Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция материи

V

T

ЛЕКЦИЯ 1. ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ?

Материя – триединая субстанция, состоящая из вещества, энергии и информации. Вещество и энергия постоянно переходят друг в друга под контролем информации.

Материя существует во времени и пространстве.

 

Схема строения материи

I E


m

 

 

Где:

m - вещество (масса);

E - энергия;

I - информация.

 

На приведенной схеме информация (I) обозначена как часть материи, которая существует во времени и пространстве. Информация структурирует материю. Такое понятие информации позволяет говорить о том, что она есть суть развивающаяся, усложняющаяся составная часть материи, которая по мере своего развития ведет к эволюции Вселенной. Практически в каждой материальной системе можно выделить все три элемента, которые и формируют систему на соответствующем уровне. Если первое определение свойственно для фундаментальных процессов на уровне элементарных частиц, то уже на уровне молекул система будет значительно сложнее, но в ней все равно будут компоненты: вещество, энергия и структурирующее начала – информация.

Интересен еще один факт, для процессов протекающих на фундаментальном, квантовом уровне из схемы следует убрать пространство и время. Это очень важный момент, т.к. на этом уровне осуществляются не только квантовые переходы, но и переходы во времени и пространстве. Далее я буду говорить о частице, не учитывая ее волновую функцию, но это всего лишь для более простого изложения. (На самом деле любой элементарной частице присуще двойное качество «частицы» и «волны»). Это значит, что частица вдруг может исчезнуть в одной части пространства и появиться в ином месте пространства; это значит, что частицы могут исчезать из настоящего и появляться в прошлом или будущем. Именно таким образом осуществляются импликативные связи во Вселенной. Но для нашей реальности, в которой мы привыкли существовать, характерна схема учитывающая и время и пространство.

Свойство информации усложнятся и создавать информационные композиты лежит в основе эволюции материи от элементарных частиц до всех самых сложных структур Вселенной. Любая информационная композиция включает в себя все информационные уровни начиная с 0, с первого бита информации. В дальнейшем синтез информации приводит к образованию очень сложных и многоуровневых информационных композиций, для изменения которых уже нужны не биты информации, а кванты информации.

Под квантом информации мы понимаем такое минимальное количество информации, которое несет семантическую нагрузку и может влиять на изменение свойств или структуру физической системы.

Структура – это все взаимоотношение параметров системы, приведенных на рисунке 1.

Изменение того или иного параметра может вызывать изменение структуры, при этом система может сохраняться, как система. При некоторых изменения одного (нескольких) параметров вся структура может стать нестабильной и либо погибнуть (упроститься), либо перейти на более высокий уровень существования. В этом случае можно говорить о появлении новой системы. В принципе вопрос об общих закономерностях процессов связи и управления в организованных природных системах на сегодня практически не изучен. В естественных условиях развитие информации должно привести к активации процесса самоуправления и самоорганизации системы.

Наиболее лабильным параметром в структуре любой системы является информация. Большинство исследователей отмечают, что изменение информационной композиции ведет к изменению структуры вещества. В живых организмах эти изменения могут проявляться в изменении скорости роста, сопротивлении повреждающим факторам и т.п.

В естественных условиях любая система теряет информацию. В системе нарастает энтропия (хаос), Восстановление информации происходит за счет поступления из вне от более высокоорганизованных структур энергоинформационного или информационного сигнала. Например, в природе живые организмы (растения) получают энергии и информацию от Солнца, в свою очередь передают энергию и информацию животным. Здесь важно понять, что первичным является не энергия Солнца, а информация, которая также поступает от Солнца. Неоднократно проведенные эксперименты с информационным воздействием на растения с одинаковой интенсивностью освещения подтверждают эту мысль. Иногда в литературе проходит информация о том, что если растению говорить хорошие слова, то оно растет лучше и быстрее, а если плохие слова, то такое растение перестает расти и может погибнуть. В данной ситуации человек выступает, как внешняя система высшего порядка, способная передать информацию.

Люди научились передавать информационные сигналы энергоинформационным методом. Например, работа приборов фирмы Дэта Элис основана на том, что носитель информации электромагнитное поле, модулируется некой частотой, которая в состоянии вызвать резонанс в клетках паразитирующей микрофлоры или тканях и клетках организма человека. В зависимости от длительности и мощности сигнала происходит либо разрушение клеток паразитов, либо стимуляция клеток человека. Принцип воздействия один и тот же, но при воздействии на человека реализуется закон Арндта.

Недостатком этих приборов является малый радиус их действия, всего 50 см. Такой радиус действия характерен для энергоинформационного воздействия.

Второй тип воздействия относится к информационному воздействию. Этот тип воздействия позволяет работать с объектами на любом расстоянии. Более подробно механизм информационного воздействия приведен в последующих разделах.

Интересно, что человеческий мозг оказался очень сложной системой, способной генерировать, синтезировать и передавать информацию. Одновременно с этим наш мозг в состоянии принимать огромные потоки внешней информации. Причем мозг человека в состоянии работать как компьютер. При анализе оказалось, что мозг работает подобно всем трем типам компьютеров, известных людям: аналоговый, цифровой и квантовый. Аналоговый и цифровой режимы обеспечивают взаимодействия нашего мозга с близь лежащей средой, а квантовый режим позволяет осуществлять связь со всеми процессами, происходящими во Вселенной. Но иначе и быть не может, так как Вселенная едина. В ней существуют связи всего со всем. Мозг человека не просто воспринимает внешние воздействия, но и генерирует собственную информацию, которая входит в общую вселенческую голограмму. Человек создан по образу и подобию. А подобен Богу в способности творить. Творим же мы информационную голограмму. Каждый человек вкладывает во Вселенную весь свой опыт, приобретенный в течение жизни. Отсюда вывод: цель жизни – приобретение личного опыта для нужд Вселенной.

О работе мозга мы более подробно поговорим в соответствующей лекции.

В литературе существует достаточно глубокий анализ всех параметров приведенных на схеме. Исходя из этого анализа, можно смело утверждать, что все приведенные параметры для каждой отдельной системы представляют собой нечто целое, имеющее глубокие внутренние связи и при изменении одного из параметров автоматически меняются все остальные составляющие.

Мало этого, все живое, по мнению В.П. Казначеева существует одновременно в двух параллельно существующих пространствах: пространстве Эйнштейна-Минковского и пространстве Козырева. Время, как физический фактор может иметь три стрелы, а, по мнению Роберто Бартини, оно может быть еще и трехмерным.

Время, по представлениям Козырева, может порождать энергию, Время связывают с нарастанием энтропии и информации. Таким образом, все это говорит об очень сложном строении и о единстве всех параметров материи, проявляющиеся в той форме, которую способен воспринять человек. Причем каждый человек воспринимает действительность по-своему.

Рассматривая материю, как триединую субстанцию мы обязательно говорим о том, что она существует во времени и пространстве. Очень важно дать характеристики и этим физическим величинам, хотя было бы правильно отослать слушателей к работам Эйнштейна по временно-пространственному континууму. И все же…

Время имееттри различных определения. Которые говорят о том, что это три связанных между собой физические субстанции.

1. Линейное время, или «стрела времени». Эта величина связана с пространством и движением в пространстве. В первую очередь это планетарное движение. Это движение формирует циркадные ритмы в природе. Для человека является ощутимым, понятным, ведущим. Практически вращательное движение Земли вокруг своей оси дало возможность ввести понятия времени. Углевая скорость вращения Земли вокруг своей оси и стала мерой суток, часов, минут, секунд и т.п.

2. Время, как мера движения материи. Связано с массой системы и ее превращениями. Поскольку системы неоднородны, то и время для каждой компоненты системы движется по-разному. Например, жизнь бабочки однодневки протекает в очень ускоренном темпе: гусеница, куколка, бабочка. И хотя название однодневка относится только к бабочке, все равно ее полный жизненный цикл очень короткий. Но посмотрите, какие гигантские превращения происходят в этой массе. За очень короткий промежуток одна форма, меняется практически на другую. Не берусь описать весь процесс, но обратите внимание на крылышки, которых в принципе не было у гусеницы. Они росли, развивались, процесс подпитывался энергией и веществом за счет отмирания тканей гусеницы. Слаженность и скорость процесса изменения массы просто потрясают.

С другой стороны существует гранитная или базальтовая скала, возрастом несколько миллиардов лет, но в ней за весь период ее существования практически не происходит ни каких изменений, вот и возникает вопрос о течении времени в этих массах, где его прошло больше? Ответ очевиден: в бабочке.

3. Время, как мера изменения информации. Еще одна компонента материи информация. В простых системах информационная композиция крайне мала, но в сложных системах информационная композиция составляет величины, которые даже трудно себе представить. И чтобы произошло усложнение системы, чтобы прошла дальнейшая эволюция материи нужны огромные потоки информации. Так мера накопления, обмена информацией и есть третья составляющая времени.

Важно, что для человека отсчет времени осуществляет мозг. Мозг воспринимает все три потока времени, объединяет и анализирует их. Естественно для мозга значительно более важным и привычным является анализ первого типа времени. Но наверняка существуют отдельные структуры, которые воспринимаю время, как меру движения материи и информации. При определенной тренировки мы можем научиться воспринимать каждый поток времени в отдельности. Но об этом следует поговорить в будущем в разделе «Принципы работы мозга».

Исходя из такого представления о времени, легко объяснить многие процессы, которые мы считали необъяснимыми. Например, человек видит, как в него летит снаряд, падает недалеко и как взрыв, раскалывает оболочку и т.п.

Совершенно очевидно, что в этот момент доминирует третья составляющая времени, информационная, которая и дает возможность увидеть весь процесс.

Глубочайший анализ материальных процессов позволил В.П. Казначееву расшить наши представления о реально существующем мире.

Основываясь на работах Н. А. Козырева он по-новому подошел к биосфере и ее эволюции на нашей планете. Он пишет «Автотрофы — это зеленое живое вещество планеты, использующее солнечный свет и космическое излучение, в хлоропластах, в которых реализуется синтез органического вещества. На основе жизнедеятельности этого зеленого живого вещества возникли гетеротрофы, бактерии, грибы, насекомые и животные (человек) во всей совокупности (биосфера). При этом прямым или вторичным источником энергии окислительного процесса (горения) является синтез биосферной зеленой массы.

Сегодня необходимо выделить и автотрофов 2-го рода, к которым следует отнести всю совокупность живого вещества (во всем его многообразии), по неизвестным еще нам законам использующих космические потоки излучения пространства Козырева.

Важно подчеркнуть предвидение В. И. Вернадского, что перспективы автотрофности человечества в пространстве Минковского-Эйнштейна зависят от того, научимся ли мы в будущем синтезировать органические и питательные продукты, их ингредиенты. Но не менее важно, что при этом одновременно каждая клетка и животных, и человека «питается», «потребляя» торсионные потоки из пространства «энергия–время» Козырева. Усвоение потоков поддерживает их устойчивую информационно-энергетическую неравновесность в клеточном или нашем интеллектуальном пространстве. Это принципиальный подход — необходимы исследования автотрофности 2-го рода (выделено автором). Все живые вещества на планете поддерживают свое существование, с одной стороны, благодаря окислительной базе (за счет автотрофов 1-го рода), но сами одновременно в развертывании вакуумно-биогеохимических процессов в поле клеток используют автотрофные механизмы 2-го рода.

Сегодня эмпирические данные о процессах сознания позволяют, исходя из человеческого опыта, накопленных знаний (отраженных в том числе и в мифологии), выделить ряд феноменов. Это, во-первых, трансперсональные связи, по которым существует достаточно объемная литература. Природа этих связей нам пока неизвестна. Уверенно мы можем только полагать, что по своей природе это не электромагнитные поля. Мы предполагаем, что их природа связана с «голограммами», о которых шла речь выше. Во-вторых, это реинкарнация, т. е. речь идет о памяти, которой обладает человек, погрузившийся во внутренний витальный мир с включением ряда прошлых жизней. Этот факт мы считаем также установленным достоверно. Были проведены эксперименты лингвистического плана, с графикой, с историческими событиями, с последующей экспертизой. По этому вопросу существует также обширная литература. Этот же эффект существует и в клетках человека, его тканевых структурах.

Третье — это «выход» из собственного тела, который подтверждается не только работами Р. А. Монро [1993], но и работами многих других авторов. И, наконец, несоответствие активности человека и показателей энцефалограмм. На энцефалограммах выявлены электрофизиологические феномены, эмоциональные доминанты. Есть такие состояния, когда оператор, находясь на высоком уровне инсайта, может одновременно предсказывать будущее, «выходя» из тела, а энцефалограмма рисует картину «безмолвного заторможенного» мозга. Это описано в работах ученых Военно-медицинской академии (Санкт-Петербург). Подобные факты были представлены на конгрессе «Физика и сознание» (Париж, 1995) П. Дро и другими авторами. Эмпирический материал, который сопоставляется с психологическими концепциями, пока не получил достаточно обоснованного толкования.

Недостаточность эмпирического подхода очевидна. Сегодня человечество в виртуальном представлении о самом себе, о своей сущности замыкается в своей парадигме антропных принципов, погружает себя в конформизм, надеясь при этом обрести свое благополучие. Все более утверждается концепция макромолекулярной термодинамической машины клетки — это поддерживается рыночным пространством. Ежегодный бюджет мировой фармакологической отрасли составляет около 8 трлн. долларов. Этот денежный поток распределяется крупными фирмами. Он опирается на широкую рекламу и современный медицинский социальный статус, в основном аллопатического направления. Реклама становится проводником указанной отрасли рынка, ограничивая человечество рамками фармакологической среды. Это опасная ситуация, из которой сложно выйти. Альтернативный принцип — это переход к холизму, к «вакуум- (эфиро-) фармакологии», это использование «голограмм Козырева», где органические, неорганические соединения могут нести голографическую память. По-видимому, на этой основе памяти и будут постепенно формироваться представления о макро- и микроэкологической, эндоэкологической средах. Такой аспект перспективен — это будущее XXI века».

Возможна такая трактовка внутренних связей энергии, вещества, информации, времени и пространства несколько сложная для понимания, но в приведенной выше схеме и попытках разных авторов связать эти явления лежит ответ на множество вопросов, как естественных, так и социальных наук, а возможно и существования человечества как вида в будущем.

Первое, что необходимо осознать: любая система вписывается в вышеприведенную схему; система – единое целое, имеющая все параметры связанные между собой; нельзя рассматривать время, пространство, и др. параметры в отрыве от какой-либо системы.

Второе. Системы могут существовать в сложной подчиненности: одна система входит как подсистема в другую (как матрешки); либо системы существуют параллельно и независимо друг от друга, обмениваясь информацией между собой. Связь на информационном уровне является важной компонентой для выживания каждой из систем.

Третье. Обмен информации приводит к накоплению информации каждой отдельной системы. Накопление информации может идти по алгебраическому, либо семантическому пути. Семантическое накопление информации ведет к эволюции, гармонизации и усложнению системы, а алгебраическое накопление информации рано или поздно приведет к развитию асимметрии системы и ее разрушению.

 

В течение длительного времени Человек выделял себя в Природе, считая, что он вершина эволюции, царь природы. Особенно это проявлялось в первой половине ХХ столетия в СССР. Успехи в развитие науки, техники, строительства, промышленности - сопровождались идеологическими лозунгами, вроде высказывания В.Мичурина: "Человек не может ждать милости от природы..." соответствовало и требованиям идеологии, и настроениям в обществе. Успехи науки, высокие темпы развития техники в первой половине ХХ столетия окрыляли мечтателей, и они мечтали о яблонях на Марсе, о реках текущих вспять, о преодолении времени и пространства, об освоении энергии солнца, о полном покорении природы с помощью техники. Тут же необузданная фантазия людей населила Вселенную мощными кибергами, роботами, несущими войну во все уголки Вселенной. По мнению идеологов технократического развития общества, Космос населен существами, борющимися за власть, бесконечно воюющими друг с другом. Но для любого здравомыслящего человека война - это бред, это производное воспаленного сознания очумевших от технической силы и жажды власти над себе подобными беспомощных людей. Война чужда разуму.

Есть прекрасна работа В.Р. Дольника "Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев" ("Природа", 1993, №1), посвященная науке о ненависти, в которой говорится, что, чем более вооружен от природы вид, тем его отдельные представители менее агрессивны один по отношению к другому. На примере ядовитых змей показано, что они никогда не применяют одна против другой свой смертоносный яд. И только человек, оказавшись наименее вооруженным, стал беспредельно агрессивным по отношению к подобным себе. Но неужели природа, создавая наиболее разумное существо, не вооружила его природной системой защиты? Вероятнее всего, вооружила! Да еще как! Но современный человек об этом просто «забыл».

Во второй половине ХХ столетия в мышлении Человека стало проявляться сознание того, что он всего лишь часть природы, зависим от окружающей среды и, вероятно, не является венцом эволюции. Но полного понимания своего места в природе все еще не достигнуто. Видимо, поэтому все чаще и чаще можно услышать от разных людей вопросы: "Кто мы?", "Для чего мы приходим в этот мир?"

Воинствующий материализм лишил человека возможности решить эти проблемы. Всего одна работа В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в которой он (Ленин) критиковал вульгарных материалистов за "неправильное" понимание сущности мысли (по их мнению, мысль - материальна), которую Ленин считал идеальной, остановила развитие естествознания и возможности получения ответа в России на вопрос: "Кто мы?" на 70 лет.

В мировой философской мысли таких проблем не было, но и ответы получены не были. Несмотря на то, что у Западных мыслителей руки были развязаны, решения найденные ими часто носили только прикладной характер. Так, например, Н. Хилл, советует использовать материальность мысли менеджерам. Подобные советы, со ссылкой на то, что мысль материальна, можно встретить и в работах других психологов и философов, занимающихся теорией менеджмента, но более серьезных теоретических выводов они так и не сделали. Это, в первую очередь, связано с основной парадигмой западных мыслителей – обоснование существования общества с неограниченным потреблением. Созданием такого общества можно заниматься только в условиях процветания технической мысли, при максимальном развитии техносферы.

Однако, многие люди сталкивались и продолжают сталкиваться с явлениями, которые заставляли их задумываться над сложностью мира и думать о своей роли в этом мире. Наука технократического общества отбрасывает подобные явления в область мифов или фантазий больного воспаленного воображения.

В эпоху воинствующего материализма в СССР попытка решения этих вопросов, по мнению властей, могла привести человека в разряд душевно больных.

Но, несмотря ни на что, все же появлялись отдельные интересные исследования измененного состояния сознания, которые приоткрыли завесу, скрывавшую таинство мира, например работы польского исследователя, работавшего в США, Станислава Грофа. Сегодня появилась возможность изменить свое сознание и у большинства из нас. Далеко не все оказались готовы к этому. Оказалось, что воинствующий материализм перерастает в бездушный прагматизм. Жажда денег, доходов стала еще более страшнее, опаснее, чем сам воинствующий материализм. Никакая логика не может убедить прагматиков в том, что их деятельность смертельно опасна для всего живого на Земле. Они твердят одно: наука найдет выход и люди смогут продолжить гонку за наживой.

Страшнее всего осознавать для чего ведется гонка за деньгами. Сегодня это прекрасно видно на американском обществе, где провозглашена идея удовлетворения беспредельных потребностей человека. Под идею удовлетворения любых запросов американца, перестраивается весь мир, вся мировая экономика. Что бы дать лишний баррель дешевого бензина американцу, лишают последнего куска хлеба африканца. Роскошь в одной части мира возможна только при абсолютной нищете в другой его части. Но среди роскоши процветает полный идиотизм, разврат, наркомания, сексуальные извращения и т.п. и все это процветает на фоне требования: «Денег! Денег! Денег!»

Деньги - дитя техносферы. Деньги и техносфера стали совершенно неразделимыми. Идеологи техносферы сводят два несовместимых, противоположных понятия и заставляют верить всех, что ноосфера = техносфера. Это равенство, по мнению некоторых авторов, вытекает из того, что в основе техносферы заложена работа разума, который превращен в орудие развитие техносферы, дающей человечеству, а вернее отдельным его представителям безграничную власть над людьми и природой. Созданная с их поддержкой техносфера должна, якобы защитить планету, жизнь, если не всех, то хотя бы избранных, тех, кто сможет за это заплатить.

Ноосфера является естественным продуктом развития Вселенной. Земля - это лишь один из участков, где развивается ноосфера. Ноосфера должна была появиться с момента появления биосферы, с момента зарождения жизни. Причем ноосфера, возможно, является продуктом как биосферы, так и полевой формы жизни, о которой говорит академик В.П. Казначеев. По его представлениям полевая форма жизни развивается параллельно развитию биосферы, отражает биосферу, и возможно, в своем развитие эти две формы жизни взаимодополняют друг друга, создавая гармонические условия для развития ноосферы.

Есть предположение, что рядом с нами есть как бы параллельно существующая форма материи, которая занимает то же пространство, что и материя нашего мира. Вполне возможно, что полевая форма жизни – это проявления параллельно существующей материи, а ноосфера наш совместный естественный продукт.

Техносфера - порождение ноосферы, вернее существ-носителей мышления (человека, а возможно в будущем и кибергов). Техносфера является искусственной производной, противоречит эволюции Вселенной.

Не может быть в гармонии с последней и является причиной гибели вида, породившего техносферу.

Это следует из того, что все большее развитие техники, будет увеличивать экологическую нагрузку на окружающую среду. Удержать среду обитания человека в рамках пригодных для выживания человека, можно будет только при условии постоянного увеличения энергетических затрат на этот процесс. В конце концов, произойдет насыщение, при котором любой срыв (авария) в системе приведет к неконтролируемым катастрофическим последствиям.

Именно по этому, в последнее время в научной литературе, а в след за этим и в прессе, стало появляться огромное количество статей, предрекающих конец света, апокалипсис и т.п.

Естественно возникает вопрос: "Действительно ли вид Homo sapiens должен погибнуть?"

Ответить на многие вопросы, в частности о роли и месте человека, возможности гибели или выживания вида - можно рассмотрев вопрос о эволюции Вселенной, в которой постоянно происходит эволюционное развитие материи.

Что такое материя?

Прежде всего необходимо дать определение материи. И это связано с тем, что все во Вселенной материально: даже наши мысли, или параллельно существующие миры и пространства и даже если существует Бог, то и он материален.

Споры материалистов и идеалистов идут на протяжение нескольких столетий и достигли своего апогея в начале ХХ века. Представители этих направлений были непримиримыми в первую очередь из-за неточности определения материи.

Например, В.И.Ленин дал определение материи, с которым советская философия, а значит и все естественные науки, развивавшиеся в СССР, вынуждены были мириться в течение целого века. Он писал: «Материя - это объективная реальность, данная нам в ощущения». Но к сожалению в этой формуле есть ряд изъянов, которые просто требуют говорить о существовании нематериального.

Сам В.И.Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» вынужден был признать существование нематериальной субстанции. Он считал, что мысль нематериальна, т.е. он признавал существования нематериальных компонент в природе. Но это давало повод торжествовать идеалистам, ведь даже такой рьяный материалист, как В.И.Ленин, признавал существование чего-то, вне материи.

Кроме того, это породило двойные стандарты для науки, которые позволяют замечать одни факты, которые укладываются в существующие теории и не замечать факты, которые не укладываются в теорию. А это в свою очередь вело к перекосу знаний об окружающем мире. Но еще Клод Бернар, французский ученый, писал: «Когда попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и отвергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята». Эта простая истина совершенно не принимается частью ученых, т.к. оказывается очень неудобной. Поэтому до сих пор многие ученые вынуждены «не замечать» некоторые явления в природе, а порой и отказываться от признания совершенно очевидных фактов, чтобы уберечь существующие научные теории и доктрины. Основным обоснованием подобного поведения является утверждение, что эти явления не могут быть повторены в лаборатории, поэтому и не относятся к разряду явлений, которыми занимается наука.

Такой подход подразумевает деление природных явлений на две сферы: те, что могут быть повторены в лаборатории или подвергнуты наблюдению в природе (часто встречающиеся) и этим занимается наука и те, что не могут стать предметом изучения науки, но они все же существуют.

Тогда напрашивается и другой вывод, что кроме науки должна быть еще какая-то социальная форма деятельности человека, которая бы позволила заниматься необъяснимыми явлениями. Правда, существует и третий вариант, когда представители науки признают право и других подходов. Например, доктор физико-математических наук В. Барашенков считает, что в природе все взаимосвязано, все оставляет свои следы, и это дает уверенность, что всякая гипотеза рано или поздно будет проверена либо непосредственным наблюдением, либо путем сравнения ее следствий с результатом косвенных экспериментальных данных. Такой подход значительно расширяет сферу научной деятельности. Учитывая теорему Курта Геделя, которая гласит, что существуют формальные системы, истинность или ложность которых в рамках их самих доказать нельзя - чтобы это сделать, необходимо воспользоваться системой более высокого порядка, необходимо строить новые гипотезы для объяснения не вписывающихся в признанные теории фактов, основываясь на косвенных проявлениях, и дожидаться их окончательной проверки после появления систем более высокого порядка.

Именно такой подход позволяет по-новому пересмотреть вопрос о материи и попытаться подойти к определению материи несколько шире, представить себе, что материя - триединая субстанция, состоящая из энергии, информации и вещества, тогда становится легче объяснить ряд фактов, от которых сегодня наука вынуждена отмахиваться, как от несуществующих выдумок.

К сожалению, в обществе (не только советском) за наукой утвердилось положение третейского судьи, науке передано право признавать или не признавать тот или иной факт. Однако многовековой опыт показывает, что наука существует не сама по себе, а представлена людьми, которые могут ошибаться. В результате ошибки отдельных ученых становятся официально признанным мнением и наносят колоссальный вред не только самой науке, но и развитию общества в целом, эволюции Вселенной (см. лекцию «Ошибки науки»).

Но вернемся к определению материи, которое уже давалось несколько раз. Данное нами определение материи позволяет объяснить многие феномены, от которых наука до сих пор отмахивалась; и второе - наличие физической теории развития Вселенной от Большого взрыва; усложнение Вселенной хорошо описывается именно тем определением материи, которые мы обсуждаем. В этом определении, как составная часть присутствует информация. Информация усложняется, развивается и позволяет развиваться веществу, как компоненту материи, а в целом происходит значительное усложнение материи.

Истины ради стоит заметить, что в последнее время теория Большого взрыва все чаще и чаще стала подвергаться критике, хотя на сегодня нет убедительных доказательств ее неверности, как и верности любой другой теории происхождения Вселенной. Поэтому, у каждого автора остается право отдать предпочтение той теории, которую он сам считает более верной. Нами была избрана теория большого взрыва потому, что именно эта теория позволяет дать объяснение приведенной трактовке сущности материи, а на основе нового определения материи, объяснить ряд феноменов, с которыми встречались и продолжают встречаться люди, и которым нет объяснения в рамках существующей научной парадигмы.

В результате Большого взрыва в определенной точке пространства была сконцентрирована огромная энергия. В этой точке пространства температура была столь высока, что могла существовать только энергия. (Возможно, следует говорить не о температуре, а об удельной концентрации энергии).

По мере расширения зоны взрыва в первоначальном объеме температура стала понижаться. Можно представить, что в какой-то момент времени в месте взрыва температура снизилась (изменились характеристики среды) на столько, что стало возможным возникновение и распространение в пространстве электромагнитного излучения. В дальнейшем при увеличении диаметра новой Вселенной электромагнитные излучения появляются во все большем и большем объеме. Причем для каждого нового объема (новых условий) характерно появление своих определенных полей. В результате происходит появление новых электромагнитных полей с новыми характеристиками (увеличивается длинна волны). Поля накладываются одно на другое, модифицируют друг друга. В пространстве появляется единое электромагнитное поле со сложной конфигурацией. В этом поле начинают появляться электромагнитные "ячейки" (энергоинформационные матрицы"), которые способны удерживать энергию, т.е. создаются условия для возникновения элементарных частиц. Частицы возникают из энергии (в современной физике есть мнение, что вещество - это структурированная энергия). В дальнейшем начинают образовываться все новые и новые структуры, но в основе их возникновения лежит информация, носителем которой является сложное электромагнитное поле, или голограмма. Именно эта информация: сложно структурированное электромагнитное поле, в сочетании с соответствующей энергией становится "энергоинформационной матрицей", которая определяет степень готовности материи к появлению вещества разной сложности от элементарных частиц до трансурановых элементов, а в дальнейшем их слияние и образование конгломератов вещества: космической пыли, которая в свою очередь подчиняется единым законам развития и эволюции материи, образует звездные системы, галактики и т.п. Таким образом, развитию материи в виде вещества, предшествует развитие энергоинформационных матриц, эволюция которых и лежит в основе эволюции Вселенной.

В это же время: возможно, закладываться и совершенно другой тип материи, не связанный с материей нашего мира. Эти формы материи как бы прозрачны одна по отношению к другой. Реализуются все возможные варианты развития материи, которые в последствии могут рассматриваться, как параллельные миры. Один из первых, кто заговорил о параллельных вселенных был физик Хью Эверет. Эта идея вдохновляет не только фантастов, но и современных физиков. Так, макс Тегмарк в статье «Параллельные вселенные выдвигает гипотезу о строении сверхвселенной («В мире науки» 2003, №8). Количество вселенных оценивается физиками числом, которое очень сложно описать 10 в степени 10 в 16 степени (http://www.membrana.ru/particle/14279).

.Не смотря на это идут процессы постоянного усложнения строения материи - эволюционное развитие материи и вселенных.

