КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура конфликта
В основе конфликта лежит конфликтная ситуация, содержащая субъектов возможного конфликта и его объект. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный. Элементы конфликта: 1) стороны (участники, субъекты) конфликта; 2) условия протекания конфликта; 3) образы конфликтной ситуации; 4) возможные действия участников конфликта; 5) исход конфликтной ситуации.
3.1. Стороны конфликта Социально-психологический анализ сторон конфликта показывает, что конфликты могут происходить внутри нас и между нами. По этому критерию выделяют внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые конфликты. 1. Внутриличностный конфликт. Внутриличностные конфликты не полностью соответствуют данному ранее определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности. Ставшее классическим описание внутриличностных конфликтов принадлежит немецко-американскому психологу К. Левину. Он характеризует конфликт как ситуацию, в которой на человека одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Возможны три типа таких ситуаций: А. Человек должен выбрать одну из двух привлекательных возможностей, или, отталкивать. Сам по себе объект не является ни притягательным, ни отталкивающим. Позитивный или негативный смысл придает ему человек. Итак, первый тип внутриличностного конфликта – это ситуация Буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена. И все же, как правило, такие конфликты разрешаются наименее болезненно. Выбор между двумя приятными альтернативами, в общем, легче, чем между неприятными, если речь не идет о вопросах, имеющих глубокое жизненное значение. К. Левин считал, что, когда решение в пользу одной из альтернатив уже принято, привлекательность другой снижается, ослабевает ее валентность. Б. Второй фундаментальный тип конфликтной ситуации складывается, когда человек оказывается между двумя приблизительно равными по значимости неприятными возможностями (отрицательными валентностями). Показательной является ситуация «наказания» за плохо выполненное задание, столь знакомая преподавателям и студентам. Студент должен выбрать один из двух нежелательных вариантов: отказаться от запланированного отдыха и развлечений или получить «непрестижную» тройку. Это ситуация выбора меньшего из двух зол. В. Человек сталкивается с объектом, имеющим как отрицательную, так и положительную валентность, как говорится «и хочется и колется». Силы притяжения и отталкивания действуют в одном и том же направлении, исходят от одного объекта. Основой конфликта может быть, например, то, что привлекательная цель содержит и негативные стороны: высокооплачиваемая, но вредная для здоровья работа и др. Нередки случаи, когда желаемые вознаграждения неизбежно сопровождаются равными издержками: запретное удовольствие и потеря самоуважения, «хорошая» выпивка и похмелье и т.п. Конфликты «притяжения – отталкивания» вызывают наиболее сильные переживания. Некоторые исследователи считают, что это и есть психологический конфликт в полном смысле слова. Внутриличностные конфликты, связанные с медицинской деятельностью, могут развиваться по любой из описанных схем. Например, так называемый ролевой конфликт, когда различные социальные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования: будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.п.), человек должен вечера проводить дома, а положение врача обязывает его брать ночные дежурства. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрушения психологических конфликтов. Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым. Нередко внутриличностные конфликты вольно или невольно провоцируются другими людьми, особенно при отношениях зависимости и доминировании эгоистических мотивов у участников взаимодействия. К сожалению, анализ медицинских ситуаций дает тому немало примеров. 2. Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса одного или разных статусов: преподаватель – студент, преподаватель – преподаватель и т.д. Многие считают, что основными причинами этих конфликтов являются необоснованные притязания или неуживчивый характер участников ситуации. Действительно, встречаются люди, которым из-за особенностей характеров, различий во взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. 3. Конфликт между личностью и группой. Как известно, неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Еще один распространенный конфликт этого типа – конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения. 4. Межгрупповой конфликт. Учебное заведение, как и любая другая организация, состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между сотрудниками различных подразделений, кафедр, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Конфликты могут иметь как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Необходимо еще раз подчеркнуть, что надо не уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные следствия. Различают также реалистические и нереалистические конфликты. Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определенных требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата – например, конфликт между студентом и преподавателем из-за экзаменационной оценки. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо реального результата, а самоцелью. Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, придать им конструктивный характер. Надежный способ профилактики подобных конфликтов в учебном заведении – создание благоприятной психологической атмосферы, повышение профессионального мастерства и психологической культуры преподавателей, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении. Если нереалистические конфликты происходят между студентом и преподавателем, то можно поставить под сомнение профессиональную пригодность последнего.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |