Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древний Китай. Конфуцианство и легизм - традиционное и рациональное в государственном строе


Доверь свою работу кандидату наук!
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

 

История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием двух идеологических направлений в государственности - конфуцианства и легизма, где вырисовывается роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.

В истории Древнего Китая по имени царствующих династий выделяются: государство Шан (Инь) (XVIII - XII вв. до н.э.) - раннее государственное образование; государство Чжоу (XI - V вв. до н.э.) - первоначально централизованная монархия, в последний период которого единое государство рушится; великие китайские империи - Цинь (III - II вв. до н.э.) и Хань (II в. до н.э. - III в. н.э.).

Образование государства в долине реки Хуанхэ относится ко второму тыс. до н.э. На смену раннему государственному образованию Шан (Инь) приходит возникшее в результате завоевания (племенем Чжоу) государство Чжоу. В ранний период истории Китая существовали формы коллективного землевладения по системе цзинь тянь (каждые 8 участков передавались в пользование отдельным семьям, а 9-й (общественное поле) обрабатывался сообща и урожай с него поступал в распоряжение государства). В социальной структуре общества выделялась наследственная аристократия, занимавшая привилегированное положение. Труд рабов имел ограниченное применение и рабы принадлежали государству. Право еще не отделилось от обычаев и простых норм нравственности.

В построении государства четко обнаруживаются черты восточной деспотии. Правитель (ван) почитался "сыном Неба" и признавался верховным собственником Поднебесной. Передача управления завоеванными землями в наследственное владение титулованной знати приводит к раздробленности прежде единого государства, наступает период "многих царств", затем "борющихся царств". Прежде верные вассалы вана становятся удельными князьями, обладающими фактически полной независимостью, власть же вана ограничивается пределами его владения – домена (такое положение очень напоминало период феодальной раздробленности в средневековой Европе).



V - III века до н.э. в истории Китая считаются переломным временем: происходит разложение общинных отношений; учащаются сделки с землей; идет ускоренное развитие товарно-денежных отношений; города превращаются в ремесленные центры; наступает резкое имущественное расслоение населения; упрочняется частная собственность на землю и рабов; значительную экономическую силу приобретают купцы и ростовщики, растет их политическое влияние; рождается порядок продажи должностей, в результате чего наследственная аристократия оттесняется "выскочками из низов"; происходит разрушение патриархальных порядков при всеобщем ожесточении и междоусобных войнах; отбрасываются моральные принципы, на смену им пришли предательство, продажность, убийства, подкупы, шантаж.

Как реакция на неустроенность и смуту в обществе рождается учение Конфуция (551 - 479 годах до н.э.), которое стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей ("образ мышления и стиль жизни") и позже (в империи Хань) превратилось в главный регулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.

Основные направления учения состоят в следующем: идеализируя отношения патриархального быта, создавая образ идеального человека, Конфуций возвеличивал обычаи старины, отношения солидарности сородичей, проповедовал уважительное отношение к старшим, повиновение которым считал безусловным. Государство он уподоблял большой семье, отношения правителя и народа должны строиться, как между отцом и детьми. Высшей целью управления считались интересы народа, а исходя из этических принципов управление должно быть гуманным, в т.ч. цели, идеалы и средства,иначе народ проклянет эти цели и идеалы ("Древние государи сдерживали народ справедливостью, связывали его управлением, поступали с ним правильно, поддерживали человечность. Они поучали народ быть преданным, учили выполнять свой долг. Государи руководили людьми мягко, подходили к ним с уважением, судили с твердостью".) Именно такое правление, по конфуцианскому учению, позволит добиться морального подъема и единства народа, при котором не будет страшно никакое нападение.

Учение Конфуция о совершенствовании этических взаимоотношений между людьми, между народом и правителем выражало желаемое, было более пригодно для относительно мирного времени эволюционного развития, рассчитано на длительный период, но не отвечало требованиям решения экстремальной ситуации периода «борющихся царств». Конфуцианское учение отчасти совпадало с принципом «недеяния» Лаоцзы, согласно которому вмешательство в «естественный» ход вещей может лишь ухудшить жизнь народа. В той исторической обстановке конфуцианское учение не стало орудием активного решения острых проблем китайского народа и потому потерпело поражение.

В условиях непрекращающихся междоусобных войн, кризис старого и нового укладов жизни породил в обществе требование объединения страны и наведения порядка, что и стало непосредственной причиной возникновения философского учения легизма.Легисты (законники) - сторонники самого широкого регулирования общественных отношений абсолютной властью правителя с помощью сильного бюрократического аппарата, строгих законов и наказаний.

Легизм и конфуцианство выражали противоположное понимание природы человека, отношений народа и правителя, целей и задач государства. По Конфуцию, народ - нравственная личность; легисты считали, что человек озабочен лишь тем, чтобы доставить себе удовольствие и избежать страданий. Легизм, порывая с традициями и обычаями старины, представлял собой сугубо рационалистическое учение, требовавшее активного преобразования общественных отношений. Ослабление народа считалось главной задачей правителя. Сила государства в слабости народа. В конфуцианстве правитель уподоблялся отцу в семье, в легизме народ - это сырой материал, а правитель – мастер, который измеряя и обрабатывая свой материал, отсекает все лишнее, создает прекрасную вещь. Правитель должен быть свободен от совести, моральных норм и руководствоваться только целесообразностью. Решающее значение в государственном управлении отводилось закону, исполнительности чиновников и наказанию. Суровое наказание считалось лучшим средством управления («Подражание древним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным - во введении законов, в которых наказание на первом месте, если наказания преобладают, народ спокоен, но если изобилуют награды, то рождается мерзость»).



В легизме нашла отражение особая государственная идея - рационалистическое утверждение сильной государственной власти с всесилием закона и равенством всех перед законом; утверждалось, что государственная власть должна быть требовательной к людям и направлять их поступки регулирую­щей ролью закона и наказания («люди по всей сути стремятся к порядку, однако действия их порождают беспорядок, потому там, где сурово карают за мелкие проступки, они исчезают, а тяжким просто неоткуда взяться»). При господстве легистского учения роль наказания в управлении преувеличивалась ввиду острой необходимости преодоления смуты периода «борющихся царств». Однако легизм не учитывал глубинные свойства характера китайского народа, его «образ мышления и стиль жизни», сложившийся в течение длительного предшествующего времени, и потому оказался недолговечным.

Легистское учение было реализовано на практике в реформах Шан Яна (IV век до н.э.) и в государственном строе в период правления императора Цинь Шихуанди (империя Цинь).

При утверждении и господстве легизма были проведены мероприятия, направленные на разложение общинных отношений, укрепление частной собственности на землю и ослабление позиций родовой знати. Например, реформами Шан Яна предусматривалось принудительное дробление крупных семейных объединений, составлявших основу общинных отношений. В частности, установлены наказания для тех, кто имел в семье более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под крышей своего отца. Одновременно были ликвидированы привилегии представителей наследственной знати, запрещена кровная месть, разрешена свободная купля-продажа земли.

Радикальные преобразования государственного управления.

При Цинь Шихуанди было запрещено конфуцианство, древние книги сожжены, подавлен на местах сепаратизм и Китай стал единым централизованным государством. Правление Цинь Шихуанди составило целую эпоху в истории Китая. Был создан мощный, сложный, строго централизованный государственный аппарат с большим числом чиновников, связанных беспрекословным подчинением и автоматическим послушанием. Основы построения государствен­ного аппарата Циньской империи сохранялись многие века в последующей истории Древнего и Средневекового Китая.

Вершину пирамиды власти возглавил император (хуанди), обладавший неограниченными полномочиями. На Цинь Шихуанди неоднократно совершались покушения из-за его чрезвычайной подозрительности и жестокости (по его распоряжению 400 конфуцианцев были обвинены в подстрекательстве к смуте и заживо закопаны).

При императоре состояли два советника, непосредственно отвечавшие за исполнение его распоряжений. Советникам подчинялись центральные ведомства - военное, финансовое, судебное, сельского хозяйства, а также обслуживавшее личные нужды императора. Особое ведомство следило за управлением в округах. Были установлены новые 20 рангов знатности, присваиваемые за заслуги перед императором, а прежние титулы знатности упразднялись. Рангом знатности определялся почет, а во многом и богатство - размер земельного надела, величина жалования, качество, размер жилья и т.д. Привилегированное положение в государстве стала занимать служилая, военная и торгово-ростовщическая знать.

На основе воинской повинности создается армия, которая осуществляла и полицейские функции. В армии существовала круговая порука и за проступок одного отвечали пятеро. Только в одной из военных кампаний на севере страны участвовала 300-тысячная китайская армия.

В Циньской империи был проведен целый ряд крупных преобразований: аграрная реформа подорвала устои прежнего порядка землевладения; административная реформа ликвидировала границы ранее существовавших царств, а вместо них установила деление всей территории страны на 36 округов, которыми управляли назначаемые из центра военные и гражданские чиновники. Округа делились на уезды.

Коснулись преобразования и местного управления. Каждые пятерки и десятки семей связывались круговой порукой, образовывая локальные объединения и низшую ступень административного деления населения. Пяти- и десятидворки должны были отвечать за порядок на своих землях.

Выражением предельной централизации государственной власти стала всеобъемлющая регламентация законом общественной и личной жизни подданных. Законодательство было систематизировано и кодифицировано. Соблюдение законов поддерживалось строжайшими наказаниями (четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живьем, варка в котле, пробивание темени и т. п.). Кроме того, была проведена финансовая реформа с введением единой монетной системы; изменилась податная система, был установлен налог, определяемый соответственно количеству обрабатываемой земли; была осуществлена унификация письменности; установлена единая система мер и весов. В широких масштабах проводилось строительство Великой китайской стены, ставшей вечным памятником трудолюбия и терпения китайского народа, объединенного деспотической властью. Военное значение такого крупного оборонительного сооружения, когда «срывали горы и засыпали ущелья», было ограниченным. Но в Великой китайской стене проявилось стремление государства возвеличить свою власть, убедить всех в ее мощи (в последующем Великая китайская стена стала символом единства китайского народа). При господстве легизма Китай преодолел былую раздробленность, государство было построено на началах строгой централизации с единым законодательством, налоговой системой, с четко организованным государственным управлением и административным делением. Знатность и богатство стали определяться не знатностью рода, а местом в иерархической системе государственного управления. Легизм выражал презрение к человеку, жертвовал его интересами ради «высших целей» и «общего блага», оказался нежизненным и был низвергнут. Вскоре после смерти Цинь Шихуанди крестьянские восстания разрушили империю.

В следующую эпоху, когда после крестьянских восстаний вновь возрождается китайская империя (империя Хань), государственная идея на основе соединения черт конфуцианства и легизма укрепляет свои позиции. Вводится государственная монополия на соль, вино, железо, отливку монет; регламентируется деятельность купцов, ремесленников; устанавливается предельная норма землевладения.

Более радикальными в этом направлении были реформы Ван Мана (8 г. н.э.), которые провозглашали восстановление «счастливых порядков древности»:

- все земли в стране объявлялись государственными, царскими, подлежащими перераспределению по прежней уравнительной системе цзинь тянь, запрещались ростовщичество, купля-продажа земли и некоторых категорий рабов;

- рабы объявлялись подданными государства;

- была предпринята попытка регулировать рыночные цены и организовать государственный кредит;

- вводится экзаменационный порядок на занятие государственных должностей на основе знания конфуцианского учения (это нововведение на долгие годы пережило другие реформы Ван Манна).

О развитии права Древнего Китая трудно судить по со­хранившимся до нашего времени источникам. Китай долго сохранял черты раннего правово­го состояния, которые, особенно в Циньской империи, вытеснялись рациональными началами. Вместе с этим в истории Древнего Китая четко выделяются его некоторые характерные особенности.

В качестве образца для построения общественных отношений, для достижения гармонии и порядка в отношениях между людьми выделялись такие качества, присущие совершенному человеку (цзюнь-цзы), как гуманизм и чувство долга. В приписываемых Конфуцию высказываниях были конкретизированы качества совершенного человека, неоднократно повторявшиеся в гуманистических учениях других народов: «Не делай другому того, чего не желаешь себе»; «Плати добром за добро, а за обиду воздавай по справедливости»; «Благо­родный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде»; «Благородный человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все ви­деть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторож­ным в делах... В юности он должен избегать вожделения, в зрелости - ссор, в старости - скряжничества. Высокий человек безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины».

Требования морали конфуцианство возводило на уровень первоосновы социальной и политической жизни, мораль и право во многом совпадали, а роль закона ввиду его несовершенства и абстрактности, не учитывающей многообразия жизненных ситуаций, принижалась («через сеть закона могла проскользнуть рыба, заглатывающая корабли»).

При легистах значительное развитие получает уголовное законодательство, предусматривавшее жестокие наказания. Правонарушитель признавался носителем пагубной, преступной воли, и суровость наказания определялась даже не столько тяжестью содеянного, сколько интенсивностью его преступной воли. Жестокость наказаний преследовала цели устрашения. Однако в Китае были известны и символические наказания, например ношение преступником холщевой рубахи как знака осуждения и презрения. Традиционным был институт коллективной ответственности: в Циньской империи подвергался казни не только преступник, но и три поколения его родственников по линии отца, матери и жены.

В Китае продолжительное время сохранялась большая патриархальная семья, отличавшаяся прочностью семейных уз, большой властью отца и главы семейства, обладавшего правом продажи, заклада детей за долги. Отсутствие потомства у детей рассматривалось как величайшее неуважение к родителям. Семейные связи стали ослабевать с развитием частной собственности. Этот процесс был ускорен политикой легистов, санкционировавших принудительный раздел имущества больших семей, что непосредственно преследовало цели ослабления на местах влияния древних семейных кланов.

В Древнем Китае, особенно при легистах, государство активно вмешивалось в хозяйственную жизнь, регулируя, в частности, отношения собственности.

Общее направление развития: в ранний период - господство традиционных, общинных порядков и патриархальных отношений; позже - утверждение частной собственности, построение общественных отношений, государства и права на рационалистических основаниях; наконец, на ином уровне развития происходит ограничение частного усмотрения, частной собственности; далее в государстве и праве укрепляются традиционные начала китайского общества.

 

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование государства в Индии. Органы государственного управления | Рабовладельческое государство в Афинах. Общественный и государственный строй. Реформы Солона и Клисфена

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1799; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.