В процессе развития (эволюции материи) идет процесс нарастания энтропии, информации и вещества. На определенном этапе вещество является хранителем энергии, поэтому не исключено, что на следующем этапе, когда начнет иссякать энергия, поддерживающая развитие информации, может возникнуть процесс разрушения вещества с выделением энергии, которая будет направлена на поддержание информации. Информация - конечный этап развития материи.

Человеку, с современным развитием интеллекта, хватило ума говорить о создании технического саморазвивающегося интеллекта. Уже не только фантасты, но и ученые ставят вопрос о создании компьютеров (информационных систем) с признаками искусственного интеллекта. Но тогда логично предположить, что информация, лежащая в основе строения материи, приобретает на определенном этапе развития, качества самостоятельного живого существа, способного к саморазвитию и самосовершенствованию, которое превращается в Великий разум Вселенной. Достигнув определенного развития, этот Разум может сам запустить новый процесс, новый Большой взрыв во Вселенной. Но тогда для взрыва уже будет нужна не сверхплотная материя колопсировавшей Вселенной, а использование энергии вакуума.

В этом случае взрыв может произойти в любой точке пространства, выбранной Великим разумом Вселенной и будет распространяться так, как распространяется нервный импульс (без затухания, возбуждая процесс в соседних участках пространства по типу цепной реакции).

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что все процессы протекающие во Вселенной, направлены на развитие материи от простых электромагнитных полей, до сложной, самоорганизующейся информационной структуры.

Процесс такого развития проходит во времени и пространстве. Поэтому возникает необходимость дать определение времени, как категории, определяющую эволюцию Вселенной.

Время - это мера движения материи. Такое определение позволяет сопоставлять процессы, протекающие на разных энергетических уровнях. В то же время говорит о том, что существуют несколько видов времени, например, скалярное и векторное время. Скалярное время, как уже было сказано, - мера движения материи, а векторное - время, которым привыкло пользоваться человечество, определяя порядок событий. Но по представлению академика Козырева начало и конец любого процесса существуют одновременно. Исходя из этого следует, что скалярная величина для эволюции Вселенной более важна, т.к. ускорение движения материи ускоряет совершенствование информации.

При формировании звезд, большая часть энергии рассеивается в пространстве не сказываясь на развитии информации. Для повышения КПД процесса оказывается полезным создание планетных систем. Планеты улавливают часть энергии звезд. На планетах может развиваться биологическая форма существования материи, которая может ускорять скалярное время, может становится новым материальным носителем информации, принимая таким образом участие в ее развитие.

Жизнь, как форма существования материи оправдана тем, что она может внести существенный вклад в эволюцию Вселенной. Жизнь создает вокруг планеты ноосферу, которая связана с информационной структурой Вселенной.

Развитие биологической жизни сопровождается и развитием особой полевой формой жизни. По мере усложнения неодушевленной материи возникают более простые полевые формы жизни. Но рядом с клетками уже существуют несравненно более сложные полевые структуры, которые все более и более усложняются по мере эволюции жизни. Каждая из этих полевых форм может принимать участие в формировании ноосферы. Чем более сложные полевые формы, тем более ощутимое влияние таких форм на ноосферу. Естественно, что в условиях развития жизни на Земле наибольшее влияние на ноосферу должен был бы оказывать человек, но в результате развития современной цивилизации, Человек сделал шаг назад в своей эволюции.

Польский антрополог Тадеуш Белецкий считает, что эволюция мозга гоминидов была одним из самых быстрых процессов в истории животного мира. Процесс этот начался при переходе от плиоцена - последней эпохи третичного периода к плейстоцену приблизительно 2-3 миллиона лет назад. С тех пор мозг гоминидов увеличился троекратно. Причем следует считать увеличение мозга не только по массе, а вместе и по массе и новым структурам мозга. Но около 100 тысяч лет назад стремительный рост мозга внезапно прекратился. В это время мозг имел уже такую же архитектуру, как и мозг современного человека, а по массе был немного больше, чем сейчас. Пятнадцать тысяч лет назад он начал как бы уменьшаться. Но 15 тысяч лет - это приблизительный возраст современной цивилизации.

Вероятнее всего, именно с развитием цивилизации человек пошел по более легкому пути достижения желаемого: за счет физического труда. До того он больше использовал психические возможности мозга: развивал экстрасенсорные (пси-) способности мозга. А об этих способностях сегодня мы можем только догадываться. Например, у некоторых животных, при относительно слаборазвитой нервной системе, есть способности к ядерным реакциям. Так, французский исследователь профессор Луи Керван доказал, что морские раки - омары способны синтезировать в своем теле фосфор и медь от 5 до 50 мг за две недели. Это происходит при полном отсутствии указанных элементов, как в окружающей среде, так и в пище. Новые элементы появляются в результате ядерных превращений элементов.

Аналогичные результаты были получены в 70-е годы ХХ столетия в г. Горьком при изучении развитии эмбриона цыпленка в яйце. Было показано, что организм может проводить ядерные превращения и поставлять сам себе фосфор, азот и кальций.

Мозг человека способен воздействовать на фундаментальные процессы природы. По сообщению сотрудников американской фирмы "Боинг", которые работали под руководством профессора Шмидта следует, что человек волевым усилием может подправлять движение элементарных частиц. Например, если на пути одиночных фотонов поставить полупрозрачное зеркало, то фотон или отразится от него, или пройдет через него: шансы строго пополам. Но если настойчиво «внушать» каждому кванту команду «вперед», он словно «гипнотизируется» и все фотоны пролетают через экран вопреки законам вероятности.

В другом типе физических экспериментов участвовали десятки людей, и было использовано оборудование научно-исследовательского центра в Сиэтли. В этой серии исследований самый простой опыт проводился с распадом стронция-90. При спонтанном распаде стронция испускался электрон - с равной вероятностью в любой момент времени и в любом направлении. Существовало 4 возможных варианта-пути попадания электрона в счетчик. Мысленно человек должен был приказать следовать электрону определенным путем. Из отчета профессора Г.Шмидта видно, что электрон попадал преимущественно в тот счетчик, который избирал экспериментатор.

Однако, как установил профессор Шмид, разные люди обладают разными способностями влиять на этот процесс («Нью сайентист» (Англия), 1969, т.44, с.671).

Некоторые проблески возможности мозга человека даны в монографии Александры Давид Ниэль «Мистики и маги Тибета». Изучая этот вопрос, она установила, что мозг человека способен влиять на структуру живой материи, создавать живые фантомы и многое другое. Вероятнее всего если бы цивилизация пошла по пути развития психологических способностей заложенных природой в нашем мозге, то это было бы тем фактором, что способствовал бы развитию ноосферы и эволюции Вселенной. Однако наша цивилизация пошла по пути создания технических устройств, которые позволяют без особого труда получать желаемое. Мозг человека стал деградировать.

Академик В.П. Казначеев пишет: «С моей точки зрения, первые люди, очевидно, обладали сильными полевыми свойствами мозга, могли видеть и ощущать друг друга издалека... Отдельные древние люди могли видеть пейзаж, зверей из пещеры не зрением, а своим полем. Вероятно, самые древние художники могли быть своего рода «телевизорами» для пещерных поселенцев, которым в рисунках они показывали "увиденные" на воле картины. В условиях таких форм общения, вероятно, образовывалась семья. Род древнего человека оказался в гигантском преимуществе, потому что люди составляли неразделимую интеллектуальную ячейку. А по мере появления более сложных родовых, семейных отношений, а затем уже и социальных разделений это свойство стало постепенно отодвигаться. Оно сохранилось только у жрецов и вождей...»

Возникает вопрос: Что заставило Человека свернуть с пути эволюции, где он гармонично вписывался в природу, в развитие ноосферы, эволюцию Вселенной?

Удовлетворить свои потребности человек может с помощью труд, труда физического или интеллектуального, скорее за счет напряжения психики. Развивая свои психические возможности человек мог бы управлять структурой материи. Достаточно вспомнить о способностях Ури Геллера, который незначительным усилием воли может гнуть металлические предметы, заставлять «исчезать» предметы и т.п. Но в природе человека заложена лень, которая заставляет его (является мотивацией) выполнять минимум работы, стремиться использовать труд других людей для достижения своей цели. Несильное использование чужих психических возможностей практически невозможно: другой человек, которого захотите подчинить своей воле может оказаться психологически значительно сильнее и подчинит или уничтожит нахлебника. В результате это является фактором отказа человека от освоения более сложных психических вариантов удовлетворения потребностей и предпочтение достижения результата через физический труд. Развитие физического труда для достижения потребностей позволило развить эксплуатацию чужого труда. При психической форме достижения желаемого, затраты на порабощение себе подобных были бы значительно больше, чем на удовлетворение собственных потребностей, а следовательно и подчинение себе других людей практически отпало бы.

Торможение развития психических возможностей человека связано со строением его тела: наличие руки, которую Ф.Энгельс считал «виновной» в развитие мозга, можно считать основной причиной «неудачи» природы с эволюцией человека. Вероятнее всего вид, который наиболее полно отвечает требованиям эволюции - морской житель, дельфин.

У человека есть и другая причина ухода от развития пси-способностей. В силу индивидуального развития могут появляться гены, определяющие разные способности людей. Доказано, что ряд способность человека, например, способность к пространственному мышлению генетически обусловлена. Генетически обусловлено превалирование у человека правого или левого полушария. Правосторонние люди - люди творческие, с богатым воображением и мироощущением, в то время как левосторонние, склонны к логическому, точному мышлению. В результате проявления генов, более развитые, более полезные для эволюции Вселенной люди, могли оказаться подчиненными людям с более сильно развитым логическим мышлением, которые и склонны были развивать техносферу, вопреки логике эволюции Вселенной.

Совершенно очевидно, что внутриродовые, внутрисемейные связи могут привести к инбридингу. Ухудшению генетических показателей рода. В результате у таких людей остается единственная способность достигать цели - физический труд.

Ослабленные психические способности могли компенсироваться и грубой физической силой. В результате «Человек взял верх над природой, которая предположительно должна им повелевать, и стал ее властелином» (Э. Фром). В результате стали развиваться совершенно иные структуры мозга, направленные на поддержание физических возможностей человека. Причем так, что современные антропологи и биологи показали, что возможности человеческого мозга превышают физиологические потребности организма, они сделали парадоксальный вывод: примерно 90% мозга как бы дремлет.

Но это противоречие исчезает, когда мы узнаем о принципе структурной избыточности, который сводится к тому, что для выполнения тех или иных функций в мозге закладывается нейронов больше, чем это нужно. Например, нейронов глазного нерва, управляющими движением глаза 25 тысяч, а работает только 4 тысячи. Но, как оказалось это общебиологический принцип, который осуществляется на всех уровнях организации живого.

Так, 13 гормонов способствуют сокращению легочной артерии, 7 - ее расслаблению.

В дыхании принимает участие только 25% альвеол и т.д., но когда возникает нагрузка, то вовлекаются все элементы, т.е. увеличение нагрузки компенсируется не ростом действующих элементов, а вовлечением дополнительных элементов. При этом работающие элементы действуют без перегрузок. При отработки определенного времени элементы отключаются для отдыха. При постоянной высокой нагрузке синтезируются новые белки, из которых строятся новые дополнительные элементы. Но их строится опять же больше, чем нужно для компенсации существующей нагрузки.

Следовательно, мозг современного человека практически полностью должен обслуживать физические способности человека, а для психических функций практически не остается свободных структур. С другой стороны специальные исследования показали, что у современного человека в коре головного мозга есть остатки специфических центров способных реализовывать псивозможности, но они проявляются при определенной мозговой патологии, или после нейрохирургического вмешательства. Правда, в некоторых случаях, длительная тренировка позволяет вскрыть подобные возможности (Б.Сахаров, 1917).

Современное общество стремится уничтожить в человеке эти островки, связывающие его со Вселенной, делающие его причастным к эволюции материи, а, следовательно, и Вселенной. Сегодняшние достижения в области науки и техники скорее похожи на конвульсии больного перед смертью, т.к. они обрекли вид на полное вымирание. Сегодня вид человека - эволюционный тупик. В природе не нужны менеджеры, брокеры и прочие хищники, для которых сиюминутная нажива значит много больше, чем состояние окружающей среды. Выросла новая генерация людей, которая не понимает, что на лавиноопасном склоне горы нельзя громко кричать.

Есть и другие данные подтверждающие остановку человека в своем эволюционном развитие. Торможение эволюции мозга повлекло за собой торможение эволюции человека, как вида. Д-р М. Гудмен из США анализируя скорость эволюции животных белков пришел к выводу, что на этапе становления человека эта скорость снизилась семикратно («Химия и жизнь»,1988, №7, с 51-57). А советские генетики пришли к выводу, что сегодняшнее отличие человека от приматов объясняется тем, что человек, как вид перестал развиваться, в то время, как приматы продолжают эволюционный путь.

Естественное развитие человека, если бы он оставался на эволюционном пути, должно было бы привести к появлению нового вида, который был бы похож на то, что прогнозировал Э.К. Цеалковский. В своей книге «Жизнь в межзвездной среде» он предсказывал появление нового человека, который будет отличаться от современного человека, отсутствием привычного тела. Это будет некая новая форма, способная жить в космосе без скафандров, напрямую черпать из пространства энергию звезд". А в дальнейшем такой Человек стал бы частицей Великого разума Вселенной.

Русский космизм начался не с Циалковского, а много раньше. Он берет свое начало в работах Н.Ф.Федорова, продолжается в работах К.Э. Циалковского и В.И.Вернадского, характерен тем, что в гипотезах о космопланетарной сущности на Земле не исключалась возможность многообразия форм живого вещества. Академик Казначеев, продолжая это направление, высказал мнение, что жизнь на Земле существует как один из многих вариантов материально-духовной космической жизни. Он считает, что на нашей планете существует много форм живого вещества. Что же касается нас, белково-нуклеиновых существ, то мы, вероятно, являемся симбиозом нескольких форм живого вещества.

В.И.Вернадский одним из первых предположил, что живое вещество - космопланетарный феномен и вряд ли он произошел на планете Земля. Жизнь на Земле появилась в результате космопланетарного содружества живого вещества.

В 1945 году Вернадский формулирует свое учение о ноосфере, а профессор Н.Г.Холодный позже называет это направление - антропокосмизмом.

Но этот принцип заставил человечество искать в космосе только одну форму жизни, которая полностью повторит нашу. «В астрофизике у нас в стране, а потом и в других работах Б.Картера, П.Дэвиса, Ф.Дайсона и других возникает понятие антропного принципа в космосе. Утверждается, что человек как наблюдатель может видеть только такую природу, такую космическую среду, каким эта среда создала самого наблюдателя. В результате ученые ищут в космосе только себе подобных, утверждая, что белково-нуклеиновая жизнь, существующая на Земле, уникальна, единственная в Космосе» (В.Казначеев).

Привязанность к идее единой формы жизни заставляет постоянно искать только один путь развития Вселенной, направленный на создание человека.

Академик В.С.Троицкий утверждает, что Вселенная после Большого взрыва из сингулярной точки, всего за 4 млрд. лет создала белково-нуклеиновую форму жизни. Поэтому эта форма жизни должна иметь определенный возраст.

Но попробуйте взглянуть на проблему не с позиции обязательного возникновения белково-нуклеиновой жизни, а с позиции эволюции материи, эволюции Вселенной. В этом случае возникновение нуклеиново-белковой жизни вообще не обязательно, а человека в такой форме, как существуем мы, могло и вовсе не быть. Главное - создать условия для быстрого течения времени, ускорить движение материи с целью ускорения развития ноосферы, а этой цели могут служить и другие формы жизни.

Академик И.С.Шкловский после длительного поиска жизни во Вселенной высказал предположение, что жизнь на Земле - квазиуникальное, единственное явление. Он сравнивает развитие жизни на Земле с оленем, у которого для защиты выросли гигантские рога и который с этими рогами и погиб. То есть жизнь и разум на Земле - тупиковая, погибающая квазиветвь. С этим можно согласиться только частично. Тупиковая в форме существования человека.

Пригожин И. в работе «Порядок из хаоса» вслед за В.В. Казютинским и физиком Л.Л.Морозовым проводит идею, что все-таки живое вещество когда-то и где-то возникло. По его мнению, в Космосе идет передача уже готовой формы жизни с одной планеты на другую. Хотя было бы правильнее говорить о передаче не самого живого вещества, а энерго-информационных матриц, движению которых во Вселенной практически нет никаких препятствий.

В.В. Казютинский впервые сказал о Большом биологическом взрыве. Но опять же если рассматривать появление жизни, как формы, позволяющей ускорять течение времени, то надо говорить о большом Биологическом взрыве в более широком аспекте, а не о таком, что знаком нам землянам. О таковом, который позволяет ускорить движение материи, о жизни в любой ее форме. Поэтому можно предположить, что «весь бесконечный Космос, - как бы мы ни судили о пространстве-времени, сколько бы мы пространства не представляли, - весь такой же косный и мертвый, как и живой..., а интеллект представляет собой сообщество, сожительство с полевыми, неизвестными нам формами, в котором белково-нуклеиновые тела клеток (частный случай) являются только носителями этих полей» (В.П. Казначеев).

Оценивая положение человека в системе эволюции Вселенной, нельзя полагаться на то, что мы силой своего разума сможем остановить грядущую экологическую катастрофу, потому что это не просто экологическая катастрофа в локальном участке размером с планету Земля, а внесение дисбаланса в огромный бесконечный процесс эволюции Вселенной, по сравнению с которой человечество - песчинка, потерять которую совсем не страшно, и существование, которого мало важно для Вселенной. Поэтому путь выживания человечества - это путь понимания и приспособления к текущим процессам.

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что в природе постоянно идет эволюция материи, которая способствует эволюционному развитию Вселенной. Человек, как одна из форм проявления жизни, имеет возможность включаться в эволюционные процессы, процессы развития материи и Вселенной, используя силу своего разума.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Хазен Александр Моисеевич | Лекция 2. Что такое жизнь. Человек, кто ОН.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.13 сек.