КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль земли в государстве и обществе
Земельные ресурсы как объект управления. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В УПРАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
После 1917 г. в связи с отменой в Конституции РСФСР 1918 г. частной собственности на землю, в начале 20-х годов исчезло само понятие деления на движимое и недвижимое имущество. Сама земля была объявлена достоянием государства и исключена из экономического оборота. Право деятельности на земле подтверждалось правом пользования землей. Земля при этом оставалась в собственности государства. «Основы земельного законодательства СССР и союзных республик» 1968 г. регламентировали порядок предоставления и использования земельных участков исходя из исключительно государственной собственности на землю. Проведение экономических преобразований на рубеже 80-х и 90-х годов XX в. обусловило необходимость вовлечения земли в экономический оборот. В условиях экономической реформы земля должна «работать» и как условие, и как объект экономических отношений. Экономическая «оторванность» социально-экономической деятельности и ее результатов от ее материальной основы, невозможность использовать экономический «вес» земли при организации этой деятельности, обусловили необходимость проведения земельной реформы. В результате этой реформы земля должна реально превратиться в фактор экономических отношений. Начало реформ в сфере регулирования земельных отношений приходится на 1990 г. Реформирование существовавших земельных отношений было направлено на радикальные изменения отношений собственности. Признание в Законе «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. частной собственности на землю повлекло за собой возрождение в российском законодательстве категории недвижимости. Земля играет ярко выраженную роль в государстве, выражающуюся, во-первых, в ее производительной роли как основы сельскохозяйственного производства; во-вторых, в обеспечении недропользования (добычи полезных ископаемых). Земля в государстве, являясь стратегическим ресурсом, рассматривается как условие и как объект экономических отношений. В чем же конкретно заключается роль земли в развитии экономических (в широком смысле слова) отношений в государстве? Земля является реальным товаром, обладающим стоимостью. Она рассматривается в качестве одного из важнейших источников дохода государства от рентных поступлений государства (в виде налогов за пользование землей и т.д.). Прямая продажная стоимость земли (цена) и стоимость земли как объекта инвестиций (отложенная, или косвенная стоимость) возникают при условии выделения конкретного объекта права — земельного участка. Очевидно, что реальные и успешные экономические отношения в государстве становятся возможными только при условии реализации той стороны земельных отношений, которая связана с исключительными свойствами земли как ресурса и объекта, проявляющимися в определенных правилах использования конкретных земельных участков. Таким образом, ясно прослеживается связь экономических отношений в государстве в целом, с одной стороны, и земельных отношений — с другой. Специфика земельных отношений в государстве определяется целями и задачами землепользования, а значит, его отношением к земле как объекту управления и регулирования любой деятельности, включая производственную, социальную: и т. д. — наличие самой земли как ее материального основания. Ограниченность и невосполнимость этого ресурса вызывает объективную необходимость общественного регулирования правовых норм и условий землепользования. С понятием земельных отношений тесно связано понятие правового режима, поскольку, как установлено, все земельные отношения базируются на правовых аспектах отношений в обществе. В самом общем приближении правовой режим представляет собой правила, установленные компетентными государственными органами в целях эффективного использования земельных ресурсов и организации контроля за соблюдением земельного законодательства. Соблюдение правового режима по какой-то части земельного фонда предполагает проведение обязательной государственной классификации этого фонда для целей управления. В результате появилось понятие категории земель как части единого земельного фонда государства, выделяемой по основному целевому назначению и имеющей утвержденный правовой режим. Земельные отношения в государстве возникают в процессе распределения, владения, пользования и распоряжения землей и нормативно закрепляются системой государственного законодательства (конституционными нормами, гражданским законодательством, а также нормами земельного права). Кроме того, земельные отношения регулируются частично.лесным, водным законодательством, законодательством о недрах и об охране окружающей среды. Земельные отношения в государстве реализуются по шести основным направлениям: · порядок предоставления (изъятия) земельного участка, права и обязанности землепользователей (в том числе по распоряжению землей); · землеустройство и формирование земельного участка как объекта недвижимости; · государственный учет земельных участков (формирование государственного земельного кадастра; в перспективе — кадастра недвижимости); · государственная регистрация прав на землю и сделок с земельными участками: государственный и муниципальный контроль за соблюдением земельного законодательства; · экономические вопросы землепользования (налогообложение земли, установление выкупной цены земли и правил арендной платы, государственная массовая оценка земель). Земля как товар - это объект купли-продажи, отличающийся конкретными качественными и количественными параметрами (местоположение, размер, топография, состояние экологической среды и др.) и удовлетворяющий различные Земельно-имущественные отношения представляют собой правовое, административное, экономическое и информационное взаимодействие субъектов собственности - государственных и муниципальных органов власти, юридических и физических лиц по вопросам состояния, преобразования и передачи объектов собственности — земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости. Государственное управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма опосредованного воздействия, включающего изменения законодательства, налогообложения, процентных ставок, целевых нормативов, социальных стандартов, критериев эффективности и др., на деятельность хозяйствующих субъектов в области владения, распоряжения и пользования земельными ресурсами. Для этого необходимо разработать и реализовать на всех уровнях власти взаимоувязанную систему правовых, административных и экономических мер, объединенных единой политикой государственного регулирования земельно-имущественных отношений, которая должна обеспечивать стабильное, сбалансированное и эффективное развитие всех объектов земельной собственности независимо от их организационно-правовой формы в интересах отдельных землепользователей и народного хозяйства в целом. В процессе управления земельными ресурсами государство устанавливает определенные правила и нормы, как для использования земельных ресурсов страны в целом и их отдельных элементов (категорий земель, видов землепользования), так и для собственников, пользователей и арендаторов. Государственное управление земельными ресурсами имеет два признака: управление государства как органа власти, обладающего территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности, и управление государства как собственника земли - хозяйственное управление (например, сдача в аренду государственной собственности). При этом должно быть обеспечено рациональное использование земельных ресурсов с достижением экономического, социального и экологического эффектов. Государственное управление федеральных органов исполнительной власти распространяется на находящиеся в эксплуатации и неиспользуемые земли на территории Российской Федерации независимо от их категории и форм собственности. В настоящее время из 1, 71 млрд. га земельного фонда 92,4% находится в собственности государства и муниципальных образований, 6, 4% — у частных и 1,2% — юридических лиц.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 2574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |