Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный анализ безопасности жизнедеятельности

Что такое система? Система - это совокупность качественно определенных элементов, между которыми существуют закономерная связь или взаимодействие, в результате которого достигается цель.

Важными признаками системы есть ее нераздельность и целостность. Природа составных элементов и характер структуры системы могут быть разнообразными. Системы могут образовываться отдельными телами, явлениями, процессами, которые взаимодействуют между собой, обмениваются энергией или выполняют общую функцию; также это могут быть мысли, научные положения, области знаний, подчинение, последовательности, независимости и т.п.

Системный анализ - это методологические средства, которые используются для определения опасностей, которые возникают в системе «человек - жизненное», ее подсистемах или на уровне отдельных элементов этих систем и их влияния на человека.

Методологическими средствами системного анализа могут быть как общеизвестные средства исследований (анализ и синтез, математическое и физическое моделирования, морфологический анализ), так и относительно новые (метод сценариев, теории риска, катастроф и риска и т.п.) методы исследований.

Системный анализ БЖ, как исследовательский прием сформировался в конце 50-х лет, когда возникшая новая научная дисциплина, которая имеет название «Система безопасности».

Идея или концепция безопасности систем впервые была использована в ракетостроении в конце 40-х лет ХХ столетия. Позднее она отделилась в отдельную дисциплину и использовалась главным образом в ракетостроительных, авиастроительных и аэрокосмических объединениях. До 40-х годов конструкторы и инженеры ориентировались на метод проб и ошибок при разработке безопасных конструкций. Такой подход оправдывал себя во времена, когда системы и конструкции были относительно простыми. Например, в авиационной промышленности решения подобных проблем часто состояло в использовании метода «летай - отстраняй недостатки - летай». Авиационная техника разрабатывалась на основе уже существующих или известных технологий. Потом она эксплуатировалась до того момента, пока не возникали проблемы или аварии. Если устанавливалось, что причиной аварии были ошибки в конструкции, то эти конструктивные недостатки устранялись и самолеты летали снова. Этот метод хорошо работал, когда самолеты летали медленно и низко и строились из фанеры, провода и ткани.

Начало космической эры в середине 50-х годов вызвало необходимость разработки безопасных систем. Ракетостроение и космические программы стали движущими силами в развитии системно-безопасного инжиниринга. Такие системы стали требовать новых подходов к контролю за опасностью.

Программы разрабатывались сначала военными и специалистами в области космонавтики, со временем были приспособлены к применению в промышленности в таких опасных областях, как ядерная энергетика, нефтепереработка, химическая промышленность и позднее в компьютерном программировании.

Любое современное рабочее место может рассматриваться как результат последних достижений в области безопасности систем. Новые правила и нормы безопасности вводились после того, как произошла авария или после того как кто-то дальновидный предусмотрел возможность и предложил контроль, чтобы предотвратить такое событие. Обе эти причины и являются основой, на которой базируется деятельность инженеров из охраны труда и основой разработки методов безопасности.

Первый метод - создание правил безопасности после того, как несчастный случай или авария произошли подобно к методу «летай - отстраняй недостатки - летай», который рассматривался раньше.

Второй метод - предусмотрение возможности аварии и попытка ее предотвращения с помощью использования разных контрольных операций, регулирования и т.п., является именно тем методом, который использует специалист из безопасности систем, когда анализирует какую-то конструкцию, условия работы или технологию. Однако, там, где это возможно, концепция безопасности систем идет на шаг вперед возможных инцидентов и на самом деле старается исключить риск этих событий из процесса вообще. С появлением безопасности систем как науки метод обеспечения безопасности и надежности системы «летай - отстраняй недостатки - летай» превратился на метод гарант безопасности систем, который названо «определение, анализ и исключения».

Системы имеют свойства, которых не может быть у элементов, которые ее составляют. Это важнейшее свойство систем называется эмерджентностью и лежит в основе системного анализа. Например, совокупность людей и территория на которой они проживают создают новую систему - страна, которая имеет герб, флаг, гимн, органы власти, т.е. элементы, которых отдельно взятые люди и территория не имеют.

В составе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» действует много систем. Основной задачей при использовании знаний, понятий и представлений есть получения новой информации для разработки методов и мероприятий предотвращения аварий, травм и неурядиц.

В содержании своей организации каждая система должна иметь:

1. центральную (полную) подсистему;

2. определенные связи по характеру «каждая подсистема связана с каждой»;

3. все подсистемы должны иметь единый характер (искусственный или материальный).

Таким образом, главной системой, которая изучается в БЖ, есть система «человек - жизненная среда», а системный анализ этой области знаний - это методологические средства, которые используются для определения опасностей, возникающих в системе «человек - жизненная среда» или уровни компонентных составных ее, и их влияние на самочувствие, здоровье и жизнь человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Жизнедеятельности человека | Человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.