Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Качество и конкурентоспособность





Конкурентоспособность товара промышленно-производственного назначения определяется его способностью побеждать на рынке другие товары за счет более эффективного удовлетворения потребностей как клиентов, так и рынка в целом, поскольку она обеспечивается успехами в продвижению товара в маркетинговой политике продавца в целом. Такой подход позволяет выявить различия между конкурентоспособностью и качеством.

Каждое из этих понятий имеет собственное содержание и свою рыночную судьбу. Они не всегда адекватны: качественный товар может быть неконкурентоспособным, а наоборот, некачественный товар с точки зрения количественных параметров продукта, но имеющий успешную маркетинговую поддержку, может быть весьма успешным в конкурентной борьбе.

Поэтому классификационная схема показателей конкурентоспособности и типовая схема ее оценки соответствует требованиям конкурентной борьбы в условиях России и заслуживает серьезного критического рассмотрения, тем более, что она внедрена в современный учебный процесс и может быть использована отечественными фирмами и предприятиями, которые стремятся усовершенствовать свои истемы управления качеством продукции.

Согласно классификационной схеме, показатели конкурентоспособности формируют три укрупнённые группы:

· показатели среды, которые в свою очередь делятся на долговременные и кратковременные. К долговременным относятся такие показатели как тенденции развития экономики, тенденции развития рынка, НТП, устойчивые сдвиги в структуре потребления и т.д. к краткосрочным — колебания конъюнктуры, внезапное появление или уход с рынка, изменение моды.

· показатели качества, которые делятся на две группы — стандартные и регулируемые. Стандартные — это показатели, которые определяются действующими стандартами, нормами и рекомендациями, а также — показателями назначения, эргономические и т.п. К регулируемым относят параметры изделия, определяемые техническими условиями, а также патентные, показатели безопасности, экологические и т.п.

· экономические показатели, которые делятся на единовременные и текущие. К единовременным относятся затраты на приобретение продукции, оплаченная стоимость изделия, расходы на транспортировку продукции, налоги и таможенные сборы, монтаж, продажное и послепродажное обслуживание. К затратам на эксплуатационные мероприятия относятся расходы на обслуживание и услуги, ремонт, запчасти, топливо, энергию, расходы на амортизацию оборудования, расходы на топливо, амортизацию и утилизацию.

 

Количественное измерение уровня к конкурентоспособности товара промышленно-производственного назначения позволяет управлять ею и на данной основе разрабатывать эффективную товарную стратегию. Для этого необходима качественная экономическая информация, характеризующая экономический эффект, получаемый как производителями, так и потребителями продукции. Отсюда важное значение имеют показатели первого уровня, основанные на исследовании рынка .и внешней его среды. Однако, они не дают возможности исходить при расчете данных показателей именно из маркетинговых рыночных исследований, которые проводятся посредством опросов покупателей и позволяют собрать информацию о потребительских оценках свойств товаров производственно-технического назначения и обеспечиваемых ими полезного эффекта, обнаруживаемого потребителем. Данный недостаток присутствует также и в типовой схеме оценки конкурентоспособности, предложенной А.Н.Литвиненко (СХЕМА 1). Согласно данной схеме, изучение рынка позволяет только формулировать требование к изделию, на основе которой определяются перечень параметров, подлежащих оценке, а также показатели конкурентоспособности по техническим и экономическим параметрам, рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности.



Данный метод определения конкурентоспособности называется параметрическим, причем имеет много сходства с параметрическим методом оценки качества продукта, получившим широкое распространение в 60-70-ые годы. Полезный эффект товара, согласно этому методу, определяется совокупностью свойств изделий, которые ему сообщают ему способность выполнять заданные функции. При этом определяется только теми свойствами, которые интересны для потребителя, тогда как остальные параметры несущественны для него, в расчет для определения конкурентоспособности не принимаются. Для оценки качества, напротив, важное значение имеет именно определение степени полезности продукта, то есть полноты удовлетворения им определенной конкретной потребности потребителей. Отсюда вытекает, что потребность имеет важное значение только для качества продукта и его оценки, тогда как конкурентоспособность всецело определяется рыночными свойствами продукта, другими словами, имеет дело не с потребностью, а со спросом. Однако, спрос — это всего лишь денежное, стоимостное выражение потребностей, игнорирование которых, как показывает современный опыт рыночной конкуренции, ослабляет конкурентные преимущества соперника. Поэтому противник всегда может ударить его именно в это слабое, наиболее уязвимое место.

На современном рынке идёт сейчас не только борьба за свои позиции, но и в большей степени за своего потребителя, как нынешнего, так и в особенности потенциального. Как правильно пишет Джон Ф.Литтл в своих работах: «если вы хотите понять, чего на самом деле хотят ваши клиенты, вам надо установить, в чем они действительно нуждаются. По своему прошлому многолетнему опыту вы наверняка знаете, что клиентам требуется многое. Иногда они могут говорить вам одно, хотя на самом деле хотят совсем другого. Иногда они нечетко выражают свою мысль, а иногда вы неверно истолковываете приоритеты их потребностей. От того, является ли клиент конечным пользователем или агентом по снабжению, зависит то, какая из потребностей превалирует над остальными. Вы можете и не знать, в чем заключается эта потребность, и даже ваш потребитель может этого и не осознавать. Но она существует в разнообразных формах и видах».

Уровень современной конкуренции, приобретающей всё более глобальный характер, предполагает дальнейшее повышение знаний относительно потребностей, развитие соответствующей концепции, поскольку известные методы позволяют глубоко проникнуть в сущность данной категории и измерить степень удовлетворения потребности.

СХЕМА 1. Типовая схема оценки конкурентоспособности товара.

Измерителем конкурентоспособности продукта служит норма потребительной стоимости (НПС). Объективно складывающаяся необходимость в материальном благе воплощается в конкретной или частной потребности производства в средствах для его воспроизведения в процессе массового или серийного производства. Потребность в тепле, электроэнергии выступает как важнейшая физиологическая потребность в защите от холода и тьмы, окружающих человека на огромных и холодных просторах России, трансформируется в потребность в конкретных средствах, которые могут обеспечить их удовлетворение. Таким образом, конкретная (частная) потребность производства - это осознанная людьми необходимость в производстве, распределении, обмене и потреблении того или иного материального блага, без которых производитель не может выполнять своё функциональное назначение.

Например, современный автомобильный парк не может работать без бензина, смазочных и моторных масел, являющихся продуктами промышленной переработки нефти и газа. Помимо потребности в сырье, для изготовления данного материального блага требуются еще различные орудия производства, техника и уровень квалификации обслуживающих и работающих на ней работников. Все эти виды конкретной потребности не стоят на месте, но находятся в постоянном движении и развитии. Они имеют свой жизненный цикл, который затем конкретизуется и проявляется как жизненные циклы НПС, качества и самого товара на рынке. Их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга и от фундаментальной основы — жизненного цикла потребностей, в котором можно выделить следующие этапы:

А0 — момент зарождения потребности;

А0 - А1 — развитие;

А1 - А2 — стабилизация;

В0 - В1 — предпроекционная стадия зарождения новой технологии;

В1 - В2 — развитие технологического процесса;

В2 - ВЗ — стабилизация технологии;

В3 - В4 — отмирание.

В результате движения научно-технического прогресса на предпроектной и проектной стадиях ВОВ1 возникают первые объективные элементы конкретной потребности в виде определённого продукта. Например, в металлургии вместо мартенов появились конвекторы для выплавки стали и таким образом, возникла новая объективная производственная потребность, которая была осознана потребителями и превратилась в производственную необходимость. Естественно, что старая потребность в мартенах отпала. Развитие конкретной потребности по линии АО и А1 доведена до масштабов всей металлургической отрасли. Сначала осуществляли конверторное опытное производство, а затем превратили его в массовое. Затем, по мере насыщения потребности в конвертерах процесс принимает более плавный характер — А1-А2. Однако, тиражирование конверторов на этапе стабилизации А1-А2 конкретной потребности материального производства не означает, что потребительские свойства, техническое качество за это время существенно не меняются. Напротив, свойства аппаратов для разливки стали непрерывно совершенствуются, поскольку развивается научно-технический прогресс в данной отрасли, что и привело в своё время к возникновению электродуговой печи, работающей в основном, на металлоломе, что позволило отказаться от коксохимического производства и уменьшило нагрузку на окружающую природную среду. Отсюда возникла конкретная потребность, вытеснившая старую и т.п.

В соответствии с данными процессами развивается и частная потребность конкретного работника производства и всего предприятия или фирмы в целом. Однако, они отличаются от конкретной частной потребности производства, поскольку существует объективное отставание процесса осознания новой потребности от её воплощения в конкретных материальных объектах. Отсюда возникает потребность в реконструкции или перепрофилировании предприятий, что, безусловно, повышает их конкурентоспособность. Только на конкретного производственного предприятия, осуществляющего маркетинговую стратегию и тактику, происходят процессы формирования конкурентоспособных технологий, позволяющих выпускать продукты нового или специфического качества, одерживающие победы на рынке сбыта. Отправным началом маркетинговой технологии конкурентоспособности, опирающейся на новое уникальное качество продуктов или их низкие цены, является точное осознание и выбор из постоянно возникающих на основе НТП технических возможностей именно тех, которые обеспечивает наилучшее удовлетворение фирмы в поставленной для нее конкретной цели — победе на рынке.

Для этого используется маркетинговая технология, основанная на расчете и анализе НПС.

Причем, можно различать НПС производственных, маркетинговых продуктовых технологий, в процессе которых создаётся продукт, способный завоевать на рынке преимущественное положение как по своим качественным характеристикам, так и по цене. Общность между ними состоит в том, что как та, так и другая основывается на определении НПС. Однако, содержание этой категории — разное, общее между ними — только метод формализации. НПС производственной технологии имеет в числителе набор технологических характеристик производственного процесса, способного обеспечить выбор в заранее рассчитанном направлении. В знаменателе — осознанный набор потребностей в этих технологиях, способных обеспечить выбранную цель. НПС маркетинговой технологии обеспечивает выбор различных концепций маркетинга, исходя из поставленных целей и особенностей текущего момента, а именно -производственной, товарной, рыночной, социально-этической и т.д., на основе которых затем строят свою стратегию и тактику.

Связь между производственной и маркетинговой технологиями обеспечивается категориями качества и цены, основанной на издержках производства. Эта связь лежит в основе построения систем управления и качеством и политики издержек производства. В отличие от применяющихся ранее систем (типа КС УКП), TQM должно быть основано на признании определяющей роли человека как производителя и потребителя, не просто на «учете» их потребностей, но и в глубоком проникновении в самую суть как производственных, так и личных потребностей. Это выражается прежде всего в осознании, а затем и в четком измерении и соизмерении, взвешивании каждой потребности. Только в этом случае можно управлять качеством труда, обеспечивающим удовлетворение конкретной производственной потребности, которая позволяет создать продукт, удовлетворяющий также заранее осознанную и изученную потребность потребителя.

Такой методологический подход позволяет по-иному взглянуть на показатели качества. Какие же из них нужно положить в основу управления качеством продукта промышленного назначения, который по своим техническим параметрам должен опережать существующие на рынке аналогичные товары?

Это зависит прежде всего от выбранной концепции маркетинга -производственной, товарной или социально-этической, которые и отвечают современным тенденциям развития общества в целом. В настоящее время, когда преобладает ресурсно-сырьевая составляющая и направленность в развитии российской экономики, на первый план выдвигаются проблемы экологии и безопасности. Огромные потери возникают при разливе нефти, взрывов и аварий газопроводов и нефтепроводов, непосредственно угрожающих жизни и здоровью людей. В то же время, в современных условиях, когда не хватает средств в государстве на самое необходимое, вопросы экологии, если это, конечно, не касается чрезвычайных обстоятельств, уходят на второй план. Структура по охране природы и здоровья людей, созданная в 60-70 годы, была разрушена. Сейчас каждое предприятие вольно самостоятельно решить вопросы, связанные с выполнением нормативов по вредным отбросам, чистоте отходов, выбросов и т.п.

В случае невыполнения предписаний и нормативов предприятие платит штрафы, из которых формируются государственные экологические фонды. Следовательно, чем больше загрязняется окружающая среда, тем больше средств выделяется на её защиту.

Снижение ставки льготного налогообложения предприятий, реализующих природоохранные мероприятия, привело к тому, что она оказалась ниже уровня инфляции и тем самым потеряла своё значение. Предприятию стало выгоднее платить штрафы, чем внедрять экологически чистые производственные технологии и бороться с загрязнениями. В то же время, в России действует 400 специализированных коммерческих структур, способных провести работы по реализации природоохранных мероприятий — очистки сточных вод, утилизация отходов и отбросов, снижению вредных выбросов, мониторингу загрязнения среды. Таким образом, имеется общественная потребность в безопасности и экологичности производственной категорий, но отсутствует экономический механизм её реализации, даже при наличии рынка услуг, которые также готовы оказать предприятиям экологические предприниматели.

Для создания такого экономического механизма необходима не только государственная поддержка, но изменение подходов к стратегии и тактике маркетинга, сердцевину которых составляет управление качеством труда, направленная на создание конкурентоспособного продукта, обладающего в современных условиях особыми современными преимуществами. Если оказать государственную поддержку рынку экологических услуг, сделав приоритетным данное направление и подкрепив его необходимой политической рекламой и даже некоторыми льготами, основанными на социально-экономическом эффекте, получаемом от такого вида деятельности, то изменится и подход предприятия к критериям управления и оценке качества своей продукции, а также её конкурентоспособности.

Наиболее качественными, а следовательно конкурентоспособным будет считаться технология, агрегат, машина или любой продукт производственно-технического назначения, которые отвечают главной потребности современного человеческого общества, поставленного техногенным методом развития на грань выживания — безопасности. Отсюда сама безопасность из рядового показателя качества превращается в важнейший его критерий и постепенно выходит на первый план и даже принимает самостоятельное значение. Это предполагает учет в норме потребительной стоимости товаров производственно-технического назначения экологических требований, установленный законом РФ «Об охране окружающей природной среды». Они необходимы для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека и отражаются в стандартах на новую технику, технологию, материалы и другие объекты, оказывающие на неё разрушительное воздействие. Отсюда норма потребительной стоимости товаров промышленно-производственного назначения должна обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции. Эти нормативы количественно выражают экологические потребности безопасности товаров промышленно-производственного назначения.

В числителе НПС такие нормативные акты находят свою конкретизацию в виде количественных нормативов, таких как: концентрации вредных веществ, выбросы и сбросы вредных веществ, уровни шумов, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, остаточные химические вещества и т.п. Показатели экологической безопасности должны быть обязательно содержаться в рекламе продукции производственно-промышленного назначения, в техническом паспорте и спецификациях, быть важнейшим условием конкурсных продаж машин, оборудования, узлов и агрегатов.

Различают три вида безопасности: военно-политическую, криминогенную и экономическую. При этом к военно-политической безопасности относится обеспечение безопасности от факторов и причин, связанных с политическим, или национальным и религиозным противостоянием сторон, участвующих в разрешении конфликтов путём применения вооруженных сил. Криминогенная — это обеспечение безопасности от преступной деятельности, формирующейся как во внешней, так и во внутренней среде предприятия. Наиболее важное при формирующихся рыночных отношениях имеет экономическая безопасность. Она связана с ненадёжностью партнёров по бизнесу, производству, коммерции, банков, страховых и финансовых компаний, а также государственных, федеральных и региональных органов по выполнению ими законов и обязательств по развитию и социально-экономическому обеспечению жизни, благополучию и развитию населения.

В целом конкурентная стратегия представлена на СХЕМЕ 2.

 

СХЕМА 2. Конкурентная стратегия

Данная схема показывает взаимосвязи, существующие между управлением качеством и системой конкурентоспособности политики предприятия или фирмы, которая может вести борьбу на рынке как по выигрышным в данный момент с точки зрения потребителя свойствам товара, так и по его цене. Среди наиболее эффективных показателей качества товара, принимающего ведущую и самостоятельную роль, является показатель безопасности товара. Система управления качеством труда, направленная на разработку и обеспечения в процессе массового производства продукта именно с таким заданным уровнем свойств должна быть обязательно увязана с другими слагаемыми конкуренции и особенно — с управлением издержками производства, необходимыми для производства продукции с заранее заданными свойствами. Ведь конкуренция как неотъемлемая часть рыночной среды определяет положение фирмы или предприятия на товарном рынке. При этом на первое место выступает потребительская оценка товара в целом — его цены и качества, которая определяет конечный выбор товара покупателем и служит сигналом обратной связи для предприятия или фирмы, поскольку позволяет судить об эффективности выбранной им стратегии конкурентной борьбы.

Поведение покупателя на рынке, принимающего решение о выборе товара на основе анализа двух конкурентных составляющих - цены и качества описывает американская модель PIMS (СХЕМА 3).

На вертикальной оси графика приведены значения величин, отражающие значения показателей качества, или того, ставку на который предприятие сделало в своей конкурентной борьбе. В данном случае - на безопасность товара промыш­ленно-производственного назначения. На горизонтальной оси - цена, уста­новленная за данный товар. При попадании показателей безопасности и цены внутрь заштрихованной полосы покупатель полагает, что приобретенное средство производства стоит затраченных на него денег. Нижней части заштрихованной полосы соответствует ситуация, когда покупатель приобретает товар с заданными потребительскими свойствами, указанными в спецификации, но платит за него невысокую, с его точки зрения, цену. Верхняя часть заштрихованной полосы характеризует те случаи, когда покупатель приобретает товар с высокими потребительскими свойствами, например, с гарантированной по всем параметрам безопасностью и платит за него высокую цену.

Анализ пространства, расположенного по обеим сторонам заштрихованной полосы, создаёт возможность анализа ситуации, складывающейся на рынке по поводу данного продукта. Левая верхняя сторона вне заштрихованной полосы свидетельствует о том, что покупатель ожидает от продукта гораздо большего полезного эффекта, чем он за него заплатил. Он может со всей уверенностью полагать, что отдал за товар меньше, чем получит полезного эффекта от его потребления, то есть совершил удачную сделку. Если же свойства товара окажутся ниже заштрихованной линии, то приобретенные товары с их свойствами расцениваются покупателем как несоответствующие цене. У него может сложиться впечатление, что он переплатил. Об этом он прямо заявляет посредством своей потребительской оценки, которая выявляется при опросе потребителей. Поэтому в анкете обязательно должна присутствовать строка, выражающая мнение потребителей о цене, уплаченной ими за продукт.

Практика показывает, что покупатели особенно активно отвечают на данный вопрос, потому что всегда уверены, если особенно не торгуются при этом, что они переплатили. Отсюда предприятие и фирма, руководствующиеся в своей конкурентной борьбе моделью PIMS, может определить свою рыночную тактику, двигаясь, по направлению указанной на схеме стрелки, как выше, так и ниже заштрихованной полосы. В одном случае, она может двигаться в левую сторону графика, то есть снижать цену товара, а в другом — верх по графику с тем, чтобы попасть в заштрихованную сторону. Это достигается повышением качества товара за счет улучшения какого-либо свойства, в разбираемом случае, безопасности товара как его главного критерия и тем самым обеспечить высокую конкурентоспособность своего товара.

Применение модели PIMS в российских условиях доказывает, что нельзя отрывать друг от друга системы управления качеством, ценообразования и конкурентоспособности предприятия или фирмы. Ведь — это неразрывные в жизни, в практике, но глубинно сущность тесно связанные друг с другом категории и системы их обеспечения. Поэтому нельзя согласится с утверждением о том, что рыночные отношения выдвигают такие требования к управлению качеством продукции, которые независимы конъюнктуры рынка и конкурентоспособности продукции. Время, когда управляли качеством ради самого качества, давно прошло. Конкурентоспособность продукта — шире и больше качества продукции: на рынке всегда в выигрыше тот, кто сумеет «протолкнуть» при помощи маркетинговых «примочек» заведомо опасный товар, который можно либо купить по дешевке, либо произвести с экономией на безопасности. Таким образом, возникает широкое поле деятельности для всех членов общества, кому дорога окружающая среда и здоровье людей.

Общий вывод: высокоразвитые в техническом отношении страны со всей очевидностью показали (Япония), что уже перейдён порог дружеского взаимоотношения техники, и человека. Дальнейшее наращивание НТП грозит гибелью человечеству и окружающей среде. Отсюда главным показателем конкурентоспособности становится не мода и не цена, а безопасность продукта, рассчитанная на основе НПС. Только широкое применение данной категории в планировании новой техники, разработке полезных ископаемых позволит строго нормировать их свойства в пределах осознаваемых потребностей человека.

Проведение водораздела между конкурентоспособностью и качеством позволяет организовать системы управления ими как единым целым, но представить их как самостоятельные циклы управления, каждый из которых функционирует строго по своим законам и не подменяет одно другое, а строго взаимодействуют друг с другом. Обе эти системы находятся друг с другом в иерархической соподчинённости, когда система управления качеством подчиняется системе управления конкурентоспособности.

Объекты и субъекты управления — также разные, поскольку система управления качеством труда производителей, создающих товары с заранее вычисленной нормой потребительной стоимости, всецело находится в компетенции органов управления качеством, а система управления конкурентоспособностью - компетенция отдела маркетинга и главного маркетолога.

При этом объектом управления в данной системе служат трудовые отношения, существующие как во внутренней среде предприятия, так и на рынке, между производителями, торговлей, рекламщиками и промоутерами, а также потребителями. Естественно, что система управления конкурентоспособностью отличается от системы управления качеством своей сильной зависимостью от внешней среды.

Проблемы ценообразования и ценовой конкуренции зависят от избранной тактики наступления предприятия на рынок и конкурентов. Как показывает современный опыт, глобализация мирового рыночного пространства, лидерами которого являются японские транснациональные корпорации, высокий технический уровень производства и рациональная организация внутренней среды предприятия, позволяют снижать издержки производства, увеличивать объёмы производства, устанавливать низкие цены на продукцию и на этой основе проводить политику «затопляющего экспорта», которая обеспечила японским товарам преимущественное положение на рынках большинства стран мира.

Большую роль в осуществлении политики ценообразования на конкурирующую продукцию оказывает мнение потребителей о товаре, что позволяет устанавливать рыночную цену на приемлемом для них уровне.

Политика и стратегия конкурентоспособности товара, основанная на его регулировании и управлении в зависимости от требований потребителей, позволяет предприятиям и фирмам завоевать рыночные ниши как внутри страны, так и на внешнем рынке, укрепляться в них и проводить политику локальной глобализации, то есть бескровного захвата и внедрения в экономику других стран и континентов, как это делает Япония.

В этом плане возрастает роль качества национальной промышленности и её конкурентоспособности как важных категорий экономической безопасности той или иной страны. Ведь если страна не защищена членством в ВТО и ЕС и не имеет значительных протекционистских барьеров, защищающих от «затопляющего импорта» со стороны других государств, то у национальной промышленности остаётся только одно средство защиты своей промышленности — высокая конкурентоспособность своих товаров. При этом важно развитие производства своей, так сказать ментальной продукции, к которой привыкло население в силу специфических особенностей своей страны.

Такой подход к обеспечению конкурентоспособности своей продукции, позволил, например старейшей кондитерской фабрике «Красный Октябрь» значительно вырасти и усилить свои позиции на внутреннем рынке, на котором ведут борьбу за потребителя такие мировые ТНК как «Марс» и «Нестле». В рейтинге «Эксперт-200» среди крупнейших по объему реализации продукции российских компаний фабрика «Красный Октябрь» занимает 120-е место. За 1997 год объём реализованной продукции вырос здесь с 58 тыс. тонн до 64 тыс. тонн. В группу «Красный Октябрь» вошли семь предприятий - московское, рязанское, коломенское, тульское и тамбовская. Доля группы «Красный Октябрь» на российском рынке кондитерских изделий составляет 6-7% и продолжает расти. Система управления конкурентоспособностью, принятая на фирме, поставила перед собой цель - довести свою долю на российском рынке до 10-12%, при развитии широкого ассортимента продукции, что отличает российские предприятия от американских, выпускающих монопродукт — шоколадный батончик.

Кризисное состояние рынка потребительских товаров в стране характеризуется продолжающимся спадом производства отечественных товаров производственного назначения.

Качество товаров, поступающих на отечественный рынок, остается весьма невысоким. По результатам проверок товаров органами Госторгмнспекции в 1995-1997 годах забраковывалось и снижалось в сортности от 10 до 63 процентов от общего количества проинспектированных товаров. Торговые предприятия сплошь и рядом продают товары сложной бытовой техники без технических паспортов и инструкций по их эксплуатации, либо без их перевода на русский язык. В результате покупатель приобретает не то, что ожидает — товары с истекшим сроком давности и годности, морально устаревшие, без гарантийных обязательств производителя или не знает, как правильно их эксплуатировать и соблюдать технику безопасности.

В то же время, ряд специальных исследований, проведенных Центром независимой потребительской экспертизы Союза потребителей РФ, показал, что многие отечественные товары, особенно продовольственные, бытовой химии, легкой промышленности, парфюмерные, фармацевтические и другие, по качеству не уступают, а в ряде случаев и превосходят импортную продукцию, а цены на них предприятий производителей, как правило, значительно ниже.

Отсюда исследование факторов повышения конкурентоспособности отечественных товаров в их связи с качеством и в сопоставлении получаемого полезного эффекта с установленными ценами является одной из важнейших проблем, решение которых обеспечивает рост промышленного производства и преодоление кризисных явлений в экономике.

Прежде всего следует признать, что имеющиеся методы оценки качества и конкурентоспособности товаров устарели и не отвечают требованиям современности. Ведь в российской экономической науке они формировались в отрыве от системы управления и прежде всего вне системы маркетинга. Между тем именно широко разработанная маркетинговая поддержка, включая лоббирование организаций, принимающих решение о закупке импорта и мощную назойливую рекламу, зомбирующую население, является одной из причин несдерживаемого потока импортных товаров.

Необходимо не только разработать российскую национальную модель менеджмента и маркетинга, но «вписать» в них такие глобальные категории как качество и конкурентоспособность продуктов во всех их связях и противоречиях.

Однако, прежде всего, следует исходить из обеспечения на каждом предприятии таких технологических системкоторые способствуют изготовлению продукции на базе современного современных технологий, систем стандартизации, сертификации и технической экспертизы.

Без обеспечения технического качества на всех уровнях производства и доведения продуктов до потребителя нельзя всерьез ставить вопрос о конкурентоспособности отечественной продукции. Оно всецело находится в компетенции инженеров и управленцев. Во время визита М.Тэтчер в Японию, премьер-министр Великобритании попросила президента корпорации «Сони» дать совет, что может изменить к лучшему конкурентоспособность британских товаров на мировом рынке. «Сделайте своё общество таким, чтобы оно лучше относилось к инженерам» — был его ответ. «В Европе и Америке ныне превозносят выпускников бизнес школ и адвокатов, — продолжал А.Морита свою мысль и пришел к выводу, что только культ инженеров способен привести современную страну к процветанию».

Высокие технологии и глубоко продуманный менеджмент прежде всего в области управления качеством — вот основные причины преобладания на рынке японской продукции, некоторые эксперты называют это явление «японским затопляющим экспортом». Он основан на том, что цены на товары одного и того же качества устанавливаются японскими фирмами на более низком уровне, чем европейскими и американскими.

В решении задача обеспечения качества, безопасности и на этой основе высокой конкурентоспособности товаров важную роль играет организованная в России сертификация в продукции, систем качества и производства. Обязательная сертификация продукции и услуг на соответствие требов.аниям безопасности проводится в нашей стране в соответствии с законодательством РФ, которое введена в качестве защитной меры от проникновения на внутренний рынок некачественной и опасной продукции, а также в целях предотвращения недобросовестной конкуренции.

