Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. Образование буржуазного государства в Германии

Третья республика

Вторая республика

По Конституции 1830 года монархия сохранялась. Королем Франции стал представитель орлеанской династии Луи-Филипп Орлеанский. Увеличилось число участвующих в выборах законодательного собрания, расширялось его право принятия законов.

Революция 1848 года привела к восстановлению во Франции республики. Конституция 1848 года создала национальное собрание (законодательный орган) и учредила должность президента, наделив его широкими полномочиями исполнительной власти, подчинила ему армию, предоставила право помилования. Президент избирался непосредственно населением, что наделяло его авторитетом народного избранника и облегчило государственный переворот в 1851 г., проведенный Луи Бонапартом, племянником Наполеона.

Недолговечность Второй республики объясняется шатаниями, неустойчивостью, разбродом во французском обществе. Большинством голосов (7,8 млн. голосов – «за», 253 тыс. – «против») Луи Бонапарт был провозглашен императором. Устанавливается Вторая империя. Конституцией 1852 года Бонапарт был наделен исполнительской властью, а полномочия представительного органа – Законодательного корпуса резко ограничивались. В стране установился режим авторитарной власти с ограничением личных свобод, цензурой, всевластием полиции и армии.

Конституцией 1870 года легализируются стачки, расширяются права парламента. В это же время Франция объявляет войну Пруссии, а поражение во франко-прусской войне приводит к сентябрьской революции, устранению империи и провозглашению третьей республики.

 

 

В Истории Третьей республики особое место занимает восстание парижан 18 марта 1871 года и учреждение Парижской коммуны, державшей власть в столице 72 дня.

Крепнущие патриотические настроения во Франции, лозунги защиты отечества все чаще стали сопровождаться требованиями революционного переустройства общества. Этому способствовала деятельность французской секции I Интернационала и революционных политических клубов. В революционной печати все настойчивее звучал призыв к созданию Парижской коммуны, с которой связывались не только успешная борьба с внешним врагом, но и создание новых политических учреждений, гарантий прав и свобод каждого гражданина, решение задач улучшения материального положения беднейших слоев населения Парижа.

После сентябрьской революции в 20 округах Парижа возникают комитеты бдительности, делегаты которых входят в Центральный комитет. Новый демократический орган выдвинул требования укрепления обороны, вооружения парижан, улучшения жилищного и продовольственного положения в столице, ликвидации всех ограничений свободы печати, собраний и т.д.

В страхе перед революционным взрывом правительство спешно провело в феврале 1871 года выборы в Национальное собрание, правомочное заключить мир с Пруссией. Мир означал для Франции передачу Пруссии Эльзаса и Лотарингии, выплату 5 млрд. контрибуции, длительную оккупацию значительной части французской территории немецкими войсками.

Вместе с разоблачением предательской политики правительства неуклонно растет авторитет и политическая роль Национальной гвардии Парижа, в которую было включено 200 вновь сформированных батальонов, офицерский состав которых был выборным. В феврале была создана Республиканская федерация Национальной гвардии и ее выборный руководящий орган — Центральный комитет. Возникла массовая организация демократических сил Парижа, насчитывающая в своих рядах 250 тыс. вооруженных национальных гвардейцев.

В результате восстания 18 марта 1871 года власть в Париже перешла ЦК Национальной гвардии. Деморализованные правительственные войска, полиция, жандармерия вместе с правительством бежали в Версаль. ЦК Национальной гвардии сравнительно быстро организовал нормальную жизнь столицы, обеспечил в ней порядок, сломил саботаж чиновников, объявил амнистию по политическим делам, ввел отсрочку платежей за квартиру, задолженности по коммерческим векселям, выдал пособия нуждающимся, возвратил бесплатно часть вещей из ломбарда и пр.

ЦК Национальной гвардии, стремясь избежать упрека в противозаконном захвате власти, направил свои усилия на организацию выборов в Совет Парижской коммуны. 26 марта ЦК Национальной гвардии передал власть избранному на основе всеобщего голосования Совету Парижской коммуны.

Демократический переворот в марте 1871 г. в Париже не имел с самого начала четкой социалистической ориентации. Большинство его лидеров было объединено главной идеей — установлением подлинно демократической республики. Будущее Франции они связывали с добровольной ассоциацией коммун, созданных по примеру Парижской коммуны, связанных с Парижем и друг с другом союзным договором. Управление в такой коммунальной федеративной республике должно было быть передано специальному собранию народных делегатов из рабочих, торговцев и промышленников.

Переворот произошел в экстремальных условиях, как реакция на позорный мир, бедственное положение жителей Парижа, задавленных долгами, безработицей, голодом.

В состав Коммуны входили представители рабочих и интеллигенции, мелкой буржуазии и бывших органов власти Парижа, представлявших интересы различных партийных группировок (бланкистов - 25 чел., прудонистов - 23 чел., неякобинцев - 9 чел., 2 члена Совета были близки к марксизму, 20 человек не придерживались определенной политической ориентации).

Из-за идейного размежевания в Совете Коммуны вышли из ее первоначального состава 20 человек. Этот процесс нашел отражение в ее программном документе — Декларации к французскому народу (19.04.1871 г.), призванной разъяснить характер, смысл и цели происходящей революции, подготовить интеллектуальное, моральное, административное и экономическое возрождение, славу и благоденствие Франции.

Провозглашая главной целью революции упрочение республики как единственной формы правления, Декларация подразумевала новую коммунальную республику, совместимую с правильным и свободным развитием общества. В Декларации подчеркивалось, что революция означала конец бедствиям и страданиями. Предусматривалось постоянное участие граждан в делах Коммуны путем избрания или по конкурсу должностных лиц и коммунальных чиновников всех категорий.

Демократическая республика должна была быть построена на новых принципах организации государственного единства - федерации автономных коммун Франции.

Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей.

Высший орган новой власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Вознаграждение членам Коммуны было определено в 15 фр. в день, в размере заработной платы квалифицированного рабочего. Коммуна руководствовалась при этом требованием не только «дешевого правительства», но и неукоснительной ликвидации всех привилегий и льгот.

Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий:

- комиссия труда, промышленности и обмена должна была содействовать подъему промышленности и коммерции, заботиться об общественных работах и торговле;

- комиссия общественных служб ведала почтой, телеграфом, путями сообщения, ей поручалось изучить возможность передачи железных дорог в ведение Коммуны;

- комиссия внешних сношений должна была наладить связи Парижа с другими коммунами Франции, подготовить условия для создания федерации, посылать своих представителей в другие государства;

- на комиссию общественной безопасности возлагалось обеспечение порядка внутри страны;

- военная комиссия должна была заниматься вопросами дисциплины, вооружения, обмундирования и снаряжения Национальной гвардии, обеспечивать безопасность Коммуны и следить за действиями Версаля;

- комиссия продовольствия должна была заботиться о снабжении Парижа продовольствием, вести учет продуктов, имевшихся в магазинах Парижа;

- на Комиссию юстиции возлагалась обязанность обеспечить текущее судопроизводство до принятия особого декрета;

- комиссия просвещения должна была подготовить реформу школьного дела;

- комиссии финансов было поручено составление бюджета Парижа, к ней переходили полномочия бывшего министерства финансов, в том числе вопросы, связанные с деятельностью французского банка;

- на Исполнительную комиссию возлагалось проведение в жизнь всех декретов Коммуны и постановлений других комиссий.

Неэффективность в деятельности комиссий вызвали их последующую реорганизацию. Во главе каждого ведомства был поставлен делегат Коммуны, а комиссии превратились в контрольно-совещательные коллегии при этих делегатах. Все 9 делегатов составляли Исполнительную комиссию Коммуны.

1 мая 1871 года был принят декрет об организации Комитета общественного спасения с широкими полномочиями в отношении комиссий, но на практике этот комитет не смог укрепить положение Коммуны.

Парижская коммуна опиралась на силу вооруженного народа. После 18 марта в большинстве округов Парижа полиция была заменена резервными батальонами Национальной гвардии, а старая армия была либо распущена. Декрет о Национальной гвардии от 29 марта 1871 года отменил рекрутский набор.

Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, освещались в печати. Коммуной неоднократно изда­вались постановления, направленные на укрепление за­конности, запрещавшие произвольные обыски, аресты, реквизиции и пр.

Острота политической ситуации в Париже поставил перед Коммуной вопрос о создании чрезвычайных органов. Декретом от 5 апреля 1871 года в ответ на зверства версальцев предусматривалось создание Обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении всех лиц, уличенных в сообщничестве с версальским правительством.

Парижская коммуна не ставила перед собой задачу кардинального изменения отношений собственности. Ряд социально-экономических мероприятий, проведенных Коммуной при активной помощи массовых общественных организаций, революционных клубов, профессиональных союзов, секций Интернационала, стал следствием экстремальной ситуации, необходимости борьбы с безработицей, крайними проявлениями бедности и пр.

16 апреля 1871 года был опубликован Декрет о брошенных и бездействующих мастерских, согласно которому рабочим и профсоюзам поручалось созвать комиссию для обследования мастерских, составить проект возобновления работ силами производственных ассоциаций рабочих, разработать устав этих ассоциаций.

Коммуна, испытывавшая острую нужду в деньгах, не конфисковала богатства, хранившиеся в парижских банках, хотя эти банки финансировали версальское правительство.

Парижская коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее воздействие на развитие социалистического движения в Западной Европе было огромным. Она внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатив его новыми государственными и правовыми институтами.

Абсолютизация форм организации власти Парижской коммуны стала результатом недооценки богатейшего исторического опыта, традиций в сфере организации институционного механизма демократической власти. Принципы организации такого механизма, например парламентской демократии, разделения властей, как показал исторический опыт, сами по себе имеют непреходящую общечеловеческую ценность.

Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась жестоким террором по отношению к коммунарам и усилением реакции по всем направлениям, во многих департаментах было введено осадное положение.

В августе 1871 года Национальная гвардия была распущена, а в 1872 году был принят закон восстанавливающий постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности. В старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 года вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви.

Законом от 31 августа 1871 года вопреки протестам республиканцев Национальное собрание присвоило себе учредительные функции. Франция представляла собой республику без республиканцев, т.к. первые президенты были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики.

Монархисты не смогли сокрушить республиканский строй. Этому мешали внутренние разногласия в лагере монархистов и изменения в политическом сознании французского общества. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

В 1875 году Учредительное собрание приняло конституцию Третьей республики, где санкционировался и утверждался республиканский строй. Президент Мак-Магон предпринял в 1877 году неудачную попытку государственного переворота, которая закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 году была принята конституционная поправка, гласившая, что республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра.

Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма. В ней не было вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений и складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 года об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 года об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание стремилось создать систему государственных органов, напоминающих монархию. Избираемый на 7 лет и имеющий право переизбранияпрезидент Республики наделялся многими правами: имел право законодательной инициативы, следил за исполнением законов, мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней), руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Законодательная власть осуществляласьПалатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и верхней палатой –Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат был постоянно действующим учреждением, не мог быть распущен, каждые 3 года обновлялся на одну треть, обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства.

Конституционная поправка 1884 года ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На Национальное собрание они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

По Конституции 1875 г. был созданСовет министров и министры были ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за личные действия. Так закреплялся институт парламентской ответственности правительства. Президент не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пocт президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев (из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн.). Несовершенство избирательной системы проявилось и в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50 % голосов избирателей в округе (как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов). Во втором туре голосования избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голосов.

С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновидностей республиканских партий. К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политических партий Третьей республики в организационном отношении были аморфными, часто перегруппировывались, существовали лишь как парламентские фракции. Истинные цели большинства этих партий и их руководителей, как правило, были скрыты за политической игрой в республиканство. Рядовым избирателям было трудно разобраться в нагромождении политических партий и в той ожесточенной борьбе, которая велась за власть различными партийными группировками.

В конце 70-х гг. на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а в самой практике деятельности государственных органов. Начиная с 80-х гг. сокращается власть президента (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Официальные конституционные полномочия президента оставались своего рода политическим резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

По мере ужесточения внутри парламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Совет министров образовывался каждый раз в результате сложных парламентских комбинаций и блоков, в результате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту, образовывались новые министерства (например, министерство колоний), увеличился контингент чиновников, который превышал уже 800 тыс. человек.

Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров, представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, обладал заметным политическим весом. Его функции: рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (советов префектур в департаментах).

Во главе администрации департамента стоял префект, который назначался президентом, но практически подбирался министром внутренних дел и был ему подчинен. Выборные генеральные советы в департаментах ведали вопросами строительства школ, дорог и т.п. и находились в зависимости от префекта, а через него — от центральной власти. Они не имели своих собственных исполнительных органов и должны были обращаться за помощью к префекту. В кантонах вообще не было органов местного самоуправления, а центральную администрацию представляли специализированные чиновничьи службы (сборщики налогов, мировой судья, нотариусы и т. д.).

Низшей единицей местного самоуправления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу — мэра. Центральная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Система муниципального управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров - Лиона и Марселя. Столица была особой: она не имела своего мэра. Исполнительная власть была сосредоточена в руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

 

 

1. Создание Германского союза. Первые немецкие конституции.

2. Бисмарк и образование Германской империи.

3. Имперское законодательство Германии в ХIХ веке.

Священная римская империя германской нации лишь формально представляла собой единое государство, включая в себя помимо неподвластных владений императора, 7 курфюршеств, 300 владений императорских князей, епископов, аббатов, территории вольных городов и много других феодальных владений. Среди них наиболее ярко выделялась Пруссия и Австрия. Необходимость создания единого государства стала особенно очевидна в середине ХIХ века.

Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократической революции 1848 года.

Однако буржуазно-демократическая революция потерпела поражение, но она не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и, прежде всего в Пруссии: в экономической, социальной, политической жизни произошли серьезные изменения.

Особенности образования Германского государства вплотную связаны с деятельностью и биографией Отто фон Бисмарка позднее названного «Железным канцлером».

ХIХ век в историческом процессе является периодом выдающихся открытий и радикальных перемен во всех областях общественной жизни.

Важнейшими признаками новой цивилизации являлись: в области экспериментальной науки и техники – внедрение науки в промышленное производство и сельское хозяйство; в военной сфере – рост военной техники; огнестрельного оружия, дальнобойной артиллерии, создание бронированных кораблей; в социальной – свержение буржуазных революций в ряде стран Европы, Америки и Японии, формирование новых, основных классов капиталистического общества (буржуазии и пролетариата), их противостояние, возникновение интеллигенции; в духовной – резкое ослабление влияния традиционных религий, возрастание нетрадиционных идеологий, формирование политических партий; в формах правления – образование республик и конституционных монархий, в международных отношениях – полный колониальный раздел мира, борьба за передел колоний, вооруженное соперничество государств, сопровождавшиеся огромными разрушениями и людскими потерями.

На рубеже ХIХ – ХХ веков капитализм вступает в новый этап развития. Новые достижения в области техники и технологии дали мощный импульс концентрации производства в централизации капитала. Крупные капиталисты становятся монополистами различных отраслей промышленности. Для усиления своего могущества они создают объединения для получения большой прибыли. Одновременно повышается роль финансового капитала, который используется для усиления монополий внутри государств, а также для финансирования предприятий в колониальных владениях.

В ХIХ веке капиталистические страны развивались неравномерно. Более развитые из них, опережая своих соперников, стремились захватить их колониальные владения и усилить свою роль. Создавалась почва для очередного изменения сфер влияния в мире.

Существенные изменения претерпела и политическая организация дворянства: вассальные отношения ХIV – ХV веков потеряли былую основу.

Коренные изменения произошли в городах. Социальное расслоение городской общины заметно усилилось в ХIII – ХV в веках.

Зарождение раннекапиталистических отношений приводит к превращению городской верхушки и народа в ярко выраженные противоположные полюса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. Буржуазная революция и государство во Франции | Создание Германского союза. Первые немецкие конституции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.