КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вступление в общение, межличностные отношения
На примере только что сформировавшейся новой студенческой группы можно рассмотреть процесс образования ее социально-психологической структуры. В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью, имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности знакомятся друг с другом, вступают в общение и постепенно в группе начинаютскладываться межличностные отношения, которые строятся на восприятии и понимании людьми друг друга. Психологи А.А. Бодалев и В.H. Панферов специально изучали в экспериментальных условиях, как незнакомые люди воспринимают друг друга, что производит наиболее сильное впечатление при знакомстве. 1. Первое, что бросается в глаза и запоминается человеку – это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости. 2. После прически мы обращаем внимание на глаза человека. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают другого человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. 3. Важна улыбка человека, которая очень привлекает, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. В целом выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная, а у других – бедная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности. 4. Манера поведения – это жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда однокурсники долго не видятся, а затем встречаются через много лет, они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере поведения. 5. Когда мы начинаем говорить с человеком, то в речи выделяем две стороны: сам текст (слова) - что говорит, и подтекст - как говорит, с какой интонацией. Интонация является могучим выразительным средством, она всегда богаче, полнее и сложнее текста. Внешнее впечатление составлено. Можно добавить: одежда человека тоже влияет на его восприятие (пословица «По одежке встречают, по уму провожают»). 6. Дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что собой представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило, идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, житейские представления, сформированные у каждого человека, и, конечно, уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать другого. Пример социального стереотипа: многие люди считают, что профессор рассеян, близорук и не приспособлен к повседневной жизни, студент всегда остроумен, подвижен и не готов к экзамену, англичане всегда худощавы, надменны и хладнокровны, а французы только и думают о любви. Внешние признаки: большой лоб – умный, квадратный подбородок – сильная воля, полные люди – добродушные, худые – сердитые и замкнутые. Встречая нового человека, мы сразу относим его к определенной категории и строим своей поведение в соответствии со сложившимся стереотипом. Психологи различают три типа установки на восприятие другого человека: – позитивная, при которой мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости; – негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности; – адекватная – у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Примеры нескольких искажений (они распространяются и на восприятие преподавателем своих студентов): 1. «Эффект ореола» – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в группе сложилось мнение о человеке, что он очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека также оценивается как случайность. Этот эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут учиться в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется. 2. «Эффект последовательности» – на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены о нем в первую очередь. Оправдываться и доказывать, что все не так значительно труднее. 3. Очень распространенным является «эффект авансирования» – человеку приписывают положительные несуществующие качества, а затем, когда сталкиваются с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются и огорчаются. 4. «Проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого человека (неспособность к децентрации). Вступая в общение, однокурсники оказывают влияние друг на друга, которое имеет глубинные психологические механизмы. Эти механизмы часто используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на большие социальные общности. Психологические механизмы общения и взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд: 1. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения – эффект многократного взаимного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне (заразительный смех и др. эмоции). 2. Внушение (или суггестия) – происходит на сознательном и неосознанном уровне в зависимости от цели, которая стоит в процессе общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными. 3. Подражание – сложное динамическое свойство, возможное проявление – от слепого копирования поведения, жестов интонации до сознательного, мотивированного подражания. Внушение и подражание сочетаются и сопутствуют друг другу. Мы часто не замечаем, как в процессе общения начинаем повторять слова, жесты партнера. 4. Одним из психологических механизмов общения является соревнование – свойство людей сравнивать себя с другим человеком, желание быть «не хуже других», «не ударить лицом в грязь». Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество. 5. Убеждение – аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, мнений, поступков. Убеждение лишь тогда действенно, когда опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. 6. И еще об одном свойстве, возникающем при общении в социальной группе. Это свойство называется конформизмом. Под ним подразумевается неосознанное или осознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Встречаются три типа конформизма. а). Первый образно называется «майский жук – Дюймовочка»: человек искренне следует за мнением группы, перестает доверять своему впечатлению. Так, майский жук искренне думал, что Дюймовочка очень красива, но перестал в это верить под влиянием своих собратьев – майских жуков, которые его уверяли, что она некрасива, так как не похожа на жука. б). Второй тип можно назвать «защита». В этом случает человек в группе ищет защиту от всех неприятностей, находящихся вне группы. в).Третий тип образно называется «новое платье короля». В этом случае человек только делает вид, что согласен с группой. На самом деле он не хочет выделяться из-за нежелания нарушить единодушие группы. Конформное поведение по второму и третьему типу очень распространено в нашем обществе и избавиться от него очень непросто. 2.2. Формирование отношения группы к каждому ее члену (социометрический статус) Итак, студенты, собравшиеся в группу, познакомились, вступили в общение – начали складываться межличностные отношения. Что же происходит дальше? Дальше на основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т.е. каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия – это измерение отношений внутри группы по специальным критериям: – с кем бы хотел жить в одной комнате в общежитии (с кем бы хотел проводить время); – у кого бы спросил совета (или обратился в случае какой-либо неудачи); – кого бы пригласил к себе на день рождения; – с кем из однокурсников хотел бы дружить. Каждый студент должен сделать три выбора: в первую очередь, во вторую и в третью. Предложен этот метод был американским психологом Джекобом Морено. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного через нулевой к отрицательному. В соответствии с ним группа дифференцируется внутри на несколько слоев: а) звезды-лидеры (самый высокий положительный социальный статус) – 5 и более выборов, б) предпочитаемые, принимаемые – 3-4 выбора, в) изолированные (нулевой статус) – 1-2 выбора, г) пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус) – 0 выборов. Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении. Важным социометрическим показателем группы является уровень благополучия взаимоотношений (УБВ): – если большинство студентов находятся в 1 и 2 статусной категории, то УБВ определяется как высокий; – если при одинаковом соотношении 1+2 = 3+4 – средний УБВ; – если преобладают студенты с неблагоприятным статусом – низкий УБВ – сигнал тревоги, означающий неблагополучие большинства студентов в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании однокурсниками. При проведении социометрии вычисляют также коэффициент взаимности (КВ): Он вычисляется как отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов и выражается в %. Это очень важный диагностический коэффициент, так как выражает различный характер отношений, существующих в группе. Он может быть показателем сплоченности, приверженности, дружбы студентов. Выделяют четыре уровня взаимности: – КВ 15-20% – низкий; – КВ 21-30% – средний; – КВ 31-40% – высокий; – КВ 40% и выше – сверхвысокий. Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих просто не замечают (незамечаемые). Положение последних самое неприятное, они глубоко переживают трудную ситуацию в группе. Любимчики же (звезды-лидеры) иногда относятся к группе совсем не так положительно, как группа к ним. Кого любят в студенческой группе: универсалов – людей веселых, общительных, знающих, практиков, умеющих все делать своими руками. А не любят – теоретиков, зануд, нытиков, зазнаек.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |