Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы эмпирического исследования

Метод определяется как способ, совокупность приемов, технологический принцип изучения непосредственно объекта или же его предметных областей (состояний и свойств). Профессионализм в выборе и применении метода заключается в его соответствии природе изучаемого объекта и последовательности реализации основных принципов (научных верований, методологических требований, стандартных процедур и стереотипов) исследования.

В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода:

· опрос (анкетирование и интервьюирование);

· анализ документов (качественный и количественный [контент-анализ]);

· исторический анализ (в том числе на основе анализа документов);

· наблюдение (невключенное и включенное);

· эксперимент (контролируемый и неконтролируемый).

1. Опрос.

Анкетирование – вопросно-ответная форма организации текста.

Опрос, как вид исследования, разбивается на две большие разновидности – анкетирование и интервью. В свою очередь, в каждом из этих видов опроса используется несколько методов, скажем метод телефонного интервью или метод формулирования прожективных вопросов.

Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств:

· содержания анкеты или интервью (то есть перечня вопросов, в которых реализован предмет исследования);

· качества работы анкетера или интервьюера,

· ситуации опроса, его условий, которые должны быть максимально благоприятными для спокойной и сосредоточенной работы респондента;

· психологического состояния респондента на момент опроса и других.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Информация, полученная с его помощью, отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она преломилась в сознании респондента.

Выделяют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть:

· индивидуальным или групповым;

· очным и заочным (его н аиболее распространенные формы: почтовый опрос, опрос через газету).

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, когда интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть:

· прямым

· опосредованным, например, по телефону.

В зависимости от источника информации различают опросы:

· Массовые ( источником информации выступают представители больших социальных групп (этнических, религиозных, профессиональных);

· Специализированные, экспертные ( главный источник информации – компетентные лица (знатоки, эксперты), обладающие необходимыми для исследователя профессиональными и теоретическими знаниями либо жизненным опытом, которые позволяют им давать авторитетные заключения.

В социологии самым популярным является анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 70–80% случаев.

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов.

Анкетирование – самый распространенный в социологии метод.

Анкета – размноженный на машинке, компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов. Респонденты при этом рассматриваются в качестве объекта исследования.

Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Анкетой называется лишь то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом. Именно потому к ним применим аппарат статистики. Кроме того, опрашиваемый обязан самостоятельно заполнить анкету по правилам, изложенным в инструкции к ней.

Структура анкеты и виды вопросов

Анкета или, как ее еще называют, вопросник является основным инструментом исследования социолога.

Вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия. Число вопросов в анкете обычно не превышает 30-40 (после 45 минут опроса внимание респондента снижается). Анкета считается «хорошей», если соблюдены два основных правила:

Ø формулировка вопросов должна соответствовать исследовательской задаче;

Ø сама анкета должна соответствовать возможностям респондента как источника информации (вопрос анкеты должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам).

Окончательный вердикт качеству всей анкеты выносит пилотажное (пробное) исследование. Оно вскрывает все недочеты анкеты и особенно в составлении вопросов.

Все вопросы в анкете можно классифицировать:

· по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента), направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее; особый блок – вопросы о личности респондента, которые входят во все социологические анкеты и называются «паспортичкой»

· по форме:

Ø открытые (после текста вопроса социолог оставляет место и просит респондента самого сформулировать свое мнение)

Ø закрытые (на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов, из которых респондент выбирает, могут быть альтернативные («Имеете ли вы детей?») и неальтернативные («Каков доход на одного члена в вашей семье?»); полузакрытые вопросы оставляют запасные варианты ответов;

· по функции:

Ø основные (направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления);

Ø неосновные (направлены на поиск адресата основных вопросов, вопросы-фильтры, когда нужно получить данные только про часть опрашиваемых и контрольные вопросы для проверки искренности ответов).

Композиция вопросника:

Ø предшествует вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация, его проводящая; объясняется техника заполнения анкеты:

Ø располагаются вопросы наиболее простые, нейтральные по смыслу (задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем);

Ø сложные вопросы, требующие размышлений, работы памяти, размещаются в середине анкеты;

Ø к концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, обычно здесь помещают «паспортичку» (совокупность демографических, экономических и профессиональных сведений, находящихся в конце анкеты (пол, доход, возраст и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика, техника и процедура социологического исследования | Исторический анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.