КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Библейские свидетельства о нормах эксплуатации
Патриархальное и экзогенное рабство САМОСОЗНАНИЕ ГОСПОДИНА. ИНСТИТУТ РАБСТВА Древнее общество не задумывается над правовым положением индивида. Выделяется только первенец. Всех остальных отличает только одно — личная свобода или несвобода. Но и этот критерий — настоящая пропасть, которая разделяет между собой людей. Именно этот критерий маркирует собой новый этап в эволюции личности. Сакральное постепенно уступает место земному. Раньше в отличении людей действовали какие-то внефизические силы. Именно они делали воина, поедавшего средоточие чужих доблестей,— героем. Отмеченных божественной благодатью прародителей — господами над всем своим потомством. Воспринимавших частицу той же благодати первенцев — господами над своими братьями... Со временем же рождается новый в истории тип личности — личность господина, характеристики которого регулируются земными установлениями — правом. Рабство известно всем народам. Но следует отличать патриархальное долговое рабство, от экзогенного — эксплуатации военнопленных. Патриархальное рабство. Ко времени Исхода относится запечатленная Библией норма: «Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром».[105] Об этом же говорит и Второзаконие: «Если продастся тебе брат твой, Еврей или Евреянка, то шесть лет должен он быть рабом тебе, а в седьмый год отпусти его от себя на свободу».[106] Таким образом, долговое рабство имеет довольно жесткие ограничения. Оно сдерживается: — общинным правом, — общинной моралью, — наконец, защитой своей семьи. И дело не только в родственных отношениях: лишь ее глава имеет всю полноту прав по отношению к своему домочадцу. Включая самое фундаментальное — право на его жизнь. Меж тем неограниченная эксплуатация — это посягательство именно на жизнь чужого домочадца, а следовательно, на личный суверенитет главы чужого рода. Патриархальное, долговое и экзогенное рабство имеют между собой глубокие качественные расхождения. Только эксплуатация иноплеменников, на которых не распространяются ни правовые, ни нравственные ограничения, может рассматриваться как рабство в строгом смысле этого страшного понятия. Патриархальная же долговая кабала, сколь несправедливым по отношению к обездоленным это бы ни показалось, являет собой ничто иное, как первые неразвитые формы найма. Ведь очень часто человек вполне добровольно отдает себя в кабалу, расплачиваясь за долги. Долговое рабство не может стать основой экономики, движителем экономического роста. Такой основой становится только «классическое» рабовладение. Вместе с тем именно эти формы трудовых отношений подготавливают почву для самого жестокого и бесчеловечного института, порождаемого цивилизацией, а именно: использования труда военнопленных. Оно порождается античными городами Древней Греции и Римом – новых форм государственности, возникающих на самой периферии древних империй Востока. Патриархальное и экзогенное рабство имеют глубокое отличие и в интересующем нас отношении: только второе может служить формой собственной суверенизации, формой полного отчуждения от другого и присвоения себе чужих достоинств. Социальная защита: – нормы общинной морали, – нормы общинного права, – сохраняющиеся родственные отношения (защита рода) не дают возможности неограниченного отчуждения чужой жизни, т.е. неограниченной эксплуатации чужого труда. А следовательно, полного присвоения чужих достоинств здесь нет и не может быть. Наконец, полное присвоение невозможно еще и потому, что личные достоинства долгового раба вообще «принадлежат» не ему, но главе другого (пусть и не столь могущественного) рода, и временное обладание рабом не способно изменить ничего в статусах обоих глав.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |