Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Как-то встретил своего старого знакомого

Как-то встретил своего старого знакомого. Немного поговорили о жизни и наконец, он спросил меня, чем я сейчас занимаюсь? Я ответил, что сейчас я занимаюсь теоретическим обоснованием информотерапии.

- Я в это не верю – сказал мой знакомый.

″А что ты знаешь об этом? Знаком ли ты с работами физиков, которые легли в основу информотерапии, возможно тебе что-то известно об экспериментах, которые проводятся в этой области?″ – парировал я. Понятно, что на такие вопросы у него не было готового ответа, и он начал вспоминать что-то из школьной программы по физике. Вспомнил о когерентном излучении, лежащем в основе работы лазерного излучателя, что-то еще пытался вспомнить, а потом с уверенностью стал мне рассказывать о генераторах электромагнитного излучения, что и было областью его деятельности. Я, было, попытался рассказать ему что-то об информационной терапии, но не мог подобрать слова, которые были бы понятны слушателю без специального разъяснения. Тогда у меня родилась идея создать небольшой словарь терминов и дать им разъяснение. Оказалось, что и это не так просто. И термины есть, и разъяснение этих терминов есть, но надежды, что эти объяснения будут поняты, нет. В чем же причина такой сложности восприятия излагаемого мною материала из области информотерапии?

Поразмышляв над этим, я понял, что ответ лежит, как говорится, на поверхности. В обществе происходит постоянное накопление знаний. На основе полученных знаний и опыта у человека формируется некая парадигма. Для большинства эта парадигма формируется на основании упрощенных знаний, полученных в школе. Другие получают высшее образование, но для развития парадигмы это образование имеет небольшое значение. В результате люди живут с примитивной, поверхностной парадигмой. Семейная жизнь и повседневные заботы еще более упрощают парадигму, а самое главное уничтожают в человеке потребность в новых знаниях. В одной из статей я прочитал очень интересное выражение: «лучше не знать, чем знать; от этих знаний мозги плавятся…», поэтому для многих людей основным источником знаний становится собственный опыт.

Однако, далеко не всегда у людей есть возможность и желание учиться даже на собственном опыте, поэтому они прибегают к опыту других людей, которые для них являются авторитетом и поэтому, поступающую от них информацию принимают на веру. Но авторитет для одних, не есть таковым для других и поэтому восприятие реальности в двух противоположных лагерях будет различным и при их сопоставлении неизбежны непонимание, а порой и агрессия.

Особое место в истории человечества занимают религиозные верования. Веруя в Бога, люди становятся на путь духовного развития, что открывает для них неведомые для атеистов грани бытия. И в тоже время нет в истории человечества более трагических и кровавых событий, чем тех, что развиваются на почве религиозных распрей. Для людей собственное мнение, сформировавшееся в процессе получения личного опыта, становится частью его самого. Отстаивая свое мнение и веру, люди часто не приемлют мнение других и готовы порой идти на крайние меры.

Перечисленные пути познания позволяют накопить огромное количество фактов, которые нуждаются в систематизации и оценке на достоверность, проверенной надежностью при использовании их для достижения намеченной цели. Всего этого можно добиться, встав на путь рационального (логического) пути познания. Однако хорошо известно, что полагаясь только на чистую логику, не трудно утратить чувство объективной реальности.

Подавляющее большинство получают готовые знания, что называется получением образования. В процессе образования ученикам и студентам навязываются общепринятые знания, а эмпирический путь получения знаний подменяется лабораторными работами и выполнением курсовых и дипломных работ. Причем в этих работах рекомендуются темы, которые предсказуемы и не выходят за рамки существующей парадигмы. Это касается и диссертаций всех уровней. Любая новизна в научных исследованиях может быть в рамках парадигмы, принятой всеми членами ученых советов.

Таким образом, складывается ситуация, при которой у большинства людей формируются узкие представления об окружающем мире.

Для закрепления господствующей парадигмы используется критика любой иной точки зрения. В научной среде очень распространено выражение «лженаука». А лженаука очень часто – это научный поиск в области малоизученных явлений природы (см. раздел «Ошибки науки»), которые с трудом воспринимаются учеными мужами, не говоря о простых людях.

Общепризнанные пути получения знаний, используемые в обществе таковы, что среди них нет места прямому пути получения знаний. Этот путь считается ненаучным и никак не учитывается в научных кругах. Прямое получение знаний основано на неспецифической рецепции человека, которой мы поговорим чуть позже.

Можно предположить, что способность к «неспецифической рецепции» информации является древнейшей формой восприятия сигналов из внешнего мира. Очевидно, что процесс развития животного мира претерпел усложнения в структуре и функциях, начиная с одноклеточных организмов и заканчивая человеком. Обмен веществом и энергией (информацией) с внешней средой осуществляется как одноклеточными, так и многоклеточными организмами. Дифференциация и специализация клеточных и тканевых структур у многоклеточного организма значительно видоизменила пути приема информации извне, однако маловероятно, что клетки при этом полностью утратили способность к «прямой рецепции» информации. Когда мы говорим о приеме сигналов извне клеткой и о прямом знании человека – в обоих случаях мы говорим о ″неспецифической рецепции″ информации, которая имеет многоуровневую природу.

Чтобы лучше разобраться в вопросах информационных взаимодействий нужно, хотя бы немного, разобраться в понятии материи и информации, а также в том, что есть «жизнь».

 

ЛЕКЦИЯ 1. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ВОПРОСА

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ. Экскурс в историю вопроса | Вступление. Тема, что поднимается в данном учебнике на первый взгляд кажется совершенно ненаучной и появившейся в результате фантазии автора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 236; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.