В соответствии с мировой практикой процедура сертификации обязательна и едина как для импортируемых товаров, так и для производимой внутри страны.

Госстандарт России проводит работу, направленную на предотвращение оборота потребительском рынке страны некачественных товаров, в соответствии с законами РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продуктов и услуг», «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерения», постановлением Правительства РФ от 12 июня 1996 года №779 «О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров» и другими документами.

В стране уже сложилась мощная инфраструктура системы сертификации ГОСТ Р, которая состоит из 814 органов по сертификации и 1700 испытательных лабораторий, что в полной мере обеспечивает потребности в сертификации российских товаропроизводителей, в том числе при поставке продукции на экспорт.

Для повышения качества потребительских товаров большое значение имеет также проводимая в стране сертификация систем качества и производств на соответствие стандартам ИСО серии 9000 с целью подтверждения стабильно высокого качества, обеспечиваемого данными производствами, что получило широкое распространение во всем мире.

Разработан и введен государственный механизм стимулирования субъектов хозяйствования за достижение высокого качества и учреждены премии Правительства РФ в области качества.

Также как и в США и в Японии победители российского конкурса качества получают призы и дипломы, а также права использовать символику премии в своих рекламных целях.

Такая практика содействует продвижению победителей, как на внутренний, так и на внешний рынки, повышает доверие к фирменной марке со стороны потребителей и деловых партнеров, способствует стабильному положению предприятия и роста экономики страны в целом.

Таким образом, проводимая в России сертификация позволила внимание промышленности, предпринимателей и общественности к проблемам качества и безопасности продукции, предотвратить выпуск и реализацию многих видов продукции, опасных для человека и окружающей среды и прежде всего продуктов питания. Повысилось доверие покупателей к покупаемой продукции. Важный результат сертификации — переход от экспертных методов оценки продукции к объективному инструментальному контролю на базе аккредитованных испытательных лабораторий и центров.

В то же время организация и проведение сертификации продуктов, предприятий и производств имеет свои собственные проблемы. Прежде всего, необходимо дальнейшее совершенствование стандартов, являются нормативно-технической базой сертификации, включающей гармонизацию государственных стандартов с международными стандартами ИСО, Кодексом Алиментариус и Директивами ЕЭС по безопасности пищевых продуктов. Кроме того, необходимо обеспечить гармонизацию российской системы сертификации с международными и региональными документами и практикой присоединения России к ЕС, а также развитие работ по взаимному признанию результатов испытанной продукции, развития работ по сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.

Лекция 8. Экономика качества.

Жизнеспособность предприятия, занимающегося как производством, так и обслуживанием зависит от его способности добиваться удовлетворенности потребителя. Очень часто многие менеджеры считают главным для продажи цену и сроки поставки, при этом недостаточно уделяя внимание ценности продукции. Необходимо рассматривать повышение ценности как один из важнейших факторов в определении конкурентоспособности. Многие потребители рассматривают увеличение ценности как нечто более важное, чем уменьшение цены. Искусный продавец может получить заказ на выполнение работ в условиях конкуренции других фирм, однако только качество товара или услуги определяет в большей степени - повторит ли потребитель свой заказ у этого продавца еще раз.

Некоторые руководители считают, что удовлетворение ожиданий потребителя по качеству приводит к увеличению затрат поставщика (производителя), что в свою очередь снижает прибыль или увеличивает цену. Такая позиция основывается на двух предположениях:

    • улучшение продукта, поставляемого потребителю, подразумевает проведение более интенсивных проверок и сортировку по их результатам на продукцию, подлежащую отправке, переделке или выбросу;
    • улучшение качества продукции подразумевает улучшение сорта.

Если хотя бы одно из этих предположений было бы верно, то затраты конечно же выросли. К счастью, обе эти концепции ложны, и затраты не увеличиваются при улучшении качества. Программа "улучшение качества", если она разработана правильно, скорее приведет к снижению, чем увеличению затрат.





Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1327; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.012 сек.