Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность психологической подготовки будущего врача


Активное взаимодействие психологии с медициной в настоящее время обусловлено тем, что отношения между врачом и пациентом носят пока, в основном, патерналистский (традиционный) характер, а сегодня необходимо обеспечить сотрудничество между ними, с другой стороны, сменой нозоцентрического подхода к больному (субъект–объектные отношения между врачом и пациентом) на антропоцентрический (субъект–субъектное взаимодействие в диаде «врач – пациент») и необходимостью в связи с этим психологической подготовки врачей (В.П. Дуброва).

Следовательно, реализация программы формирования психологической компетентности врача является одной из актуальнейших и психологических, и социальных проблем современности.

В последние годы состояние общей проблемы психологического анализа медицинской деятельности изменилось в лучшую сторону. Проведены исследования (В.А. Аверин, А.Г. Васюк, М.И. Жукова, Л.А. Цветкова, Н.В. Яковлева и др.), опубликован ряд монографий и статей, посвященных различным аспектам психологического анализа деятельности врача (В.П. Андронов, Н.А. Магазаник, В.А. Ташлыков, F.D. Burg).

Однако, прогресс в теоретических разработках недостаточно еще связан с решением практических задач, что в полной мере относится и к формированию психологической компетентности врача в процессе профессиональной подготовки в вузе (Н.В. Яковлева, 1994).

Необходимость такой подготовки очевидна и обусловлена, по мнению В.П. Дубровой, несколькими причинами:

1) признанием роли психологического фактора в возникновении и протекании болезни;

2) профессиональной установкой на «усредненного пациента», приводящей к игнорированию индивидуальности личности больного и серьезным медицинским ошибкам;

3) спецификой медицинской деятельности, заключающейся в том, что это деятельность в сфере общения, в сфере «человек – человек» и важной стороной успешности деятельности врача являются не только высокий уровень его специальной медицинской подготовки, общечеловеческой культуры, но и социально–психологические аспекты его личностного потенциала;



4) проблемами общения в диадах «врач – пациент», «коллега – коллега», «врач – медицинская сестра», «администратор врач», «врач – родственники больного» и др.;

5) напряженностью врачебного труда и необходимостью, в связи с этим, поддержания высокого уровня работоспособности в течении длительного времени и быстрого принятия решений в экстремальных ситуациях.

Частично задачи психологической подготовки врача решают клинические и общегуманитарные кафедры медицинского вуза, где, в зависимости от интересов и уровня эрудиции преподавателя в специальные курсы включается тот или иной объем психологической информации (Л.А. Быкова, В.С. Гуськов, Н.В. Яковлева и др.).

Однако, следует отметить, что основной путь формирования психологической компетентности врача в вузе – это изучение психологических дисциплин (общей и социальной психологии, «Медицинской этики», «Фармацевтической этики», элективных курсов «Психология общения», «Практическая конфликтология», «Психология управления» и др.). Только в этом случае можно говорить о формировании психологического антропоцентрического мировоззрения врача и достаточного уровня его социально–психологической культуры (В.П. Дуброва).

Социально–психологическая культура врачапредполагает наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально–положительное отношение к пациенту, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых врачу для медицинского общения.

Более адекватное взаимопонимание между пациентом и врачом позволяет оптимизировать профессиональную деятельность последнего.

Целью психологической подготовки является расширение гуманитарной подготовки студента-медика в области фундаментальных наук о человеке В.П. Дуброва).

Исходя из цели, решаются следующиетактические задачи, направленные на формирование психологического антропоцентрического мировоззрения и достаточного уровня социально-психологической культуры студентов-меди­ков:

– развитие у студентов–медиков представлений, что любая человеческая деятельность и деятельность врача, прежде всего, регулируется определенными ценностями, являющимися одной из центральных составных частей мировоззрения;

– формирование «Я-концепции» специалиста–медика;

– развитие высокого уровня эмпатии (вчувствования в психологию другого человека) и самооценки;



– формирование коммуникативной компетентности и навыков оптимального медицинского общения (социально-психологической культуры);

– развитие «клинического мышления» и профессиональной позиции, обеспечивающей личностно–центрированное медицинское взаимодействие (личностно–центрированное отношение к объекту своей деятельности, осознание своей самоценности и другого человека, и отношение к пациенту как к активному соучастнику медицинского взаимодействия).

Такой взгляд на задачи и характер обучения студентов в медицинском вузе в процессе изучения психологии обусловлен в настоящее время глобальными образовательными тенденциями, которые в психолого-педагогической литературе получили название «мегатенденций» (М.В. Кларин, А.И. Пискунов, А.И. Пригожий, Р. Сельцер, Н.Р. Юсуфбекова). К их числу относятся:

1) массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

2) значимость, как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм;

3) ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

4) адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

5) ориентация обучения на личность студента, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Таким образом, важнейшая черта современного обучения– его направленность на то, чтобы готовить специалистов не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

В настоящее время в науке сформулированы представления об основных типах обучения, понимая обучение в широком смысле слова – как процесс приращения опыта, как индивидуального, так и социокультурного. К этим типам относятся «поддерживающее обучение» и «инновационное обучение» (J.W. Botkin, V. Elmandra, M. Malitza).

«Поддерживающее обучение» процесс и результат такой учебной (а в результате и образовательной) деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы. Такой тип обучения (и образования) обеспечивает преемственность социокультурного опыта, и именно он традиционно присущ как школьному, так и вузовскому обучению.

«Инновационное обучение»процесс и результат такой учебной и образовательной деятельности, которая стимулирует, вносить инновационные изменения в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения (и образования) помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации.

Конструирование учебных занятий со студентами с опорой на идеи «инновационного обучения» изменяет дидактическое построение учебного процесса в медицинском вузе по конкретной специальной дисциплине и влияет на социально значимые результаты, формируя «Я-концепцию» будущего врача.

 

2. Психология и медицина

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 13. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ | Современное понимание болезни

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.025 сек.