КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие принципы пофакторной экономической оценки земель населенных пунктов
Оценка земель поселений затратным методом Оценку всех групп землепользователей населенных пунктов необходимо производить трансформированным затратным методом, это связано прежде всего с тем, что данные объекты не продаются или имеют низкую общую доходность. При проведении пофакторной экономической оценки земель необходимо определить количество факторов и подфакторов, влияющих на формирование стоимости земли в данном регионе. Основным критерием будет их функциональная значимость в городском хозяйстве. Для более точной экономической оценки земель необходимо определить весовое значение, иначе говоря, влияние данного фактора на конечный результат экономической оценки земель. На основании этого предлагается общая формула (1) многофакторной экономической оценки земель:
Коб =ΣFi х Ki, где Ко6- общая экономическая оценка земель, в млн руб./га; F. — оценка z-го фактора, в млн руб./га; N — количество оцениваемых факторов, которые определяются исходя из местных условий и характеристики оцениваемого города; К. — важность (весовое значение) г-го фактора в оценке земель: ♦ (-1; 0) ≤ Кi — в случае если данный фактор влияет отрицательно на формирование цены земли, например, определяется стоимость ликвидации воздействия данного фактора (экология, санитарное состояние); ♦ Кi ≤ (0; +1) — в том случае, если данный фактор является формирующим компонентом многофакторной экономической оценки земель городов (состояние инженерно-геологических условий строительства). Проверка достоверности весового значения К. будет производится при помощи следующей разработанной автором формулы расчета интегрированного показателя оценки факторов по формуле (2):
где Q — интегрированный показатель оценки факторов;
где Рi — общее число запросов, оказавших решающее значение или подошедших по требованию при выборе земельных участков (данные за 15 лет). Для проведения многофакторной экономической оценки земель необходимо определить целый комплекс факторов и составляющих их подфакторов. До недавнего времени использовался упрощенный подбор факторов для определения ценности земель. Однако в каждом конкретном случае необходимо определять конкретные факторы и подфакторы для многофакторной экономической оценки земли городов. Все это необходимо определить с учетом плотности инженерных и транспортных магистральных сетей, насыщенности общественными объектами, наличия транспортных связей с другими регионами, капиталовложений в инженерную подготовку территорий, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей. В результате автором была разработана следующая модель многофакторной экономической оценки земель по основным параметрам: 1) доступность центра города, объектов по обслуживанию населения, объектов культурно-бытового обслуживания населения. Доступность пешеходная, транспортная или транспортно-пешеходная (потери времени, чел./ч или руб./сутки) к объектам образования и воспитания, культуры и искусства, административно-бытовым, торговым, лечебно-оздоровительным объектам и другим вспомогательно-бытовым объектам социальной сферы обслуживания; 2) наличие существующего инженерного оборудования и благоустройства территории района и микрорайона города. В частности, определяется наличие, уровень и перспективное развитие инженерного оборудования города и конкретного района. Наличие и возможность обустройства территории инженерным оборудованием и инженерно-санитарного оборудования, водоснабжение (централизованные или автономные водопроводные системы), канализации (централизованная или автономная, ливневая, специального назначения, фоновая), теплоснабжение (центральное, автономное, сетевое), электроснабжение, газоснабжение (централизованное и индивидуальное), класс дорог и их покрытие (асфальтовое, бетонное, гравийное и пр.), в том числе улиц, проходов, проездов; 3)современное состояние сферы культурно-бытового обслуживания населения (микрорайона, квартала). Наличие сетей детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, торговли, питания, бытового обслуживания, учреждений спортивно-оздоровительного назначения, здравоохранения, культуры и искусства; 4)историко-культурная ценность застройки, эстетическая и ландшафтная ценность территории застройки и окружения. Наличие зон охраны исторических, архитектурных и природных памятников, зон регулируемой и ограниченной застройки; 5)экологическое состояние окружающей среды, состояние санитарно-гигиенических и микроклиматических условий. Учет общего состояния окружающей среды, санитарно-гигиенических условий и микроклиматических условий. Наличие негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды: загрязнение воздушного и водного бассейна, почв различными химическими элементами. Состояние шумового режима, наличие других источников отрицательного воздействия (радиоактивное загрязнение, электромагнитные поля, поля блуждающих токов); 6)состояние инженерно-геологических условий строительства, прогноз экстремальных ситуаций и природных катаклизмов. Наличие как естественных причин, так и антропогенных условий, ограничивающих или повышающих необходимость дополнительных затрат на улучшение оцениваемой территории города, в частности: высокий уровень (выше 1 м) стояния грунтовых вод, наличие плывунов, просадочность грунтов, иссеченность рельефа городских территорий, крутые склоны местности, наличие оползневых процессов, овражно-балочной сети, подмываемых и подтапливаемых территорий, тяжелых (каменистых) грунтов; 7)природно-рекреационная ценность территории. В данном случае это рекреационная, эстетическая и ландшафтная ценность, оценка территории города по фактору непосредственного наличия или близкого расположения от оцениваемой территории природоохранных и заповедных территорий (заказники, заповедники, национальные парки, памятники природы, целебные источники), рекреационно-оздоровительные территорий (зоны отдыха, туристические зоны и местности, местные природно-ландшафтные парки), территорий заповедных и защитных лесных массивов (леса защитных поясов населенных пунктов, почвозащитные и полезащитные леса, защитные лесные полосы вдоль рек и водоемов, лесопарки, леса 1-й и 2-й группы), санитарно-гигиенических и защитных насаждений и территорий (охранные санитарно-защитные зоны по берегам водохозяйственных водоемов); 8)наличие зон особого использования, имеющих ограничения по использованию земельных участков соседними землепользователями. В частности, подразумевается наличие охранных зон артезианских скважин, железнодорожных путей, парковых и припарковых сооружений, объектов оборонного назначения; 9)транспортная доступность территории оцениваемого объекта (города). Анализ наличия общественного транспорта: городского, межрайонного, межобластного (связь с различными субъектами РФ). Однако каждый из otpix факторов разбит на подфакторы и несет в себе целую группу информации, а значит, для анализа и оценки факторов необходима разбивка на систему подфакторов. Состав подфакторов по каждой из вышеперечисленных групп следующий: 1) доступность к центру города и объектам по обслуживанию населения: • школы, детские сады; • объекты культуры и искусства (дома культуры, кинотеатры, музеи и др.); • объекты бытового обслуживания (пункты службы быта, прачечная, химчистка и т. п.); • объекты торговли (оптово-розничная сеть магазинов); • учреждения медицинско-оздоровительного назначения; • спортивно-оздоровительные учреждения; • учреждения квартирно-эксплуатационного назначения; • почта, телеграф, телефон, аптека, банк; • административно-муниципальные представительства; 2) наличие действующего инженерного оборудования и благоустройство территории: • водопровод (наличие централизованного водопровода, холодной и горячей воды или холодной; водозаборные колонки); • канализация (бытовая, промышленная, промышленно-быто-вая, ливневая, спецназначения); • теплоснабжение (централизованное, автономно-централизованное, местное-индивидуальное); • электроснабжение — достаточная мощность силовых подстанций; • газоснабжение (централизованное или автономное); 3) современное состояние сферы культурно-бытового обслуживания населения. Наличие: • яслей и детских садов; • общеобразовательных школ, техникумов, колледжей; • торговли, учреждений питания; • социально-бытового обслуживания; • объектов культуры и искусства (музеи, кинотеатры, дома культуры и пр.); • спортивно-оздоровительных учреждений; • медицинских учреждений; 4) историко-культурная ценность застройки, эстетическая и ландшафтная ценность застройки: • наличие зон охраны исторических и архитектурных ансамблей и памятников; • наличие зон заповедных территорий природной среды; • наличие зон с особо ценным ландшафтом (живописный рельеф, растительность, водоемы, животный мир); • наличие зон регулируемой застройки; 5) экологическое состояние окружающей среды (наличие антропогенных факторов, влияющих на состояние окружающей среды): • загрязнение воздушного бассейна; • загрязнение территории пестицидами; • загрязнение водоисточников (открытых водоемов, грунтовых вод, артезианских вод); • шумовое загрязнение, повышенные шумы от промышленных объектов; • наличие в почвах токов высокой частоты; • загрязнение почв тяжелыми металлами; • наличие электромагнитных полей; • наличие источников радиоактивного загрязнения; 6) состояние инженерно-геологических условий строительства: • наличие высокого уровня стояния грунтовых вод (0,5-1,5 м); • наличие водных источников (ключи, скважины, озера); • наличие затопляемых территорий; • наличие заболоченности территории; • наличие подтапливаемых территорий; • наличие территорий с крутыми уклонами местности; • наличие территорий, подверженных оползневым явлениям; • наличие подрабатываемой территории; • наличие закарстованных территорий; • наличие пустот в грунте; • наличие разветвленной овражно-балочной сети; • наличие водной или ветровой эрозии; • наличие территории со скальными грунтами; • сейсмичность территории (свыше 2 баллов по шкале Рихтера); 7) природно-рекреационная ценность территории: • наличие рекреационной территории (зоны отдыха, туристические зоны, лесопарки, наличие особо ценных ландшафтных территорий); • наличие, как на территории населенного пункта, так и на границе с ним, заповедников и заказников; • наличие природно-заповедных территорий (национальные парки, охраняемые урочища); • наличие защитных лесных зон и территорий (лесопарки, почвозащитные и полезащитные леса, защитные полосы вдоль рек и водоемов, защитные полосы вдоль железных и шоссейных дорог, городские леса 1-й группы); • наличие санитарно-защитных природных зон и территорий (зоны санитарной охраны водных источников); 8) наличие зон особого использования: • наличие режимных зон вокруг промышленных предприятий · контрольно-следовые полосы вокруг объектов специального 9) наличие транспортной доступности оцениваемого объекта (доступность населенного пункта): • наличие разветвленной сети городского пассажирского транспорта (автобусы, маршрутное такси, железнодорожные электрички местного назначения, не транзитные, подразумеваются остановочные пункты в городе); • наличие междугороднего грузопассажирского транспорта (как с центром области, городом Москвой, так и с другим городами РФ; учитывается автомобильный и железнодорожный транспорт); • наличие речного транспорта (наличие судоходных рек и выходов через сеть судоходных рек в любую точку мирового океана). Однако при анализе и расчете показателей по данным факторам (с 1 по 9) необходимо учитывать такое понятие, как радиус активного влияния факторов и подфакторов. Надо учесть, что кроме радиусов активного влияния данные факторы и подфакторы имеют радиусы среднего и пассивного влияния в том случае, если данный фактор (подфактор) не является активным стабилизирующим компонентом экономической оценки населенного пункта. К активным стабилизирующим компонентам экономической оценки населенного пункта, в частности, относятся такие факторы: 1)доступность центра города, объектов по обслуживанию населения; 2)наличие действующего инженерного оборудования и благоустройства территории; 3)состояние сферы культурно-бытового обслуживания населения; 4)экологическое состояние территории (наличие антропогенных факторов, влияющих на состояние окружающей среды); 5)состояние инженерно-геологических условий строительства; 6)транспортная доступность оцениваемого объекта (в данном случае населенного пункта) относительно центра области или транспортной артерии. Однако существующие строительно-архитектурные СНиПы и ведомственные институты не дают точного определения радиусов активного и пассивного влияния. Следовательно, радиусы влияния должны быть установлены экспертно на основе анализа данных по существующим факторам строительства объектов 1-й группы землепользователей и строительным СНиПам, регламентирующим условия застройки городов и благоустройства территории. Также автором были проведены исследования по удорожанию строительства объектов с учетом удаленности коммуникации. На основании этого определены следующие радиусы влияния обозначенных выше факторов: 1)активного влияния 300-500 м; пассивного влияния 500-2000 м; 2)активного влияния 10-300 м; пассивного влияния свыше 300 м; 3)активного влияния 200-500 м; пассивного влияния до 2000 м; 4)активного влияния 500-1500 м; пассивного влияния 2000-3500 м; 5)активного влияния 50-250 м; пассивного влияния 500-1500 м. Фактор 9 необходимо рассматривать в разрезе подфакторов: 9.1)активного влияния до 250 м; пассивного влияния до 2000 м; 9.2)активного влияния 500-5000 м; пассивного влияния до 1000 м; 9.3)активного влияния до 1000 м; пассивного влияния 5000-10 000 м; 9.4)активного регионального влияния радиус воздействия до 100 000 м (100 км); 9.5) пассивного влияния до 350 000 м (350 км).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |