КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Страх и тревожность
Страх – наиболее опасная из всех эмоций. Он изменяет направление мыслей и поведение (Н.Д. Творогова). Страх также может служить предупреждающим сигналом, усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту Cуществуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. Врожденные пусковые механизмы (естественные причины) страха: одиночество, незнакомость, высота, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула, боль. Социокультурные факторы страха: присутствие чего-то угрожающего, отсутствие того, что обеспечивает безопасность, события, которые не происходят в ожидаемом месте или в ожидаемое время, контекст события, индивидуальные различия в темпераменте и предрасположенностях, опыт и возраст индивида, страдание, Причинами страха могут быть: человек, события, условия или ситуация, являющиеся сигналом опасности. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные, Порог возникновения страха находится под влиянием: а,) индивидуальных различий, имеющих биологическую основу; б) индивидуального опыта; в) общего социокулътурного контекста происходящего. Субъективное переживание страха. По сравнению с другими эмоциями страх оказывает наиболее сдерживающее влияние: а) ограничивается восприятие; б) мышление замедляется, становится более узким по объему и более ригидным по форме; в) мускулы напрягаются; г) сокращается число степеней свободы в поведении. Страх, в зависимости от своей интенсивности, переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая переживается как угроза телу, своему психическому «Я». Развитие и социализация страха. Страхи, вызываемые социокулътурными причинами, могут быть приобретены в процессе травматического обусловливания или же путем подражания взрослому, который выступает в качестве модели страха. Одним из наиболее часто применяемых родителями способов социализации эмоций является использование одной эмоции для воздействия на другую. Страх может социализироваться с использованием чувства стыда. Способы социализации, используемые родителями, очень широко варьируют и обычно включают в себя как гуманистические так и нормативные элементы. Гуманистическая социализация страха: а) ощущение страха сводится к минимуму; б) вторичный эффект от стеснения за своп страх снимается; в) страх компенсируется; в) обучение терпимости страху; д) обучение противодействию источнику страха. Необходимо заботиться, чтобы у ребенка не было хронического страха, который рассматривается как симптом, чуждый здоровью. Взаимодействие страха с другими эмоциями. Субъективные составляющие в ситуации страха: напряженность, импульсивность. Профиль эмоций для ситуации страха: страх, интерес, удивление, страдание. Страх имеет двойственную природу, которая обусловлена: а) избеганием, мотивируемым страхом; б) приближением, мотивируемым интересом. Терапия страха. Терапевтические приемы управления и контроля за страхом, основывающиеся на теории научения: а) релаксация, сопровождающаяся повторным предъявлением ряда стимулов, возрастающих по своей пугающей силе; б) представление пациентами в состоянии расслабленности высокотравматических событий, отобранных на основе психодинамических исследований, проведенных терапевтом, в) классический метод моделирования (терапевт моделирует желаемое смелое поведение по отношению к пугающим человека объектам). Тревожность. В отличии от страха тревога является беспредметной, так как стимулы или условия, порождающие ее, индивиду неизвестны. В состоянии тревоги интенсивность эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию непропорционально выше величины объективной опасности. Тревога – функция уровня стресса. Тревогакак процесс – это последовательность когнитивных, аффективных, поведенческих реакций. Состояние тревоги сопровождается когнитивной переоценкой ситуации, включением механизмов избегания, психической защиты с целью минимизации возникшего дискомфорта. Тревога как состояние– это неприятное эмоциональное состояние, которое характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Тревожность как черта личности – это склонность индивида испытывать состояние тревоги. Эта черта личности непосредственно не проявляется в поведении, ее уровень можно определить по тому, как часто и интенсивно возникает состояние тревоги.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |