Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Врач как член профессиональной группы

Медицинский аспект психологии групп

После окончания вуза молодой специалист наряду с непосредственной лечебной работой в той или иной степени участвует в жизни медицинского учреждения, руководит, подчиняется, разрешает возникшие конфликты.

В связи с этим ниже представленная тематика изучения профессиональных групп может быть интересна молодому врачу (Н.Д. Творогова):

– методы повышения эффективности деятельности групп;

– групповое планирование совместной деятельности как метод повышения ее эффективности;

– комплектование малых групп с учетом совместимости и срабатываемости;

– влияние стиля руководства на эффективность работы группы;

– подбор и подготовка руководителей и специалистов;

– психологические барьеры при нововведениях;

– поведение в конфликтных ситуациях.

Морально-психологический климат в лечебном учреждении непосредственно связан с уровнем его развития как группы.

В связи с этим рассмотрим уровни развития группы, описанные А.В. Петровским на основании учета следующих критериев:

а) характеристика межличностных взаимоотношений в группе;

б) наличие общегрупповых целей, вынесенных за рамки данной группы;

в) общественная групповая ценность содержания групповой деятельности;

г) психологическая совместимость и сплоченность индивидов, образующих группу;

д) эмоциональная приобщенность каждого к группе в целом;

е) высота эталонности группы для каждого входящего в эту группу;

ж) преобладание в группе коллективистического самоопределения или конформности в поведении отдельных ее представителей;

з) степень открытости группы для других групп.

Следует помнить, что выделение уровней развития группы по внутренне присущим ей признакам условно. В реальной группе могут «сосуществовать» признаки, характерные для разных уровней ее развития. В связи с этим, правомерно говорить о степени сходства реальной группы с абстрактной (идеальной) характеристикой группы того или иного уровня развития.

Приведем «портреты» диффузной группы, ассоциации, корпорации, коллектива, помня, что индивидуально-психологические характеристики групп включают в себя как сходное, массовидное так и отличное, неповторимое («свое лицо»).

1. В диффузной группе взаимодействие базируется только на непосредственных отношениях (симпатии и антипатии, активном общении или замкнутости и т.д.). Для подобных групп важна проблема групповой совместимости. Психологическая несовместимость в группе может возникнуть из-за резкого различия во вкусах, интересах, темпераментах, привычках индивидов, ее образующих. Эмоциональная приобщенность личности каждого к группе как целому, отсутствует.

2. В группе типа «ассоциация», наряду с непосредственными межличностными отношениями существуют отношения, которые опосредствуются лично значимым для каждого содержанием групповой деятельности, т.е. межличностные отношения и внутригрупповое общение носит деловой характер, подчиненный достижению конкретных, стоящих перед группой целей. Однако, цели этой совместной групповой деятельности не вынесены за рамки данной группы.

Группа типа ассоциации – это группа, замкнувшая цели своей деятельности внутри самой себя. В таких группах наряду с проблемой групповой совместимости важна и проблема групповой сплоченности.

Причем, сплоченность – это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом.

На этом уровне развития группы члены группы идентифицируют себя с ней («моя группа», «мы», в отличие от «они» – другие группы).

Поведение отдельных индивидов может иметь конформный характер (конформность – это осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией, сознательное приспособленчество индивида).

Далее развитие группы может приводить ее или к группе типа «корпорация», или к группе – «коллектив».

3. В группе типа «корпорация» отношения непосредственной зависимости (симпатии, антипатии) оттесняются на второй план межличностными отношениями, опосредствованными личностно значимым содержанием групповой деятельности.

Цели совместной деятельности вынесены за рамки группы. Однако, содержание этой деятельности асоциально по своим установкам.

Проблема сплоченности для таких групп более актуальна, чем проблема психологической совместимости. Эмоциональная приобщенность личности каждого к группе в целом может отсутствовать.

В условиях взаимодействия внутри группы отдельные личности действуют под влиянием давления группы, наблюдается конформное поведение.

Корпорация – это группа «закрытая» для лиц, в нее не входящих, и для других групп.

Группа типа «корпорации», как правило, противопоставляет себя другим группам и осуществляет стоящие перед ней цели «любой ценой», в том числе и за счет других групп, отдельных индивидов, демонстрируя тем самым «групповой эгоизм» и «групповой индивидуализм».

4. В коллективе межличностные отношения опосредствуются главным образом личностно значимым содержанием групповой деятельности, т.е. принятыми в группе ценностями и оценками, важными для всех задачами и целями совместной деятельности. Цели совместной деятельности вынесены за рамки группы и являются общественно-ценными.

Для групп типа «коллектив» по сравнению с проблемой психологической совместимости более важна проблема групповой сплоченности и в частности такой ее показатель, как «ценностно-ориентационное единство». Ценностно-ориентировочное единство, как показатель сплоченности коллектива, не предполагает совпадения оценок и позиций членов этого коллектива во всех отношениях, например, в сфере вкусов, эстетических ценностей, читательских интересов и т.д. (что важно для установления показателя психологической совместимости членов данной группы), а предполагает, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям, задачам всех аспектов совместной деятельности.

Одной из важнейших особенностей коллектива является эмоциональная приобщенность личности каждого к коллективу как к целому, с которым личность сознательно или бессознательно себя отождествляет.

В условиях взаимодействия внутри коллектива люди действуют не под влиянием давления группы, а в соответствии с групповыми ценностями. Для коллективистического самоопределения характерно избирательное отношение к любым влияниям, в том числе и к воздействиям своей собственной группы, которые оцениваются, принимаются или отвергаются в зависимости от того, соответствуют ли они или не соответствуют задачам, целям и ценностям, принятым в группе. Коллектив «открыт» для лиц в него не входящих и для других групп.

Группы высокого уровня развития на стрессовые ситуации отвечают повышенной сопротивляемостью, компенсаторными реакциями, возрастанием активности и стеничностью эмоционального климата. Эффективность их деятельности не только не снижается, но даже повышается.

Группы низкого уровня (диффузные группы, ассоциации) в тех же условиях обнаруживают депрессивные настроения, дезорганизуются, взаимодействия внутри них приобретают конфликтный, агрессивный характер, общая деятельность (если таковая имелась) дезинтегрируется, результативность ее снижается.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Влияние меньшинства | Значимые для врача социальные группы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.