традиции — неопределенность, которая означает невозможность предсказать будущие результаты экономического поведения, в том числе при помощи вероятностных распределений, поскольку научная основа вычислений соответствующих вероятностей отсутствует. При этом фундаментальная неопределенность означает не только отсутствие знаний о будущем, но и его непознаваемость, так как значительная часть нужной для этого информации еще отсутствует Главная функция государства, по мнению посткейнсианцев, состоит не в устранении негативных экстерналий, не в борьбе с монополиями или в дискреционной макроэкономической политике, а в том, что оно обеспечивает принуждение к выполнению контрактных обязательств. Неспособность или нежелание государства выполнять эту функцию резко увеличивает степень неопределенности будущего, блокирует возможность оптимизации и ставит под угрозу существование экономической системы. Ведь институциональная неадекватность государства подрывает доверие к контрактам, вследствие чего большинство людей будет избегать их заключать, подрывая тем самым основы благосостояния нации.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |