Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип развития

Психика, понимаемая как открытая функциональная система, всегда избыточна при самоуправлении целенаправленной жизнедеятельностью и поэтому сама порождает новое содержание жизнедеятельности.

Развитием называется закономерное, направленное, необратимое изменение во времени.

Объективный мир находится в постоянном движении и изменении, и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Изучение психических явлений в развитии требует, чтобы выявлялись не только те психические качества человека, которые уже сложились, но и те новые особенности психики, которые только зарождаются. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.

Психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

К формам развитие психики относятся:

филогенез ( становление структур психики в ходе биологической эволюции вида);

онтогенез ( формирование психических структур в течение жизни отдельного организма;

социогенез (развитие процессов познания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями социализации в разных культурах). Следствием социогенеза являются различия мышления, ценностей, нормативов поведения у представителей разных культур;

микрогенез ( формирование и динамика образов, представлений, понятий, детерминируемых наличной ситуацией и развертывающихся в относительно небольшие временные интервалы). Примером микрогенеза психического образования может служить освоение некоторого навыка, усвоение какого-либо понятия, динамика эмоционального состояния и т. п.

Высшие генетически более поздние формы психики развиваются на основе низших, генетически ранних. Однако это не означает, что различие между ранними и поздними формами психики чисто количественное, по формуле «раньше – проще, примитивнее, позже – сложнее». При диалектическом понимании развитие психики рассматривается не только как рост, но и как изменение: когда количественные изменения переходят в качественные.

Игнорирование того положения, что каждая ступень психического развития обладает своим качественным своеобразием, имеет свои закономерности, приводит к таким принципиальным ошибкам, как, например, возведение рефлекторных механизмов поведения животных на низших генетических ступенях в ранг универсальных законов поведении человека.

Та же ошибка делается при списывании обезьянам и другим животным интеллекта того же типа, что и интеллект человека или при попытках перенесения законов зрелого мышления на мышление ребенка.

Мышление взрослого человека от мышления ребенка отличается не просто тем, что взрослый больше знает и умеет, но и тем, что он оперирует другими понятиями, иными логическими схемами, опирается на другую систему ценностей.

Кроме того, психика человека обладает генетической многоплановостью, т.е. в психике одного человека могут сосуществовать структуры разных уровней – высших и низших. Так, наряду с сознательной регуляцией собственного поведения, сохраняются рефлекторные и ипульсивные формы активности; наряду с логическим мышлением – патологическое, иррациональное. Этим-то и объясняется живучесть суеверий или детских страхов, которые иногда люди носят в себе всю свою жизнь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принцип системности | Принцип единства сознания и бессознательного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.