КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 28
Тема: «Молодежь как социальная группа» План: 1. Психологические особенности молодежи. 2. Гражданское совершеннолетие. 3. Профессиональная подготовка, трудовая деятельность. Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков. (19 век) Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее Н.В. Гоголь (1809-1852) -1- Молодежь – это большая социальная группа. Социологи рассматривают ее как демографическую группу, поскольку принадлежность к ней определяется прежде всего рядом объективных признаков – социальным статусом, возрастом, а также психологическими особенностями личности, определяемыми этими признаками. (По мере объяснения преподаватель с помощью студентов составляет спайдограмму «Молодежь»). 1) Возраст. В социологии существуют разногласия по критериям определения молодости. Поэтому в одних социальных исследованиях можно обнаружить, что молодые – это люди 14-25 лет, в других к молодежи относят людей в возрасте 16-30 и даже 36 лет. Большинство склоняется к тому, что молодость начинается в 16, а заканчивается в 30 лет. С т.з. социальной теории основное содержание раннего периода жизни человека составляют процессы социализации, обучения и трудовой адаптации. В юном 2) Социальный статус, т.е. положение в обществе. Именно в этот период молодые люди находятся в активном поиске призвания, профессии, завершают образование, утверждаются как специалисты и определяют свое положение в обществе. 3) Психологические особенности связаны с возрастом и соц. статусом молодежи. Действительно, молодость – пора становления. Бытует мнение, что до 40 лет человек работает на авторитет, а после 40 лет авторитет и имя работают на него. Между тем, заработать имя и авторитет не просто. Мир взрослых резко отличается от мира детства. Надо много трудиться, чтобы доказать свою профессиональную пригодность, суметь привлечь к себе внимание. У многих возникают проблемы, т.к. хочется всего и сразу, а сразу не получается. Кроме того, часто взрослые воспринимают молодого человека как объект воспитания, как исполнителя чьих-то решений, а не как самостоятельную личность. Сложности могут привести к психологическим срывам. Хорошо, если есть сила воли, трудолюбие, терпение, если человек не избалован, не страдает инфантилизмом. В противном случае психологический срыв может проявиться в различных формах нерационального протеста – от суицида до наркотиков. Именно разрыв между желанием скорее всего достичь и неумением, нежеланием всего добиваться кропотливым трудом приводит некоторых молодых людей к разным формам асоциального поведения: социальной апатии, участию в преступных группировках или в деятельности различного рода экстремистских организаций. 4) Субкультура – это культура, выработанная в той или иной социальной группе, например, культура молодежных группировок, которым свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Контркультура – культура, которая противопоставлена ценностям господствующей культуры. - Какие этапы взросления выделяют? - Каковы возрастные границы периода от детства к взрослости? - Согласны ли вы с высказыванием Ж.-Ж. Руссо, что юность – это второе рождение человека? (Руссо назвал юность вторым рождением человека, т.к. на этом этапе завершается физическое созревание человека, развивается его интеллект, воля).
-2- С 18 лет в соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права: - гражданские и социально- экономические – право на собственность, труд, образование, охрану здоровья и др. - политические – право на объединение, участие в управлении государством, право избирать и быть избранным, - личные права – право на жизнь, свободу, неприкосновенность, свободу передвижения и др. - свободу совести, мысли, слова, СМИ. - право вступления в брак. Полная правоспособность предполагает не только возможность использовать права, но и необходимость выполнять обязанности: - соблюдение Конституции и законов страны - забота родителей о детях, - забота детей о недееспособных родителях - своевременная уплата налогов и сборов, - охрана природы, памятников истории, культуры, - получение общего образования, - защита Отечества (от 18 до 27 лет). В прошлом в России старшие поколения старались, как можно раньше склонить молодого человека к трудовой деятельности. В нынешних условиях самостоятельная жизнь начинается довольно поздно: удлинился период учебы, проф. подготовки, поздно создают семьи. Молодых нередко обвиняют в инфантилизме (от лат. – детский), т.е. в стремлении к иждивенчеству, требованию постоянной заботы о себе, пониженной критичности по отношению к себе). Но общество в силу совершеннолетия, признает за молодым человеком высокую степень социальной зрелости.
-3- Значительная часть молодежи – это учащиеся и студенты. В нашей стране помимо школ 4000 ПУ, 2600 средних учебных заведений, около 600 вузов. В этих учебных заведениях обучается около 5,5 млн. человек – почти треть молодых людей 16- 24 лет. Образование сегодня рассматривается как важнейший показатель социального статуса человека, а в наш век информации оно приобретет еще большую ценность. Учеба в среднем или высшем профессиональном учебном заведении воспринимается как ступень к овладению новой профессией. Но и начало трудовой деятельности является серьезным испытанием для молодого человека. Нынешняя ситуация с т.з. вопросов трудоустройства выглядит та к: - имеющиеся вакансии не привлекают молодежь по причине низкой зарплаты, - на работу предпочитают брать людей с опытом работы, - частные предприятия предлагают высокую оплату труда, но предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке, - законодательство разрешает устраиваться на работу с 15 лет, при этом пользоваться льготами (не использовать их труд на тяжелых работах, опасных производствах, игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртного, привлекать к ночным, сверхурочным дежурствам).
Вопросы для самопроверки: 1. Каковы психологические особенности юношеского возраста? 2. Какие права и обязанности обретает гражданин, достигнув совершеннолетия? 3. Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни. 4. Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе? 5. Какие факторы способствуют, а какие препятствуют трудоустройству молодежи? 6. Какие льготы на производстве предусмотрены для несовершеннолетних? 7. Некоторые представители старшего поколения считают, что современная молодежь не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к этой точке зрения.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |