![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Психология как самостоятельная наука
Становление психологии как науки 1.1. Понятие «психология» Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожитель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тронула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Таким образом, влюбленные были соединены навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея – смертная, обретшая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал. Само слово «психология» от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).
Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понимали, что для распознавания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков. 1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (например, душа, как проявление божественного разума) так и материалистические (например, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всех процессов в теле, включая собственные «душевные движения».
Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. 2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблюдаемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием называли способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явления, которые человек находит «в себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное. С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая все стороны душевной жизни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах). Распространение естественнонаучного, хотя и механистического мировоззрения на «область духа» привело к идее формирования всех психических способностей в индивидуальном опыте. Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом человеческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что все наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассоциации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприятия, которые лежат в основе еще более сложной идеи. В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, т.е. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.
В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить «элементы» сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспекции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в той или иной ситуации). В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдохновленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что «сознательная жизнь» представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным методом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у индивидуума развивается осознание той активности, которой он предается. Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как науки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания. Начиная с 60-х годов XIX века предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологических методик при изучении ощущений. Однако точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственными данными сознания, физиологические показатели лишались психологического значения. Поэтому, возникнув в 70-е годы XIX века, психофизиологические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.
Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассматривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые можно только путем их субъективного описания. Таким образом, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую психологию и описательную или субъективную психологию. Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии. 3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии – бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах. Предполагалось, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и поэтому предметом научного исследования должно стать лишь внешнее поведение, которое по предположениям бихевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов. Таким образом, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения. Зависимость поведения и научения от разных условий можно было описывать объективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека). Однако с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направлениям. Во-первых, хотя поведение есть нечто объективное, однако его психологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения необходимо истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отличить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. Если всякое движение и даже изменение есть поведение, то последнее не является предметом психологии. Если же в поведении, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изменения тела, то что?
Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, представители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций. Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических «переменных» (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиоризма в развитие психологической науки). 4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний. Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психология стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному. Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем: – сделать предметом исследования высшие специфические для человека формы сознательной активности; – подойти к ним с точки зрения научного анализа; – причинно объяснять их происхождение; – установить объективные законы, которым они подчиняются. В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психическая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее процессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения. Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками. Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм человеческой деятельности в интрасубъектные, «субъективные» формы. Это путь «врастания извне внутрь» и дальнейшего существования психической активности внутри внешней в качестве ее собственно психологического механизма, который открывает возможность целенаправленного управления разными внешними предметными действиями.
Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане. Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы сознания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внешней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериоризациии экстериоризации. Таким образом, вопрос: «Как же субъективный мир человека изучать объективно?» – вопрос, ставший роковым для многих психологических концепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |