КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система права: процессы интернационализации в развитии права
Во второй половине ХХ в. под влиянием борьбы национальных меньшинств за свои права были устранены сохранявшиеся в гражданском праве ряда стран ограничения для лиц определенных национальностей и рас. Быстрый рост производства, его дальнейшая концентрация и централизация не может осуществляться лишь в рамках индивидуального (малого) бизнеса, а требует объединения предпринимателей с аккумуляцией капиталов, технологий и т.п. Поэтому в центре гражданского и торгового оборота (соответственно и законодательства) в последние десятилетия стали находиться не физические, а юридические лица. Особым покровительством пользуются те виды юридических лиц, которые на практике проявили свои преимущества в банковском, страховом, торговом и ином бизнесе. Важнейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становится акционерное общество, объединяющее в единый акционерный капитал индивидуальные капиталы с ограниченной ответственностью его участников (пайщиков, акционеров), соответственно законодательство об акционерных обществах во всех буржуазных странах постоянно обновляется и совершенствуется (во Франции законы об акционерных торговых товариществах были приняты в 1930, 1940, 1965, 1985 гг.). Это законодательство предусматривало как создание новых, более удобных форм объединения капиталов (компании с ограниченной ответственностью, держательские компании и т.д.), так и устанавливало дополнительные льготы при их образовании и деятельности. Акционерное законодательство позволяло предпринимателям при заранее известных размерах финансового риска искать наиболее выгодные сферы бизнеса, добиваться большого производственного и коммерческого успеха, устанавливать контроль за целыми отраслями экономики. Законодательство об акционерных компаниях предусматривает более гибкие формы выпуска акций и иных ценных бумаг, что позволяет руководителям компаний контролировать весь акционерный капитал при обладании сравнительно небольшой частью акций. К этому и ведет демократизация акционерного капитала, при которой акции корпораций распространяются среди относительно широкого круга лиц, но множество мелких держателей реально не имеют никакого отношения к управлению делами корпораций. Законодательство значительно расширяет полномочия правления (директоров) за счет ограничения прав общего собрания акционеров. Характерным для акционерного законодательства является то, что, предоставляя директорам реальный контроль над деятельностью компаний и корпораций, оно передает повседневное управление делами этих компаний в руки наемных и профессионально подготовленных служащих – менеджеров, что предполагает разделение в корпорациях функций собственника и функций оперативного руководства текущими делами. Первая функция осуществляется акционерами, которые руководствуются собственными интересами получения более высокой прибыли. Вторая функция связывается со специалистами в области управления и производства и их правом принятия самостоятельных решений (размеры доходов акционерного общества, планирование дальнейшего развития хозяйственной деятельности с учетом рыночной конъюнктуры, требований законодательства и т.д.).Значение менеджеров в управлении производством, в повышении его эффективности и способности быстро вбирать в себя достижения научно-технического прогресса, использовать передовые технологии быстро возрастают. Создание системы менеджеров не означает умаления интересов собственников – держателей акционерного капитала, которые осуществляют реальный контроль за управлением через правления и советы директоров. Новое акционерное законодательство создает благоприятные условия для организации суперобъединений, участниками которых являются не только отдельные предприниматели, но и целые акционерные общества и корпорации, т.е. ассоциированные капиталисты, выступающие в виде самостоятельных юридических лиц (во Франции – синдикаты). В развитых капиталистических странах преобладающей формой монополистического объединения становятся концерны, холдинговые (держательские) компании, в которых с помощью финансового контроля связываются воедино в многоотраслевой комплекс самые разнородные предприятия (промышленные, бытовые и т.д.). В рамках концерна обычно осуществляется горизонтальное и вертикальное комбинирование, создается самостоятельный научно-технический центр. В рамках концернов развиваются и возникают монополистические объединения, в которых под единым руководством группируются предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики (конгломераты). Дальнейший рост крупных акционерных компаний вызывает возрастающее недовольство широких кругов потребителей, а также мелких и средних собственников, не выдерживающих конкуренцию с монополией. Развернувшееся антимонополистическое движение привело в большинстве буржуазных государств к принятию специального антитрестовского законодательства, предусматривающего установление государственного контроля за монополистической практикой (во Франции ордонансы о свободе цен и конкуренции – в 1945 и 1986 гг.). Антитрестовские законы сводятся к двум основным типам. Первый (представлен антитрестовским правом США) предусматривает запрещение трестов и иных сговоров предпринимателей с целью ограничения торговли, нечестных методов конкуренции. Вместо запрещенных антитрестовскими законами горизонтальных и вертикальных поглощений конкурентов крупный