КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 31. Вопросы для самопроверки к лекции №28
Вопросы для самопроверки к лекции №28 Типы адаптации. 1. Активная адаптация – индивид стремиться воздействовать на социальную среду с целью ее изменения. 2. Пассивная адаптация – индивид не стремиться к воздействию на среду. Поведение человека в этом случае называют конформным (послушный, исполняет все указания, при этом внутренне может быть не согласен с правилами). Какой тип адаптации преобладает у вас? 1. Что такое социальный статус и чем он определяется? 2. Что такое социальная роль? Какая социальная роль у вас на данный момент у вас преобладает? 3. Как связаны роль и статус? 4. Как соотносятся реальное положение человека и его социальная роль? 5. В чем сущность процесса социализации? 6. Какова роль семьи в социализации личности? 7. Проанализируйте свой статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой статус вы считаете главным? 8. Какую роль в социализации личности сыграли семья, друзья, школа, СМИ? Расположите их по значимости. 9. Как вы относитесь к высказыванию Б.Франклина, англ. ученого, о том, что «Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим». Поясните совою позицию.
Тема: «Институт семьи и брака» План: 1. Семья – основа общества. 2. Семья в истории и культуре. 3. Правовое отношение семьи в обществе. 4. Современные тенденции развития семьи. 5. Традиции семейной жизни в России. -1- Важнейшим элементом социально структуры общества является семья. Положение семьи служит барометром благосостояния общества, показывает степень его продвижения по пути социально – культурного развития. Семья – это ячейка общества, его мини модель. Без семьи и семейного воспитания детей не было бы ни общества, ни нации, ни государства. Семья – это малая социальная группа, основанная на супружеских и родственных отношениях (муж, жена, дети иные родственники), ведущая общее хозяйство и связанная личной и моральной ответственностью. Основа семейной жизни – любовь и взаимная ответственность мужчины и женщины, их духовная и нравственная связь. Функции семьи: 1. Репродуктивная функция. Одна из самых основных задач любого общества – воспроизводство детей. Для сохранения численности населения необходимо, чтобы в семье было 2-3 ребенка. При этом важно, чтобы дети были здоровыми, способными к обучению и социализации. 2. Экономическая функция – производство материальных благ и забота о нетрудоспособных членах общества. 3. Функция социализации – воспитание и образование детей, формирование у них основ нравственности, готовности к участию в жизни общества. 4. Защитная функция – семья осуществляет физическую, психологическую, экономическую защиту всех членов своей семьи. -2- Само возникновение человеческого общества исторические и религиозные предания связывают с семьей: «И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответствующему ему.… И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Библия, Бытие 2.18, 3.20). В истории у разных народов складывались разные представления о семье, виды семьи. В современном обществе чаще встречается нуклеарная семья – муж, жена, дети, то в древности и ныне у многих народов более распространена расширенная, родственная семья, которая включает родственников разных поколений, живущих вместе. Ведущую роль сохраняли мужчины – патриархальная семья, а где- то ее приобретали женщины (матриархальная семья). У некоторых народов возникла полигамия – брачные отношения более чем двух человек (в исламе – мужская полигамия, т.е. мужчины могут жить в браке с несколькими женщинами одновременно). В России в соответствии с христианским пониманием сложилась моногамная (один муж, одна жена) патриархальная семья, где отец исполнял функции главы семьи. -3- Положение семьи в обществе издавна укрепляли законы, институт брака. Супруг, нарушавший свои обязанности, привлекался к судебной ответственности, выплате компенсации. Правовое положение семьи в обществе устанавливает принятая в нем форма брака. Вступление в брак означает, что люди открыто, заявляют о своей совместной жизни и принимают на себя обязательства перед друг другом и будущими детьми. Брачные отношения регулируются в национальном законодательстве. В РФ это Семейный кодекс. В нем обозначены правовые нормы отношений членов семьи друг к другу, права распоряжаться совместно нажитым имуществом, права и обязанности семьи перед государством. Создание новой семьи или развод супругов регистрируется в ЗАГСах. Семейное положение человека - состояние в браке, наличие детей, находящихся на иждивении, учитывается при налогообложении, назначении субсидий. В последнее время получили распространение брачные контракты – юридические соглашения, которые регулируют имущественные отношения супругов. Государство также поддерживает институт семьи: обеспечивает пособиями на детей, отпуском по беременности и уходу за ребенком, отсрочка от службы в армии и т.д. -4- В нашем обществе многие люди видят сейчас единственную надежду на существование России в будущем и скорейшем возрождении традиционной многодетной семьи. Гражданский брак считается в обществе показателем духовно – нравственного неблагополучия, т.к. связан с сокращением рождаемости. -5- Сейчас основной брачный возраст в нашем обществе – 20- 30 лет, но исторически в России был принят более ранний брак. Девица 20 лет уже считалась сомнительной парой. В этих нормах семьи была своя мудрость. Раннее замужество позволяло родить женщине много здоровых детей, а юношей ограждала от ненужных соблазнов, способствовала раннему взрослению, сразу давала положение главы семьи, кормильца. Роль женщины не сводилась только к продолжению рода. Она была распорядительницей в большом хозяйстве, воспитывала детей. Разводили супругов только в случае демонстративной измены, больше никакие причины не учитывались. Церковный брак охранял права детей. При живых родителях сирот не было. Добрые традиции семьи, ее положение в обществе всегда ревностно охранялись и защищались. В крестьянской семье осуждалось пьянство, вольность в поведении, а в дворянских семьях самым страшным было «потеря чести». Сегодня эти понятия потускнели, но не устарели. И сегодня учитывается человек из хорошей семьи, или нет. Человека называю благородным, имея в виду не только его личные качества, но и то, что его предки вели себя достойно, прославились добрыми делами, подвигами. -6- В настоящее время в РФ при общем населении около 145 млн. человек – примерно 42 млн. семей. Из этих цифр следует, что в средней российской семье менее 4 –х человек. А значит, российская семья находится в глубоком кризисе, население России сокращается ежегодно на 1 млн. человек. Много бездетных и неполных семей, пенсионеров, оставшихся без попечения детей и внуков. Мало семей, где поддерживается связь поколений, что обеспечивает наследование национальной культуры. Более половины российских семей имеют низкие доходы, а значит, не могут полноценно питаться, от этого страдает здоровье детей. Государство также не многим помогает семье. Но благополучие семьи не зависит только от государства. Крепкая семья строится, прежде всего, на взаимной любви, ответственности, самопожертвовании. Вопросы для самоконтроля к лекции № 31 1. Какие основные признаки социальной структуры несет в себе семья? 2. О чем говорит семейное положение человека? 3. Каково положение мужчины и женщины в полигамной, моногамной семье? 4. Охарактеризуйте современные тенденции развития семьи. 5. Что такое многопоколенная семья, неполная семья, многодетная семья? 6. Какие данные статистики позволяют говорить о демографическом неблагополучии в нашей стране? 7. В чем заключается государственная семейная политика? Задания: 1. «Кто в доме хозяин?» - спрашивает у жены рассерженный муж. Выберите ответ жены, который вы считаете разумным: 1) я, 2) ты, 3) ты хозяин, а я хозяйка. 2. Какие отношения между членами семьи регулирует Семейный кодекс? Какие отношения в семье, по вашему мнению, не могут регулироваться законодательством и почему? 3. Как вы считаете, должна ли меняться семья с течением времени, и какой должна быть современная семья в России? 4. Предложите свои меры государственной политики для поддержки российских семей. Какие меры материальной и моральной поддержки и защиты семьи вы считаете необходимыми в данных условиях?
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |