Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод истории экономической мысли




Относительно данного вопроса до сих пор отсутствует единое мнение. В настоящее время учёные – экономисты используют две философские категории: метод и методология. При этом, под категорией «метод» обычно понимают философские наработки в виде подходов к изучению любого явления действительности, независимо от экономической или не экономической его

 

 

природы. По сути, это категория метода вообще. Конкретное же применение его в той или иной науке даёт ему разнообразные формы, под которыми обычно понимают методологию со всеми приёмами, которые она использует с учётом специфики изучаемого объекта.

Очевидно, что метод исследования определяется спецификой изучаемого объекта, то есть того, что существует независимо от нашего желания. В отражении, в сознании человека для осуществления процесса познания, довольно значительное время человечество использовало поверхностный (эмпирический) подход, сформированный на базе результатов осуществления практической деятельности, выбора наиболее оптимального варианта его осуществления. С одной стороны, таким образом достигалось познание действительности, а с другой – практический аспект. К 1750 году теоретическая и практическая части процесса познания и использования его результатов получили более чёткое различие. В связи с этим, в теоретическом познании стали чётко различать внешнюю сторону процесса, его внешнюю форму и внутреннее содержание, внутреннюю форму. Так, в политэкономии мы различали внешнее проявление товарной природы продукта (меновую стоимость) и внутреннее содержание (стоимость).

Данное обстоятельство Г.В.Ф.Гегель в работе «Наука логики» определил, что «метод – это есть осознание формы внутреннего самодвижения её содержания». В данном случае он показывает один из самых фундаментальных методов философии как науки – диалектический метод. Он не является единственным, но в то же время он наиболее эффективный при изучении как действительности так и понимания закономерностей её отражения. В определении метода следует обратить внимание на фиксацию различий внутренней и внешней формы процесса в его познании. Однако здесь заложено ещё одно обстоятельство, видоизменение форм, то есть их динамическое развитие. Такой подход наиболее оптимален для изучения биологической и социальной форм движения материи, которая предполагает сохранение изучаемого объекта как живого. Данное положение отражается в понятии «органическая целостность».

Для отмеченных форм движения материи необходимым является нахождение простейшей формы данной действительности. Так, для капитализма такой формой стал товар. Исходя из его анализа, капитал предстал как: саморазвивающаяся, самодвижущаяся и самовоспроизводящаяся сама из себя целостность. Иными словами методология экономической науки, как разновидность методологии вообще, понимается как философия науки, в её приложении к экономике. Посредством этого и познается содержание внутренней формы процесса, что позволяет понять внутреннюю природу явления.

Исходя из выше изложенного, каждое учение, как отражение действи-

 

 

тельности, необходимо рассмотреть в системе, в развитии как органическое целое, которое предполагает наличие трех моментов: саморазвития, самодвижения и самовоспроизводства. Только при наличии этих сторон можно говорить о живом объекте, где каждый элемент системы есть целым только. как его часть. В какой мере исследование приближается к этому, определяется через адекватность отражения процесса в сознании человека. Вне данной системы элемент частью ее не является. Особенно обстоятельно эта идея реализована в марксизме.

Однако следует помнить, что диалектический метод не является в исследовании экономических явлений и процессов единственным. Он включает в себя всё богатство методов отдельных экономических теорий, но имеет свой собственный отражающий экономический процесс как органическое целое. При этом история экономической мысли, как одна из фундаментальных экономических наук имеет свой собственный, присущий только ей метод исследования – в основе которого лежит закон отрицания отрицаний. Иными словами, задача состоит в объяснении причин смены одной экономической мысли другой. Напомним, что для политэкономии таким методом является метод восхождения от абстрактного к конкретному.

В истории экономической мысли получили широкое развитие три основных подхода к исследованию экономической действительности: формационный, цивилизационный и метод истории культур. Наиболее обстоятельно формационный подход был применён К.Марксом, который активно используется и в истории экономической мысли при рассмотрении её по формациям – рабовладение, феодализм, капитализм и т.д. Экономической мысли, по мнению К.Маркса, присущ классовый характер. Причем экономическая мысль активно через надстройку воздействуют на базис. «Когда идеи овладевают массами, – писал учёный, – они, становятся материальной силой». Господствующий класс формирует господствующую идеологию. Но это не значит, как отмечалось ранее, что она будет одна. Особое место в развитии экономической мысли имел место формационный подход в период господства классического капитализма, где определяющей производительной силой был труд, который потеснил такой природный компонент, как природа, доминирующий в докапиталистических системах.

Другой подход к истории экономической мысли – цивилизационный и связан с размывом классовой структуры. Вместо труда, постепенно, в ходе поступательного развития общества приходят наука и культура. Отсюда, в основе материального производства происходят изменения, посредством которых труд отходит, как ранее природный фактор. Исчезает постепенно и материальное производство, где труд выступал как главное условие жизни людей. Фор-

 

 

мационный подход постепенно сменяется цивилизационным, где труд и природа рассматриваются как второстепенные. Отмечая правомерность данного подхода, следует подчеркнуть его слабую разработанность. Так, например, в нем отсутствует единое мнение на центральную категорию – цивилизацию.

Имеется и третий подход к исследованию экономической мысли – метод истории культур, принадлежащий русскому философу Питириму Сорокину.

Здесь выделяют три системы:

1. Идециональная система культуры, где господствует только «истина веры». В ней объяснение фактов действительности связано с верой. Её распространение – середина II тысячелетия и ХIII – ХV век. Например, в средние века хозяйственные процессы объяснялись положениями Святого писания.

2. Идеалистическая система характеризовалась господством как «истины веры» так и «истины разума». Ее распространение пришлось на исследование экономических процессов в Европе с ХV по ХVI век.

3. Сенсуальная или рациональная система. Она характеризуется господством "истины разума". Все, что человек может познать связано с самим человеком, с его органами чувств и осязания. Оно господствует в эпоху кризисов и переломов.

Для изучения экономического наследия прошлого, современная экономическая мысль предлагает четыре варианта моделей развития науки, применяемого экономистами прошлого. В отмеченных моделях можно выделить два аспекта, первый из которых характеризует понимание автором сущности научного знания, а второй – понимания им сущности развития науки.

Первой моделью считается коммулятивная модель, предложенная французским учёным П.Дюгемом. Сущность научных знаний он понимал как накопление человечеством в процессе своей эволюции совокупности фактов, теорий и методов. Развитие науки представлялось им как последовательный, непрерывный процесс накопления научных достижений, как продолжение и развитие идей предшественников.

Второй моделью можно назвать, так называемую фальсификационную модель К.Поппера (1902 – 1994). Суть её можно свести к тому, что научные знания имеют гипотетический характер, используются до момента их опровержения. Развитие науки в этом случае представляет непрерывный процесс выдвижения гипотез и их опровержения путём экспериментов или наблюдений.

Третья модель или модель «научных революций», была сформулирована американским историком и философом Т.Куном (1922 – 1995). Научные знания в его интерпретации предстают в виде существующей, на данный момент, конкретной парадигмы, как фундаментальной картины предмета научно-

 

го анализа. Развитие науки виделось им путём смены периодов, когда одна научная парадигма сменяется другой, то есть посредством, так называемых, научных революций.

Четвёртая модель или модель конкурирующих программ исследования. Её автором является английский математик и философ И.Лакатош (1922 –1974). Научные знания, по его мнению, составляют совокупность конкурирующих программ научного исследования, каждая из которых состоит из «жёсткого ядра» и «защитного пояса». Развитие науки учёный видит в соотношении существования и конкуренции нескольких научно-исследовательских программ в определённый период времени.

Итак, для познания экономической мысли необходим определенный набор приемов и средств или методологии. Ее можно свести к следующим правилам:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.