капитал стал применять конгломеративные слияния, организовывать совместные предприятия, создавать единые научно-технические центры. Второй тип строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и пресечения их злоупотреблений (законодательство об ограничительной торговой практике, которое характерно для государств Европы). Антитрестовское законодательство оказывает определенное воздействие на приемы конкурентной борьбы, на формы монополистических связей предпринимателей, стимулирует перестройку рыночных структур, влияет на реорганизацию отдельных отраслей капиталистического производства, на его приспособление к условиям научно-технической революции. Развитие современного капитализма нашло свое отражение в центральном институте гражданского права - праве собственности. Широкое распространение получили новые концепции социализации частной собственности, ее использования в общественных интересах. Происходит все более активное вторжение государства в сферу прав частного собственника. Получает развитие государственная собственность, в том числе за счет национализации частных предприятий. Увеличение размеров государственной собственности в ряде стран произошло в результате принятия специального законодательства о национализации отдельных частных предприятий с выплатой компенсации частным собственникам (во Франции в 30-х гг. государственный сектор перешли авиалинии, железные дороги, отдельные судоверфи, радио, телеграф, телефон, городской транспорт, часть авиационной и нефтеперерабатывающей промышленности; в 50-х. гг. – предприятия электроэнергии, газа, угля, автомобильной промышленности, некоторых коммерческих банков). В 60-70-е гг. получила большое распространение смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство являлось акционером наряду с частными предпринимателями. С 40-х гг. заметное развитие государственной собственности идет и за счет роста государственных инвестиций в отрасли промышленности, связанные с риском (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Государственные имущества выросли также в связи с милитаризацией экономики и увеличением правительственных военных заказов. Законодательство способствовало укреплению позиций крупного капитала. Государственное вмешательство в права частных собственников осуществлялось и по другим направлениям: - законодательство в интересах крупного промышленного капитала и транспортных компаний устанавливало контроль за распоряжением мелкой собственностью (особенно земельной), владельцы земли обязаны разрешать проводку электролиний над своим участком, не сажать деревья вблизи аэродромов, допускать полеты самолетов над своим участком и т.д. - оформился институт коммерческой собственности по ограничению права собственности для лиц, сдающих помещения в аренду торгово-промышленным предприятиям. Изменения претерпевает и институт договора. Усложняются договорные отношения, появляются и получают правовое закрепление новые виды договоров (договор лизинга, сочетающего в себе аренду и продажу товара, договоры о передаче разного рода научно-технической информации, обладающей коммерческой ценностью – ноу-хау и т.д.). Дифференцируются и приобретают новые формы и традиционные договоры гражданского и торгового права (например, купля-продажа, получающая особую юридическую регламентацию в случаях продажи в кредит и с рассрочкой платежа, аукционов, публичных торгов и т.п.). Внутреннее договорное право отдельных стран испытывает на себе все большее воздействие международного права, в частности международного экономического права, регулирующего торговые и иные хозяйственно-коммерческие отношения. Значительные изменения в законодательство о разных видах договоров были внесены в государствах, подписавших международные конвенции, относящиеся к морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным перевозкам, кредитно-расчетным отношениям, международной торговле и т.п. В обстановке рыночной конкуренции, неравенство сторон в договоре обусловлено не только диспропорциями в их экономической силе, но и юридически подкрепляется договорными формами, получившими признание в судебной и административной практике, среди которых: - в ряде стран крупные компании использовали связывающие договоры, в которые включены условия ограничения свободы контрагента (обязанность приобрести у продавца какие-либо другие товары, покупать у обладателя патента сырье для использования на машинах, созданных в соответствии с полученной от него лицензией и т.д.); - распространены исключительные контракты, по которым контрагенты крупных компаний брали на себя обязательство не вступать в аналогичные договоры с другими компаниями; - договора присоединения, когда крупные компании сами определяют условия, на которых они согласны заключать договоры, фиксируя их в виде заранее разработанного текста; - договоры-формуляры, которые часто используются в массовой торговле (продажа товаров по почте, в кредит и т.п.). В современных условиях государственно-административное вмешательство в сферу договорных отношений ограничило свободу сторон (отдельные министерства или специализированные административные ведомства получали право нормировать цены и определять ряд других условий договоров, регламентировать общий объем сделок, совершаемых отдельными компаниями). В связи с нестабильностью экономики в гражданском праве происходит отход от признанного в законодательстве принципа безусловной силы договора. Как суды, так и законодательство вынуждены нередко освобождать должников от исполнения договоров и от ответственности за их невыполнение в случаях чрезвычайной обстановки: - войны, кризис и т.п. (во Франции - доктрина о непредвиденных обстоятельствах). Политически дальновидные круги буржуазии добивались закрепления в законодательстве на случай резкого обострения классовой борьбы и большого размаха забастовочного движения целого ряда антипрофсоюзных положений, направленных на раскол рядов рабочего класса (в Англии в 1971 г. - антипрофсоюзный закон «Об отношениях в промышленности», который предусматривал государственную регистрацию профсоюзов, запрещал стачки солидарности и стачки, организованные незарегистрированными профсоюзами; во Франции в 1959 г. - ордонанс «О стимулировании ассоциаций и заинтересованности трудящихся в предприятии», который был направлен на подрыв позиций профсоюзов и разобщение рабочих, занятых на различных предприятиях; в США в 1947 г. - Закон Тафта-Хартли «О регулировании трудовых отношений» запрещал политические забастовки и забастовки государственных служащих, стачки солидарности; профсоюзы обязывались предупреждать хозяев о готовящейся забастовке за 60 дней и т.д. Специфической чертой законодательства о труде является усиление прямого административного и судебного вмешательства в трудовые отношения и конфликты между рабочими и предпринимателями в урегулировании трудовых конфликтов. В 1918 – 1920 гг. в Германии, Франции, Италии и некоторых других странах были приняты законы о 8-ми часовом рабочем дне, в 30-е годы законодательно закреплена 40-часовая рабочая неделя (законы Народного фронта во Франции, Акт о справедливых условиях труда 1938 г. в США). В большинстве стран трудящиеся добились принятия законов, устанавливающих минимальный уровень заработной платы или по всей промышленности в целом, или по отдельным районам страны, или по определенным категориям рабочих (во Франции в 1936 г., в США в 1939 г. и т.д.). Упорная борьба шла и вокруг законодательства по вопросам социального страхования (в Италии закон о пенсиях по старости и инвалидности, о пособиях по безработице был принят в 1919 г.; в США был введен в 1935 г.; в Бразилии в 1943 г. и т.д.). Однако система социального страхования во многих государствах даже в настоящее время не удовлетворяет основным требованиям рабочего класса в этой области (пенсии не выплачиваются ряду категорий рабочих: сельскохозяйственным, сезонным, занятым на мелких предприятиях и т.д.; система прибавок к пенсии не покрывает растущей дороговизны жизни; для получения пенсий по старости установлен высокий возраст (для мужчин – 60 - 70 лет) и т.д. Получило дальнейшее развитие законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную медицинскую помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей, и т.д. Углубление социальных противоречий привело к резкому увеличению общеуголовной преступности, к широкому распространению организованной преступности (гангстеризм, рэкет), к наркобизнесу, к катастрофическому росту числа рецидивов и преступлений, совершаемых детьми и подростками. Тенденция в сфере преступности в США в 60 - 70-е гг. превратилась в настоящее национальное бедствие. В ХХ в. государственные власти все более отчетливо осознают, в том числе и под влиянием научных разработок, тесную связь преступности с кризисными явлениями в социальной и духовной жизни общества с особенностями психо-биологических правонарушителей, поэтому все большее внимание уделяется выработке новой государственной уголовной политики. Уголовная политика предусматривает осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели. Усовершенствование механизма борьбы с преступностью потребовало существенных изменений уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой – влияния общедемократических и гуманистических идей. Во многих странах законодательство берет на вооружение ряд новых концепций и школ, созданных в ХХ в. в буржуазном уголовном праве и криминологии: осуществление реадаптации преступников; широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы); создаются специальные детские исправительные учреждения; запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь; широко используются условное осуждение и условно-досрочное освобождение, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры. Меняется техника составления уголовных кодексов и законов, совершенствуется их структура. С усложнением самой общественной жизни и углублением социальных противоречий происходит расширение круга действий, который рассматривается в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Появляются новые виды экономических и должностных преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, несоблюдением транспортных и дорожных правил, торговлей наркотиками и т.д. Расширяется состав субъектов уголовной ответственности: наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица (например, подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства). В уголовном законодательстве некоторых стран проявилась и обратная тенденция – к декриминализации, т.е. к исключению некоторых категорий незначительных преступлений (отмена законом 1975 г. во Франции уголовной ответственности за супружескую измену, в ФРГ законом 1973 г. – за сводничество, порнографию, проституцию и т.п.). Широкое распространение получили законы, направленные против так называемых привычных преступников, которым суды могут назначать дополнение к основному наказанию или помимо его превентивное тюремное заключение (английский закон об уголовном правосудии 1948 г. расширил категорию дел, по которым к привычным преступникам может быть применено превентивное заключение; по УК Швейцарии 1937 г. преступники могут быть интернированы на неопределенное время). Все в большей степени допускается преследование не только преступных, но и лиц, представляющих предделиктное состояние (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.). УК Аргентины 1922 г. и УК Перу 1924 г. допускали применение мер безопасности и исправления к лицам, которые совершили не преступление, а так называемые опасные действия; в фашистской Италии меры безопасности в 1926 г. использовались правительством для преследования коммунистов и иных противников фашизма; в Германии в 1933 г. был введен Закон об опасных привычных преступниках и о мерах безопасности и исправления, по которому заключались в концентрационные лагеря. Отход от принципа ясного и точного определения преступлений в уголовном законе в наиболее опасном виде проявился в области политической преступности (в Японии в 1925 г. Закон об охране общественного порядка квалифицировал изменение установленных конституцией государственного строя или формы правления или отмены частной собственности как политическое преступление, а в 1928 г. закон ввел смертную казнь за антиправительственную пропаганду и деятельность; в фашистской Германии Закон о защите народа и государства от 18.02.1933 г. носил открыто террористический характер). Уголовное законодательство о политических преступлениях использовалось в карательных целях и в странах с демократическими режимами (в Англии в 1929 - 1933 гг. правительство обрушилось с репрессиями против коммунистов, пацифистов и т.д.). Уголовное судопроизводство стало основываться на принципе равенства сторон и состязательности, усилился судебный контроль за деятельностью полицейских и следственных органов. Однако сторонники жестких, полицейских методов укрепления правопорядка стремятся установить неограниченную свободу следственных и иных правоохранительных органов. Полицейские расправы приобретали массовый характер в фашистской Италии и Германии во время военных и иных диктаторских правлений. В США федеральный Закон 1951 г. дал право чиновникам ФБР производить аресты без предъявления соответствующего ордера. В ФРГ законы о реформе уголовно-процессуального права в 1974 г. отменили институт предварительного (судейского) следствия и заслушивание обвиняемого при окончании дознания, предусмотрели возможность исключения защитника в некоторых делах о политических преступлениях. В 1978 г. полиция ФРГ получила дополнительные права при задержании лиц, подозреваемых в террористической деятельности. В США и некоторых других буржуазных государствах суды в ряде случаев игнорировали конституционные и законодательные правила о допустимости доказательств, чем узаконивали недозволенные методы ведения следствия. В Англии и США ограничения пределов действия обычной и демократической судебной процедуры нашли свое выражение в последние десятилетия в развитии так называемого суммарного судопроизводства, при котором уголовные дела рассматриваются единоличным судьей без участия присяжных заседателей и в особом упрощенном процессуальном порядке. Законодательство 60 - 70-х годов радикально гуманизировало и демократизировало важнейшие институты семейного права (законы 1968 г. в Великобритании), 1970 г. в США и Франции, 1976 г. в Германии). Утвердилось юридическое равенство супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения. Дальнейшую регламентацию получили два основных вида правового режима семейного имущества – договорный (связан с заключением брачного контракта, составляемого до регистрации брака в среде состоятельных людей) и легальный (виды такого режима: 1)раздельное имущество (Великобритания, большинство штатов США, Германия); 2)общее имущество (Франция, некоторые кантоны Швейцарии, восемь штатов США), когда все нажитое в браке принадлежит совместно супругам, но личной собственностью каждого является добрачное имущество и полученное в браке в качестве дара или наследства, а также приобретенное за счет прибыли от добрачной собственности и от собственного заработка; 3)отложенное общее имущество (Дания, Норвегия), при котором функционирует режим раздельного имущества, но в случае расторжения брака имущество, нажитое в браке, объединяется и делится между супругами поровну, причем из совместно нажитого имущества исключается все, что предусматривается режимом общего имущества). Для новейшего периода истории капитализма характерны не только существенные изменения в политических системах, конституциях, государственном праве, но и заметная эволюция всей его правовой системы. Основное назначение права в современных условиях состоит не столько в защите той социально-политической структуры, которая в своей основе сложилась на предшествующих ступенях развития капиталистического общества, сколько в том, чтобы, сохраняя это общество и сложившиеся в нем демократические традиции, трансформировать его, приспособить к новым общественным потребностям. Изменения в праве капиталистических стран проявляются не только в классовых, но и в общерегулятивных функциях права, с объективным отражением в нем более высоких форм общественного производства, с необходимостью охраны окружающей среды и борьбы с болезнями, с разумным осуществлением демографической политики.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |