КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статус главы рода, вождя племени
Письменные памятники свидетельствуют: в древнем обществе личность — это прежде всего средоточие совокупных качеств общины. Не существует личности как характеристики отдельного ее атома – индивида. Личность возникает только там, где индивид концентрирует в себе потенциал своего окружения. Впервые такой личностью, которая выделяется из общей массы и обретает особый статус, становится главы родов, вожди племен, племенные царьки. Но, чтобы понять статус главы рода, вождя племени, царя, необходимо начать с античного героя. В мифологизированном сознании общества – единственной силы, способной присвоить тот или иной статус тому или иному индивиду,– именно он основывает города и царства, учреждает законы, именно от него происходят все великие народы. Именно он является прародителем всех, кто выделяется из простонародья. Поэтому не случайно, древняя литература говорит только о нем: простой люд ее вообще не интересует. В песне о Гильгамеше этот люд («встающие по барабану», т. е. по команде) существует лишь в качестве неразложимого на отдельные элементы фона. Но если кто-то из простонародья вдруг и появляется среди рождаемых древней литературой образов, он даже обликом не идет ни в какое сравнение с героем. Отголосок именно этого обстоятельства во весь голос звучит в «Илиаде». Там действуют только цари и герои, приведшие с собой свои отряды. Лишь один единственный раз в ней появляется маленький человек, не относящийся ни к тем, ни к другим. Но это скорее пародия на человека. Вот как его представляет Гомер. Гомер о «маленьком человеке» Все успокоились, тихо в местах учрежденных сидели; Только Терсит меж безмолвными каркал один, празднословный; В мыслях вращая всегда непристойные, дерзкие речи, Вечно искал он царей оскорблять, презирая пристойность, Все позволяя себе, что казалось смешно для народа. Муж безобразный, он меж данаев пришел к Илиону; Был косолап, хромоног; совершенно горбатые сзади Плечи на персях сходились; глава у него поднималась Вверх острием, и была лишь редким усеяна пухом.[86] Ничего удивительного здесь нет. Просто нужно понять: в античном сознании выдающиеся личные качества – это производная божественной природы. Человек, обладающий ими, может происходить только от небожителей, и все его таланты достаются ему от бессмертных богов. Первая личность в самосознании древнего мира — это герой. Меж тем герой – совсем не человек в полном смысле этого слова. Его природа двойственна, ибо в нем мы видим результат соития бога со смертным, и ясно, что поначалу, от божественной природы в нем гораздо больше, чем от человеческой. Правда, «пропорция» со временем снижается в пользу последней. Гильгамеш — на две трети бог:
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |