КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Право муниципальной собственности на землю
Земля — основа жизни и деятельности каждого человека и потому так или иначе вовлечена в многообразные общественные отношения. На это указывает и Конституция РФ (часть 1 ст. 9), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. С точки зрения установления прав на землю она рассматривается главным образом как недвижимое имущество, оборот которого имеет существенно ограниченный характер. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Мера, обозначенная в ст. 129 ГК РФ, определяется земельным законодательством по различным критериям: целевому назначению земельных участков, их допустимым размерам, субъектному составу земельных отношений и т. д. При этом лицами являются не только граждане, но и организации, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования (ст. 124ГКРФ). Необходимо подчеркнуть, что до недавнего времени установление прав на земельные участки и их оборот были существенно затруднены бездействием главы 17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю». В новой редакции глава 17 (ст. 260-287) ГК РФ вступила в силу 23 апреля 2001 г. Нельзя, однако, сказать, что, не вводимая в действие, глава 17 ГК РФ не выполняла никаких функций. Во-первых, она обязывала Государственную думу в первоочередном порядке рассматривать новый Земельный кодекс. Во-вторых, ее положения служили ориентиром не только для федерального законодателя, но и для органов законодательной власти субъектов РФ при принятии ими своих нормативных правовых актов. Что касается сельскохозяйственных угодий, то отныне для их оборота ГК РФ предусматривает необходимость принятия не только, как и ранее, нового Земельного кодекса, но и другого специального закона. То есть для того чтобы положения главы 17 ГК РФ применялись ко всем землям, фактически признана необходимость упорядочения существующего оборота сельскохозяйственных земель. Права на землю могут быть вещными и обязательственными. Вещные права принципиально отличаются от обязательственных прав на нее, возникающих при совершении сделок. Во-первых, вещные права характеризуют статику отношений собственности на землю, ее использование конкретными субъектами. Во-вторых, переход права собственности на землю к другому лицу (например, от Российской Федерации к ее субъекту) не является основанием для прекращения иных вещных прав на нее (не прекращается, например, сервитут в виде прогона скота по этой земле). В-третьих, вещные права лиц, не являющихся собственниками, защищаются от их нарушения любым лицом, в том числе самим собственником (например, решение органа местного самоуправления — собственника земельного участка — о прекращении сервитута может быть признано судом незаконным). Итак, основным вещным правом на землю является право собственности. Его содержание составляют три правомочия: владение, пользование и распоряжение. Согласно части 2 ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Владение означает фактическое обладание земельным участком. Оно фиксирует его нахождение у конкретного лица. Владельцами могут быть также субъекты, не являющиеся собственниками земли. Например, собственником может быть Российская Федерация, которая предоставляет земельные участки во владение другим лицам. С владением тесно связано такое правомочие, как пользование. В принципе владение землей без ее пользования теряет для владельца всякий смысл, поскольку именно пользование подразумевает извлечение из земли различных полезных свойств: добывание полезных ископаемых, выращивание сельскохозяйственных культур, возведение строений и т. д. Распоряжение, т. е. определение юридической судьбы земельного участка путем его купли-продажи, дарения и т. п., может осуществлять только его собственник. Лица, имеющие земельный участок на иных вещных правах, указанным правомочием не обладают. Общие положения о праве собственности на землю содержатся в Конституции РФ — акте высшей юридической силы, согласно которой (часть 2 ст. 9) земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Сразу нужно подчеркнуть, что каких-либо «иных», помимо пря мо предусмотренных Конституций, форм собственности, в том числе на землю, законодательство не устанавливает. Поэтому «иные» формы собственности можно рассматривать лишь как своеобразный конституционный резерв, как возможное будущее. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Статья 260 ГК РФ устанавливает, что лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением. Границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Понятие земельного участка сформулировано в ст. 1 Федерального закона «О государственном земельном кадастре». Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, лес и растения. Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Это подразумевает уплату земельного налога, повышение плодородия сельскохозяйственных земель и т. д. Собственник несет также риск случайной гибели или случайного повреждения земельного участка, если иное не предусмотрено законом или договором. Это может иметь место при затоплении земельного участка. Указанные в Конституции формы собственности в соответствии с ГК РФ, развивающим ее положения, делятся на виды. Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом. Правоотношения собственности на землю основаны на гражданском законодательстве, которое в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ является предметом ведения только Российской Федерации. По предмету такого ведения Конституция (часть 1 ст. 76) предписывает принятие только федеральных законов, что исключает установление отношений собственности на землю актами субъектов РФ или муниципальных образований. При характеристике права муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) на землю необходимо иметь в виду, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (ст. 132 Конституции), в том числе землей, если она у них имеется. Муниципальная собственность на землю допускается различными федеральными нормативными правовыми актами (законами, указами Президента). Однако среди них нет таких, которые непосредственно определяют, какие конкретно земли находятся в муниципальной собственности (городов, поселений и т. п.). По действующему законодательству для наделения муниципальных образований правом собственности на землю необходимо разграничение собственности на землю между Российской Федерацией и ее субъектами. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов РФ предусматривается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по владению, пользованию и распоряжению имуществом, не принадлежащим муниципальным образованиям. Перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня определяются на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. В такие перечни могут быть включены и земельные участки. Кроме того, передача земли в собственность муниципальных образований, как следует из закона, — право, но не обязанность субъектов РФ. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Муниципальные образования, как и субъекты РФ, в настоящее время могут приобретать земельные участки в собственность в результате гражданско-правовых сделок с землей. К сожалению, в настоящее время имеет место принятие не только законов субъектов РФ, «разграничивающих» собственность на землю между ними и муниципальными образованиями, но и актов органов местного самоуправления, относящих землю в своих границах к своей собственности в одностороннем порядке, не дожидаясь не только федеральных законов, но и законов субъектов РФ. Конечно, приобретать землю в собственность за плату субъекты РФ и муниципальные образования не хотят, а зачастую и не могут. Однако с точки зрения Конституции РФ и ГК РФ подобные акты неправомерны, какими бы причинами они ни были обусловлены. Защита нарушенных или оспоренных прав на земельные участки осуществляется в соответствии с установленной процессуальным законодательством подведомственностью дел судам, арбитражным судам или третейским судам. В случаях, предусмотренных законом, допускается защита гражданских прав не только в судебном, но и в административном порядке — путем обращения к вышестоящему органу (должностному лицу). Принципиальное значение имеет то обстоятельство, что любое решение, вынесенное при разрешении спора в административном порядке, может быть оспорено в суде. Однако из данного положения следует одно исключение. Касается оно защиты прав государства и местного самоуправления на земельные участки. Тенденция такова, что защита прав на землю публичного субъекта может быть осуществима по большей части лишь в процессе деятельности специально уполномоченных органов, причем деятельность последних по защите, субъективного права, принадлежащего государству или органам местного самоуправления, находит свое продолжение. Субъекты, наделенные властными полномочиями, действуют в границах предоставленной им компетенции, содержательной стороной которой выступает наличие полномочий по решению конкретных вопросов в виде определенных прав и обязанностей. Следовательно, происходит совпадение права и обязанности защиты прав государства или органов местного самоуправления на землю. Право на защиту при этом поглощается функциональной обязанностью публичного образования в лице уполномоченного органа реагировать на любое нарушения своего права на землю. Поэтому защита права на землю является уже не правом, а обязанностью государства или органов местного самоуправления, субъективное право трансформируется в субъективную обязанность, которая существует, пока действует обязывающая норма, дающая представление о волевом характере такого обязывания. Теоретическое обоснование данной обязанности кроется в особенности волеизъявления публичного образования. Как известно, право в субъективном смысле представляет собой определенную возможность действования, которое, в свою очередь, приводится в движение посредством воли. Однако воля публичного субъекта права — это юридическая фикция, так как по существу это воля единоличного или коллегиального органа (единство воли должностных лиц). Однако последние воли должны быть связаны, и тут срабатывает механизм фикции — воля публичного образования, будучи однажды выраженной единоличным или коллегиальным органом в надлежащей правовой форме, становится «волей государства» или «волей местного самоуправления» и выступает источником и руководящим началом даже для данного единоличного или коллегиального органа в процессе уже не формирования, а реализации воли государства. Причем целесообразность требует, чтобы право на защиту государством или органами местного самоуправления своих прав на землю не отдавалось на произвольное усмотрение должностного лица. При возложении на последнего соответствующей обязанности защита прав на землю публичных образований последует неотвратимо, вне зависимости от каких-либо условий. Сложность проблемы защиты прав на землю государством и органами местного самоуправления еще и в том, что, реализуя свое право на защиту, государство невольно нарушает юридический принцип «никто не судья в собственном деле». Так или иначе, осуществляя защиту своего права на землю, субъект публичного права действует через специально уполномоченные органы, причем в конечном итоге замыкаясь на органах государственной юстиции, призванных в качестве конечной инстанции поставить точку в проблеме защиты или же отказа в защите права на землю публичному образованию. До сих пор данная проблема не разрешена на эмпирическом уровне. Теоретически данное негативное явление должен устранить принцип разделения властей, закрепленный в Конституции РФ. Однако кризис, охвативший судебную, исполнительную и законодательную власти в сфере их функционирования, не позволяет последовательно проводить данные идеи в жизнь. Возвращаясь к вопросу о защите субъективных прав лиц на землю участников имущественных отношений, урегулированных нормами гражданского права, необходимо раскрыть, как данное право реализуется в рамках тех или иных форм защиты. Самозащита права рассматривается как самостоятельные действия субъекта, направленные непосредственно на защиту либо на принятие превентивных мер, обеспечивающих реализацию и существование права на землю в нормальном режиме. Такие действия могут быть только фактического характера. Данное право может быть реализовано в случаях, если существует опасность нарушения права, если необходимо пресечь действия, нарушающие права на землю, или если следует принять меры, соответствующие характеру и содержанию правонарушения. Допустим, собственник земельного участка, дабы оградить его территорию от проникновения третьих лиц, ставит на его границах ограду. Либо похожий случай, когда собственник удаляетс территории своего земельного участка третьих лиц, оказавшихся на ней без его согласия. Особым случаем выступает реализация публичным образованием самозащиты прав на землю. Фактические действия, например, предупреждающие нарушение государственной или муниципальной собственности на землю, могут также выражаться в установлении ограничительных знаков, определяющих земельный участок, либо сооружений, препятствующих доступу на участок. К защите государственного или муниципального права на землю, в частности права собственности, привлекаются должностные лица, наделяемые государством полномочиями (например, егеря в заповедниках). В последнем случае защита прав на землю ставится в зависимость от фактической деятельности данных субъектов. Придание данной фактической деятельности юридической формы при принятии вышеуказанными должностными лицами решений по привлечению виновных лиц к административной ответственности порождает вопрос о соотношении защиты прав на землю в административном порядке и самозащиты. В данном случае мы можем сказать, что юридические способы самозащиты прав на землю трансформируются в совершенно иную форму защиты гражданского права — административную. При этом сущность ее не теряется: государство реализует свои гражданские права и обязанности, в том числе и право на защиту государственной собственности на землю, через систему государственных органов. Однако утрачивается объективированная форма самозащиты, неотрывность ее от реально протекающих событий. Самозащита приобретает форму абстракции и поэтому уже не может рассматриваться нами как таковая, а лишь как защита права в административном порядке (п. 2 ст. 11 ГК РФ). Основным моментом в действиях лиц по реализации ими права на самозащиту выступает то, что действия лица превентивного характера или же непосредственно соприкасающиеся с нарушением должны соответствовать характеру угрозы нарушения либо же самому нарушению. Так, постановка ограды с подведением к ней источника тока явно не соответствует характеру существующей угрозы проникновения третьих лиц на земельный участок. Помимо этого вред, который может быть причинен лицам ударом тока, несоизмерим с вредом, который может понести титульный владелец земельного участка в случае проникновения третьего лица. Судебная защита прав на землю должна являться самой эффективной формой реализации лицами своего права на защиту. По сути, она и является таковой в странах с развитой демократией. К сожалению, в российских условиях судебная защита прав на землю пока работает неэффективно. Однако, как было замечено, принцип разделения властей, лежащей в основании политического устройства России, позволяет формально обеспечить равенство всех лиц перед законом и судом, а также устранить негативные моменты, возникающие при отправлении правосудия. При судебной защите прав на землю субъективное право лица на защиту обеспечивается силой государственного принуждения. Большинство способов защиты гражданских прав, закрепленные в ст. 12 ГК РФ, могут быть реализованы лишь в рамках судебного разбирательства дел. Судебная защита прав на землю осуществляется по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством. Суд, в порядке гражданского судопроизводства, путем исследования всех обстоятельств дела, выносит решение о том, было ли в действительности нарушено право, и если нарушение имело место, то применяет один из способов его защиты. Наиболее часто судам приходится иметь дело с виндикационными и негаторными исками лиц. Предметом виндикационного иска выступают требования лица о возврате незаконно выбытого из владения земельного участка. Предметом негаторного иска являются всевозможные требования лица об устранении нарушений права на земельный участок, не связанных с лишением владения. Материальным основанием иска в обоих случаях выступает наличие субъективного права лица на земельный участок, которое требует защиты. Обычно виндикационные и негаторные иски находят свое широкое применение при защите вещных прав. Данным видам исков посвящена глава 20 ГК РФ. Однако ст. 305 ГК РФ позволяет использовать данные конструкции исков и при защите обязательственных прав на земельные участки. Например, собственник, сдав земельный участок в аренду, требует после истечения срока договора его возврата. В случае если арендатор не возвращает ему земельный участок в фактическое владение, собственник может поставить вопрос перед судом о виндикации данного земельного участка из владения арендатора. В свою очередь, арендатор посредством предъявления встречного, негаторного иска может требовать устранения препятствий в его использовании, в качестве эксцепции (возражения, поражающего иск в его основании) ссылаясь на то, что срок по договору аренды еще не истек. В случае удовлетворения требования собственника суд восстанавливает его право на земельный участок, принуждая арендатора передать его во владение собственника. В случае удовлетворения требования арендатора суд признает за ним право аренды земельного участка и требует от собственника устранения действий, нарушающих и создающих угрозу нарушения прав арендатора в отношении данного вида недвижимого имущества. Последствием предъявления виндикационного (или в определенных случаях негаторного) иска может выступать применение такого способа защиты, как признание оспоримой сделки недействительной. Допустим, собственник требует возврата земельного участка (виндикации), переданного по совершенной сделке купли-продажи другому лицу, ссылаясь на то, что сделка была совершена под влиянием обмана. Часто виндикационные и негаторные иски сопровождаются предъявлением кондикционного иска — иска из неосновательного обогащения. Необходимость заявления такого иска управомоченным лицом обусловливается тем, что с момента незаконного владения земельным участком лицо обычно получает материальную выгоду, которая по существу должна относиться на счет титулованного владельца. Следует учитывать, что конфисковать земельный участок, находящийся на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, можно лишь у недобросовестного приобретателя. При гипотетической ситуации, когда лицо, не уп-равомоченное на отчуждение земельного участка все-таки отчуждает последний, происходит возникновение права собственности на данный участок у приобретателя, но при условии, что он является добросовестным. Добросовестность в данном ключе означает, что приобретатель не знал и не должен был знать на момент совершения сделки о том, что отчуждатель земельного участка не имеет полномочий на его отчуждение. В данном случае защитить интересы собственника призван уже упоминавшийся нами кондикционный иск. Предметом его выступает требование собственника или иного лица возместить стоимость реализованного земельного участка, направленное к недобросовестному отчуждателю. Институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как раз и преследует цель свести до минимума возможность отчуждения земельных участков недобросовестным лицом. Защита прав на земельные участки в административном порядке весьма редкое явление. Согласно действующему Земельному кодексу РСФСР (ст. 125) административные правонарушения и ответственность за них, в частности за самовольное занятие земельного участка, несвоевременный возврат земельного участка, призваны устранить нарушение субъективных прав лиц на землю. Для того чтобы правильно раскрыть вопрос о защите прав на землю, нам необходимо уяснить, когда требуется такая защита. Например, защищать право не требуется, когда земельный участок передан собственником арендатору или публичным собственником во владение на вторичных вещных правах. Данные примеры свидетельствуют о том, что обладание участком не носит противоправного характера. Защиты право на землю требует в случае, когда правовая связь лица с вещью (земельным участком) нарушена, нарушается или может быть нарушена в противоречие с его намерением поддерживать такую связь. Нарушение правовой связи лица с вещью может произойти лишь посредством неправомерных действий третьих лиц. Есть действия правомерные, например, когда по приговору суда земельный участок конфискуется у собственника. В данном случае приговором суда уничтожается правовая связь лица с данным видом недвижимого имущества, что не позволяет говорить о действиях государственных органов, направленных на выполнение решения органа юстиции, как о неправомерных. При этом устраняется титул, лежащий в основании данной связи. Важным моментом в оценке нарушения субъективного права, подлежащего защите управомоченным субъектом, выступает отграничение самого нарушенного права от причинения вреда непосредственно земельному участку как объекту природы. Постановка данной проблемы поможет разобраться в том, какие отрасли законодательства направлены на защиту правовой связи лица с земельным участком, а какие, не затрагивая данных связей, направлены на защиту лишь режима земельного участка. Из анализа действующего российского законодательства следует, что существуют нормы, которые ни прямо, ни при выяснении их смысловой нагрузки не дают нам полного представления о том, осуществляется ли защита субъективного права на земельный участок, или защита направлена на правовой режим земли как природного ресурса. Поэтому данные нормы требуют более глубокого исследования и проработки на теоретическом уровне. Например, Уголовный кодекс РФ говорит в ст. 254 о порче земли, которая представляет собой отравление, загрязнение или иную порчу земли. В данном случае само понятие «порча земли» предполагает уголовно-правовую защиту всех земельных участков от всех лиц, в том числе и от их собственников, арендаторов, пользователей. Поэтому напрямую данная норма хоть и направлена на обеспечение сохранности объекта прав на землю, но непризвана охранять правовую связь титульного владельца с вещью. Также не являются основаниями защиты прав на землю нормы, направленные на защиту государства, местного самоуправления, юридических и физических лиц от неправомерных действий. А вот ст. 170 Уголовного кодекса «Регистрация незаконных сделок с землей» напрямую призвана обеспечивать защиту прав титульных владельцев на землю. Защита прав на землю осуществляется лишь там, где нормы, обеспечивающие такую защиту, направлены на защиту единой модели, без отрыва друг от друга: субъект права на землю — правовая связь (права и обязанности субъекта) — объект (земельный участок). Следовательно, институт защиты права на землю не ограничивается единственным упоминанием о системе мер гражданского права, хоть виды прав на землю находят свое первичное закрепление посредством указания на это норм гражданского права. В защите прав на землю важную роль играют такие отрасли законодательства правовой системы Российской Федерации, как конституционное, уголовное, административное право. Каждая отрасль регламентирует форму защиты права государственной собственности на землю, исходя из особенности предмета и метода. В юридической литературе помимо признанных гражданским законодательством форм защиты гражданских прав принято выделять меры оперативного воздействия. В частности, под мерами оперативного воздействия можно понимать такие юридические средства правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно самим управомоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам. На первый взгляд, можно проследить схожесть в определении данной юридической категории и самозащиты гражданских прав. Однако установление такого тождества — лишь поверхностный взгляд на данную проблему. Меры оперативного характера отличаются от самозащиты гражданских прав тем, что они непосредственно связаны с обязательственными правоотношениями лиц и представляют собой один из видов правовых гарантий, направленных на обеспечение надлежащего исполнения обязательств путем предоставления управомоченной стороне права непосредственного оперативного воздействия на своего контрагента. Форма и содержание мер оперативного воздействия установлены в нормативно-правовых актах. Важным моментом в защите нарушенного субъективного права является то, что последняя может быть осуществлена лишь в течение срока так называемой исковой давности. Срок исковой давности характеризуется как определенный промежуток времени, с которым положительное право связывает существование субъективного права на защиту в принудительном порядке. По существу, это право на иск в материальном понимании, которое означает требование посредством активных действий исполнения должником своей обязанности (в отличие от права на иск в процессуальном понимании — право на обращение в суд, которое есть у лица даже по истечении срока исковой давности). Данный временной промежуток не является универсальным для всех случаев нарушения права. Позитивное гражданское право различает общие сроки исковой давности и специальные. Общий срок установлен в 3 года, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Примером специальной исковой давности является иск по ничтожным сделкам в целях использования последствий их недействительности. Срок ее равен 10 годам с момента, когда началось исполнение по ничтожной сделке. Естественно, если исполнение не было произведено, то субъективное право в этом случае не может быть нарушено. Специальный срок может быть установлен посредством принятия закона применительно к конкретным требованиям по защите прав. Гражданское законодательство знает перерыв срока исковой давности, его приостановление, его восстановление. Так, при приостановлении срока исковой давности после отпадения обстоятельств, послуживших основанием такого приостановления течение срока продолжается. В частности, приостановление течения срока исковой давности наступает, если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное обстоятельство (непреодолимая сила); если истец или ответчик находится в составе Вооруженных сил РФ, переведенных на военное положение; в силу установленной на основании закона Правительством РФ отсрочки исполнения обязательств (мораторий); в силу приостановления или изменения закона или иного правового акта, регулирующего соответствующие правоотношения. Условием приостановления срока исковой давности является тот факт, что вышеуказанные обстоятельства возникли и продолжались в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее — то в течение срока давности (ст. 202 ГКРФ). Перерыв в сроке исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном гражданско-процессуальном или уголовно-процессуальном порядке. Причем после перерыва срок исковой давности начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ). При отказе в рассмотрении иска срок исковой давности продолжает течь в обычном порядке. Суд может восстановить срок исковой давности по причине болезни, беспомощного состояния и безграмотности лица. Данные обстоятельства должны возникнуть в последние шесть месяцев до окончания срока исковой давности. Естественно, это не относится к безграмотности. Не следует путать истечение права на защиту с самим субъективным правом. С момента истечения срока исковой давности по неуважительным причинам парализуется лишь право на защиту субъективного права. Само право остается, но в некоем пассивном состоянии. Когда субъект посредством активных действий уже не может осуществить защиту нарушенного права, ему остается лишь ожидать действий обязанного лица. При этом данное лицо лишается всех форм защиты. Поэтому исполнение после истечения срока исковой давности не рассматривается гражданским правом как неосновательное обогащение (ст. 206 ГК РФ).
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 842; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |