Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизнеобеспечения человека




 

С начала XX века сфера исследования психического расширилась, вобрав в себя и неосознаваемые психические процессы наряду с явлениями сознания. В настоящее время, говоря о психическом, имеют в виду неосознаваемые и осознаваемые его процессы, а последние в свою очередь включают и процессы самоосознания.

 

1.1. Современные взгляды на сущность сознания

Сознание представляет собой одну из тех проблем, над разработкой которых трудились ученые многих поколений и научных специальностей.

Философия рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как субъективную реальность в противоположность объективной, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним.

В более узком смысле под сознанием имеют в виду высшую форму психического отражения, свойственную только человеку, идеальную сторону целеполагающей трудовой деятельности. Таким образом, философия исследует сознание, в какой-то степени отвлекаясь от материальных, физиологических средств построения идеальных моделей.

Психология трактует сознание как психическую деятельность, которая обеспечивает:

– обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира;

– выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта;

– целеполагающую деятельность, т. е. предварительное мысленное построение действий и предусмотрение их последствий;

– управление поведением личности и контроль за этим поведением;

– способность личности отдавать себе отчет в том, что происходит как в окружающем, так и в своем собственном, духовном мире.

Г.К. Ушаков пишет, что сам термин «сознание» этимологически раскрывает ведущие аспекты содержания этого понятия. Со-знание – сочетанное знание себя, знание о себе, выделение се6я из окружающего. Со-знание – соотношение всех знаний в пределах пространственных связей предметов и явлений действительности (знание себя, окружающего; знание отношений внутри себя, в окружающем, себя с окружающим), так же как и в пределах последовательных временных, пространственно-временных связей.

Последние исключают взаимосвязь знаний, получаемых в момент отражения (предметные ощущения, восприятия), со знаниями, почерпнутыми в результате субъективного пересочетания впечатлений от действительности (образы, представления, суждения, понятия, умозаключения), и со знаниями, предвосхищающими, прогнозирующими перспективы будущего.

Сознание – сложный процесс субъективного восполнения знаний индивидуума об объектах действительности, накопленных им в предшествующем опыте, новыми знаниями о событиях действительности, приобретенными вследствие непосредственного отражения их (Г.К. Ушаков).

Сознание – процесс бесконечного обогащения объема сочетанных знаний, совершенствующий возможности самого индивидуума в исправлении (коррекции) действительности с помощью таких сочетанных знаний.

А.Н. Леонтьев пишет, что «сознание есть не проявление некоей мистической способности человеческого мозга излучать «свет сознания» под влиянием воздействующих на него вещей – раздражителей, а продукт тех особых, т.е. общественных отношений, в которые вступают люди и которые лишь реализуются посредством их мозга, их органов чувств и органов действия. В порождаемых этими отношениями процессах и происходит полагание объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания».

Сознание – высшая, специфически человеческая форма психики, возникающая в процессе общественного труда и предполагающая функционирование языка (А.Н. Леонтьев).

В Большой медицинской энциклопедии сознание рассматривается несколько в ином плане: «Сознание – высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и отношений предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидение их результатов, в правильном регулировании и самоконтролировании взаимоотношений человека с природой и социальной действительностью».

По И.П. Павлову, «сознание представляется... нервной деятельностью определенного участка больших полушарий в данный момент, при данных условиях, обладающего известной оптимальной (вероятно, это будет средняя) возбудимостью. В этот же момент вся остальная часть больших полушарий находится в состоянии более или менее пониженной возбудимости. В участке больших полушарий с оптимальной возбудимостью легко образуются новые условные рефлексы и успешно вырабатываются дифференцировки. Это есть, таким образом, в данный момент, так сказать, творческий отдел больших полушарий. Другие же отделы их, с пониженной возбудимостью, на это неспособны, и их функцию при этом – самое бльшее – составляют ранее выработанные рефлексы, стереотипно возникающие при наличности соответствующих раздражителей».

Американский психолог Э. Титченер различал два уровня сознания: верхний и нижний. Указанное деление он иллюстрирует посредством двух концентрических окружностей: внутренней, меньшей по величине, заключающей область ясного сознания или содержащей то, что называется объектом внимания, и внешней, большей по величине, заключающей область смутного или рассеянного сознания. Но, по мнению ученого, более удобна диаграмма, представляющая поток сознания как течение на двух различных уровнях, из которых верхний представляет ясные процессы сознания, а нижний – смутные.

Согласно общепринятому мнению, объектом сознания служит природа, общество и само сознание. Речь рассматривается как материальная форма бытия сознания, а содержание сознания — это отраженная в нем действительность, система знаний и целей, которые возникают на основе знаний. Стимулом сознания являются потребности людей и общества. Жизненная значимость его состоит в правильном ориентировании человека в окружающем мире, в самоконтролировании человека, в познании и в творческом преобразовании мира.

Самосознание рассматривается как вид сознания, дающий возможности человеку выделить себя из всего того, что его окружает, оценить свое отношение к миру и самому себе. Самосознание – это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, интересов, своего положения в системе общественного производства, т. е. осознание себя как личности, выделенной из окружающей природной и общественной среды и находящейся в определенном, исторически сложившемся отношении к ней.

Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания. Последнее развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от него. Общественное сознание – это отражение общественного бытия, выраженное в науке, философии, искусстве, в политической и правовой идеологии, в религии, в социальных нормах и воззрениях классов, социальных групп, человечества в целом. Отражая общественное бытие, общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие.

Между индивидуальным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие.

Таким образом, существуют различные точки зрения, однако единой общепризнанной концепции сознания еще нет. В связи с этим мы считаем целесообразным рассмотреть проблему сознания с позиций системного подхода к человеку.

 

1.2. Сознание – социально интегрированная система

психических функций человека

Сознанию по традиции дается весьма обобщенное определение, которое с одинаковым успехом можно отнести к разным психическим процессам, так как все они, в конечном счете, в той или иной форме отражают реальную действительность. При таком подходе к сознанию создается реальная возможность субъективного толкования проблемы.

Системный подход позволяет рассматривать сознание как социально интегрированную систему психических функции человека. Это значит, что оно есть не голая абстракция, и в то же время не простая сумма психических функций человека, а социально интегрированная система этих функций, подчиняющаяся своим строго определенным законам.

Сознание сформировалось не сразу. Ему как высшей форме отражения действительности в эволюционно-историческом плане предшествовали другие, более низшие формы отражения: ощущение, восприятие, представление – простейшие формы рассудочной деятельности наших биологических предков.

Высшие психические функции в процессе своего формирования как бы надстраивались над низшими, не устраняя последних. Более того, высшие формы отражения интегрировали в себе низшие и в определенной степени изменяли их. А так как все высшие психические функции сформировались под воздействием труда и общественных отношений, т.е. все они социально детерминированы, то и сознание в целом представляет собой социально интегрированную систему психических функций человека.

Сознание не принято делить на составные части, так как оно функционирует как единое образование. Однако в нем есть такие компоненты, без которых оно не существует.

Эти компоненты (ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, память, речь) являются функциональными системами низшего порядка (субсистемами) сознания. Каждая из субсистем не является самостоятельным и независимым структурно-функциональным образованием, а входит в общую систему сознания и работает по принципу не простого взаимодействия, а взаимосодействия. Это значит, что одна субсистема содействует функциональной деятельности другой. А их общее взаимосодействие составляет цельную интегрированную систему сознания.

Достаточно простого сопоставления двух состояний сознания человека (здорового и психически больного), чтобы убедиться в этом.

Общим признаком всякого нарушения сознания является не столько прямое выпадение тех или иных психических функций, сколько разобщенность, разорванность, рассогласованность в их работе. Иными словами, при нарушении сознания каждая психическая функция работает как бы самостоятельно, по своей собственной программе. В результате этого сознание как система разрушается.

Анализируя поведение больных с нарушенным сознанием, можно обнаружить у них фрагменты всех компонентов прежнего сознания: ощущений, восприятий, представлений, воображения, памяти, внимания, речи. Но все они выглядят как обрывки психического процесса.

Каждая психическая функция проявляет себя стихийно: есть отдельные мыслительные операции, но нет единой стройной системы логического мышления. Известно, что при различных психических заболеваниях наблюдаются и различные формы нарушений психических процессов. Однако всегда можно констатировать отсутствие слаженности и гармонии, свойственных нормальному сознанию, беспорядок в работе всех функциональных систем головного мозга.

Таким образом, сознание можно рассматривать как в высшей степени слаженную, интегрированную систему психических функций человека, дающую возможность субъективно, но адекватно отражать объективную реальность. В сознании, как сложно скоординированной системе, все его компоненты находятся в состоянии взаимодополняемости, взаимосодействия. И всякое нарушение такого взаимосодействия влечет за собой нарушение деятельности всей системы в целом. Поэтому сознание нельзя рассматривать как некую механическую сумму взаимодействующих между собой психических функций.

Сознание – это качественна новая ступень психической деятельности, это высшая специфически человеческая форма отражения действительности, возникшая в результате социальной интеграции всех входящих в него элементов.

Если условно весь процесс возникновения, развития и становления органического мира разделить на такие периоды, как биогенез, антропогенез и социогенез, то сознание окончательно сформировалось на последней стадии эволюционного процесса. Именно тогда человек вышел за пределы действия чисто биологических законов и вступил в сферу общественных отношений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.