КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука и ее функции
Лекция №12 «Наука и образование в современном мире» «Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». О. де Бальзак (1799 -1850), французский писатель План. 1. Наука и ее функции. 2. Ответственность труда ученого перед обществом. 3. Образование: личностная и социальная значимость. 4. Система образования в РФ. *Тема для эссе «Что дает нам культура?»- проверить! *Темы для новых сообщений: «Деятельность крупного ученого» (по выбору студента) «Достижения и перспективы развития определенной науки» (физики, химии, биологии и т. п. — с учетом интересов студента). Вопросы для повторения пройденного материала: -Что различает и что объединяет такие виды духовного производства, как наука и искусство? -Можно ли образование рассматривать как потребление духовных ценностей? Аргументируйте свой ответ. -Что различает и что объединяет такие виды духовно-практической деятельности, как работа учителя и работа библиотекаря? -Как в условиях современной научно-технической революции меняется социальная роль науки? -Как в этих условиях меняется социальная роль образования? -Чем познавательная деятельность ученого отличается от познавательной деятельности студента? Подумай: - Почему роль науки в обществе постоянно возрастает? -Что такое наука Одним из элементов духовной сферы общества является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека. Сегодня слово «наука» имеет несколько значений. Одно из них: наука — это особая система знаний. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Такие факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются. Так, еще в далекой древности Аристотель попытался выделить основные начала (условия) существования всего в мире: форму, материю, причину, цель. Он же использовал логику как метод суждений, применимый к любой науке. Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько видов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение ( учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывают более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс — объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др. В систему научного знания входят не только научные факты, доказанные и подтвержденные наблюдениями, экспериментами, а также законы и теории, но и сами методы получения научных знаний — методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств. Современная наука накопила массу информации об окружающем нас мире и о мире внутри нас. Эта информация обрабатывается и накапливается с помощью современных информационных технологий и сложной техники. Особенность науки проявляется и в том, что она стремится объяснять мир, используя особый язык — формулы, символы, знаки, понятия и т. п. Математика оперирует цифрами, химия — условными знаками, обозначающими химические элементы. Есть свои языки у информатики и т. п. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами — от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования. Если рассмотренное нами значение слова «наука» отражает результаты деятельности ученых, то другое значение слова «наука» подразумевает особую сферу деятельности, в которой принимают участие миллионы людей. (В настоящее время научными исследованиями в мире занято не менее 5 млн. человек.)
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |