Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 33

Вопросы для самопроверки к лекции № 32

1. Каковы психологические особенности юношеского возраста?

2. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

3. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

4. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

5. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

6. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

7. Некоторые представители старшего поколения считают, что современная молодежь не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к этой точке зрения.


Тема: «Социальная структура общества»

План:

1. Социальная дифференциация.

2. Социальная стратификация и неравенство.

3. Социальная мобильность.

-1-

Ранее, характеризуя общество, мы обращали внимание на формы объединения людей. Люди, осуществляя совместную деятельность, объединяются в различные группы, общности. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу жизнедеятельности общества и изучается наукой социологией.

Социальная дифференциация происходит от латинского корня «различие». Социальная дифференциация – это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение.

Социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе люди делились на группы в соответствии с присущими им привилегиями и обязанностями. Позже это расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.

Виды дифференциации:

1. Экономическая - выражается в различии в доходах, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоев населения.

2. Политическая – деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу.

3. Профессиональная - выделение а обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Под понятием социальная дифференциация подразумевается не только деление общества на группы, но и определенное неравенство между ними с точки зрения общественного положения, привилегий, обязанностей и т. д.

Устранимо ли это неравенство? Куда приведет оно общество?

Сторонники теории К. Маркса говорят, что это социальная несправедливость, но люди должны принимать неравенство как неизбежность. Другие считают, что неравенство заставляет людей стремиться к совершенствованию общественных отношений.

Поразмышляйте над этими т.з. и соотнесите их с историческими процессами.

-2-

В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие таким элементом считают класс. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса – бедных и богатых, т.е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетаемых. Появление классов связывалось с политическим насилием.

На сегодняшний день понятие классы часто заменяется понятием страты.

Страта – это слой людей, которые имеют близкие социальные статусы в обществе.

Современное общество обычно делится на следующие страты:

- Высший – высший класс – узкая группа людей, обладающих значительной властью, богатством, престижем в масштабах всего общества. Это замкнутая элита, в которую трудно попасть другим.

- Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли сами своего статуса.

- Высший – средний класс средние предприниматели, высшие менеджеры, юристы, врачи, профессура университетов. Они имеют высокие доходы, обладают высоким престижем.

- Низший – средний класс составляют инженеры, преподаватели, руководители подразделений на предприятиях, фермеры, мелкие предприниматели, высококвалифицированные рабочие.

- Высший – низший класс малоквалифицированные рабочие, низший слой служащих (секретари, клерки)

- Низший – низший класс безработные, бездомные, иностранные рабочие и др.

Что касается современной России, то такое деление общества на страты только начинает формироваться. Главная здесь проблема - медленное реформирование среднего класса. По уровню доходов к среднему классу можно отнести только 10- 15 % населения, большинство же граждан России по этому показателю относится к низшим классам.

-3-

Каждый человек перемещается в обществе, в котором живет. Например, переезжает в другой город, поступает учиться, создает семью, получает более высокую должность, может заняться бизнесом, разориться и т.п. Все эти процессы называются социальной мобильностью.

Социальная мобильность – переходы людей из одних социальных групп и слоев общества в другие, что сопровождается изменением их социальных статусов и доходов.

Виды социальной мобильности:

Горизонтальная мобильность – переход человека из одной социальной позиции в другую, расположенную на том же уровне в обществе. Например: переход с одной работы на другую, смена места жительства, фамилии, открытие бизнеса, разорение и т.д.

Вертикальная мобильность – это переход человека из одного социального слоя в другой. Например, повышение по службе, существенное улучшение благосостояния человека и т.д. В вертикальной мобильности можно различать восходящую и нисходящую мобильность – социальный подъем и спад (разорившийся предприниматель, дворянство во время революции 1917 г.)

Способы, благодаря которым происходят переходы людей из одного слоя в другой:

- повышение образования

- профессиональная карьера

- браки с представителями более высокого социального слоя

- увеличение доходов и изменение образа жизни.

«Социальные процессы в современной России»

1Тенденции в развитии социальных отношений.

2. Люмпены и маргиналы.

3. Изменение социальных отношений в российском обществе.

-1-

Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подвержены изменениям. Картина жизни современного человечества пестра и подвижна, особенно в странах развитых. Там укрепляются группы, связанные с крупным масштабным производством, растет городское население.

Значительные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из таких тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицированных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев работающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуазии

(«старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчивым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится фермеров. Острой социальной проблемой по – прежнему остается безработица.

Определенное воздействие на социальные отношения стремится оказать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях – и уравнительности. Это относится к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных проблем государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое делается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конкурентной экономики слоев населения – престарелых, инвалидов, многодетных семей.

-2-

Есть 2 группы населения, которые как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества. Это люмпены и маргиналы.

Люмпены – (от нем. Лохмотья) к ним относят людей, опустившихся на дно общественной жизни – бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, т.к. она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Маргиналы - (находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации – массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в 20-е, 30-е годы в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неускоренные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке».

-3-

Рассмотрим некоторые проблемы социальных отношений в России:

1. Возрастание социальной дифференциации населения. Это выражается в первую очередь в существенном увеличении разрыва в доходах разных социальных групп, в уровне потребления. Нарастание социального расслоения воспринимается обществом болезненно, что может стать источником социальной и политической нестабильности.

2. Значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий (учителя, врачи, инженеры), интеллектуального труда в целом, включая научную деятельность. В западных странах эти профессиональные группы входят в средний класс, а в России зарплата их очень низкая.

3. Проблема «утечки мозгов»: многие специалисты ищут приложения своим силам за рубежом.

4. Изменения в экономике ведут к появлению новых социальных групп: предпринимателей, фермеров.

5. Активные социальные перемещения усиливают маргинализацию общества. Это вызвано и притоком беженцев из других республик СНГ, и сокращением Вооруженных Сил.

6. Тяжелое положение сохраняется у наименее защищенных групп населения, «групп социального риска»: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные.

Выход из этих проблем видится в следующем:

1. Сделать социальную политику приоритетной в деятельности государства.

2. Конституция РФ обеспечивает каждому гражданину правовые предпосылки для решения социальных проблем.

- социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей,

- право на вознаграждение за труд, защиту от безработицы,

- право на жилище,

- право на охрану здоровья,

- право на общедоступное образование.

 

 


Вопросы для контрольной работы по разделу

«Социальные отношения»:

1. Что такое социальная дифференциация? Укажите ее виды.

2. Устранимо ли социальное неравенство? Идет ли оно на пользу общества или во вред?

3. Что такое социальная стратификация? Какие страты вам известны?

4. Что в социологии понимается под социальной мобильностью? Укажите виды мобильности, приведите примеры.

5. Какова роль семьи в современном обществе, виды семьи?

6. Перечислите функции семьи, какая на ваш взгляд самая главная?

7. В чем отличие маргиналов от люмпенов? Кто из них наиболее опасен для общества и почему?

8. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?

9. Каковы основные психологические особенности юношеского возраста?

10. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия?

11. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

12. Какие факторы нынешней социально – экономической ситуации в России способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи?

13. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних?

14. Поясните понятия этнос, род, нация.

15.Укажите признаки нации, объясните понятие национальное самосознание?

16. Что такое межнациональный конфликт? Приведите примеры из современной истории России.

17. Почему национализм оценивается в науке неоднозначно? В чем его опасность для общества?

18. Поясните понятия шовинизм, геноцид?

19. Что такое статус личности и чем он определяется?

20. Что такое социальная роль? Приведите примеры.

21. Как соотносится реальное поведение человека и его статусная роль?

22. Что такое социализация? Где происходит с человеком процесс социализации?

23. Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

24. Проанализируйте свой статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из них вы считаете главным?

25. Какие факторы способствуют, а какие – препятствуют социальной мобильности?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 32 | Горлівка, 2006
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.