Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шведская (стокгольмская) школа

 

Сформировалась на рубеже 1920-1930 гг. Основные представители: К. Виксель, Г. Кассель, лауреаты Нобелевской премии Б. Олин и Г. Мюрдаль. Их разработки посвящены фундаментальным проблемам экономики: причин кризиса, инфляции, экономических циклов, кредитно-денежной политике, налогообложения и др.

Основные конструктивные элементы методологической и теоретической системы шведской школы были разработаны Кнутом Викселлем (1851-1926). Основные работы: «Стоимость, капитал и рента» (1893), «Финансово-теоретическое исследование наряду с изложением и критикой налоговой системы Швеции» (1896), «Процент на капитал и цена товаров» (1898), «Лекции по политической экономии» (1901,1906).

Виксель попытался создать концепцию, объединяющую в единое целое проблемы цены, денег и экономического цикла.

 

Основные теоретические положения

1. На основе теории предельной полезности Виксель разрабатывал теорию цен. Стоимость не является постоянной объективной величиной и изменяется по мере того, как меняется представление каждого из участников обмена о рыночной ситуации.

Главный фактор, определяющий стоимость, - предельная полезность, поэтому в условиях совершенной конкуренции и равновесной ситуации цены товаров должны быть пропорциональны предельным полезностям этих товаров.

2. Виксель включил в общую экономическую теорию денежную теорию, считая, что денежной экономике товары обмениваются на деньги и что денежные факторы могут создавать неравенство спроса и предложения, ведущее к изменению цен на товары и неравновесию экономики. «Денежное равновесие», характеризующееся стабильными ценами, это состояние, при котором совокупный спрос и совокупное предложение товаров уравновешиваются и эмиссия денег не нарушает нормального движения спроса. Деньги не являются товаром, поэтому изменение цен возможно только в результате несовпадения совокупного спроса и предложения.

3. Непосредственное влияние на установление денежного равновесия оказывает процентная ставка. Виксель ввел понятие «действительная (денежная) норма процента, соответствующая ставке на рынке ссудного, и «естественная» норма, отражающая доходность функционирующего капитала, последняя определяется денежным доходом, который предприниматели надеются извлечь в результате вложения капитала, взятого в кредит. Условием достижения денежного равновесия является равенство между «денежной» и «естественной» нормами процента.

4. Нарушение равновесия между ставками может повлечь изменение в уровне цен и соответственно спроса. Поэтому необходимо стимулирование банком роста ставки «естественной» нормы процента.

5. Теория кумулятивного процесса (тенденции к ускорению в развитии процесса). При возникновении неравенства между инвестициями и сбережениями или при изменении в уровне цен, неравновесие обнаруживает тенденцию к увеличению. Данная тенденция подорвет ожидания предпринимателей на получение будущих прибылей, что в свою очередь приведет к сокращению объема новых инвестиций. На кумулятивный процесс можно влиять посредством расширения банковского кредита. Так, если «денежная» ставка окажется ниже «естественной», у предпринимателей, осуществляющих инвестиции, появится стремление к получению более высокой прибыли, и они увеличат потребительские расходы. Последующий рост цен приведет к увеличению новых инвестиций. В результате под воздействием роста инвестиций и ожиданий на получение прибыли увеличится «естественная» ставка, ускорится рост цен и повысятся объемы инвестиций. Таким образом, условия необходимые для достижения равновесного развития экономики, среди которых равенство между «денежной» и «естественной» ставками, равенство инвестиций и сбережений, стабильность цен.

6. Теория экономического цикла. Виксель связал механизм циклического развития с накоплением капитала. Капитал – это совокупность всех единиц сбереженного труда и сэкономленной земли, помноженных на периоды времени, на протяжении которых эти единицы выступали в качестве инвестиций. В соответствии с этим процесс накопления капитала представляется как накопление инвестиционных благ определенного вида. В период подъема экономики увеличение срока службы производительного капитала поддерживается низким уровнем процентных ставок. По мере накопления капитала понижается его предельная полезность. Относительная доля капитала в совокупном продукте уменьшается при увеличении ее в абсолютном выражении. Одновременно происходит постепенное поглощение реальных сбережений текущим потреблением. Этот процесс («эффект Викселя») влияет на движение процентных ставок, препятствуя их снижению, что в свою очередь тормозит накопление капитала. Возможность выхода из депрессии – потребление накопленного, в рассасывании запасов мобильного капитала.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шведская (стокгольмская) школа. В рамках лозаннской школы разрабатывалась теория общего экономического равновесия, где впервые в математической форме – в виде системы уравнений – описывалось | Институционализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.