Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место понятия в системе социологических категорий




Не существует, наверное, ни одного психически нормального человека, который был бы удовлетворен своим положением в обществе, в социальном слое и даже в малой группе.

Мы видели, что процессы диверсификации жизнедеятельности человека и тотального разделения труда отнимают от индивида:

— результаты его труда, которые противопоставляются ему как принадлежащее кому-то другому богатство,

— право распоряжаться самим собой, которое предстает как власть над ним чужой силы,

— наконец, творчество.

Все это деформирует психику человека, поэтому каждый испытывает потребность вернуть согласие с самим собой, вернуть себе хотя бы часть того, что ходом самой истории отнимается у него и передается кому-то другому. Но действительные причины отчуждения скрыты от индивида; ему доступна только внешняя поверхность вещей, и потому кажется, что обретение богатства, власти над другими людьми, права заниматься престижными видами деятельности решает все, открывает перед ним возможность свободного развития его способностей, возвращает утраченную гармонию жизни. Именно поэтому каждый индивид инстинктивно стремится занять ту позицию в обществе, которая дает право на большую часть совокупного богатства, на возможность формировать какие-то свои ценности, свои идеалы, в соответствии с которыми должна строиться жизнь, наконец, власть распоряжаться чужой жизнью и деятельностью, чтобы утвердить его идеалы общественного устройства.

Все общество может быть представлено в виде некоего подобия египетской пирамиды, каждый ярус которой олицетворяет позицию, дающую право на то или иное количество общественного богатства, «порцию» власти, уровень престижа выполняемой функции. Словом, мы должны различать здесь ту или иную часть общественного потенциала, совокупного ресурса социума, который передается в распоряжение индивида. Обладание этим потенциалом называется статусом.

В известной мере положение можно сравнить с болезнью и ее лечением. Собственно, именно о болезни и идет речь, ибо деформация личности, вызванная разделением труда,— это и есть род социального недуга. Но можно лечить болезнь, а можно — только ее симптомы. Вот так и здесь: обретение более высокого статуса, богатств, почестей, власти — это просто снижение жара и боли, которые испытывает всякий честолюбивый индивид. Подлинного исцеления нет, но все же облегчение достигается.

Однако в жаропонижающих и в болеутоляющих средствах нельзя видеть только паллиатив: организм, получающий известную медикаментозную помощь, легче справляется и с самой болезнью. Вот так и со стремлением к высокому статусу: способные выдвинуть какие-то идеи общественного устройства и к тому же обладающие известными талантами люди все же легче пробиваются к социальным вершинам. Поэтому в целом от социальной мобильности общество только выигрывает, поэтому видеть в ней лишь простую видимость лечения нельзя.

А значит, чем легче талантливый человек получает доступ к статусным позициям, тем лучше для всего общества. Поэтому социальная мобильность может служить своеобразным индикатором его развития: чем ниже уровень мобильности, тем меньше потенциал общего совершенствования, и наоборот.

 

Понятие «статус» тесно связано с понятием «социальная роль».

Р.Линтон о статусе:

Классическую формулировку в 30-е годы предложил американский антрополог и социолог Ральф Линтон. Он четко отделил статус от роли, говоря при этом, что статус человека занимает как некую ячейку (occupy a status), а роль человеку необходимо играть (play a role). Следовательно, статус – это позиция в социальной структуре, а за ролью стоят определенное мышление и поступки. Если статус указывает на место человека в обществе или группе, то роль – на способ или модель поведения.

 

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. Еще в Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица, открывающего перед ним определенные возможности. Однако в конце XIX века ученые придали ему новое звучание, которое за множеством деталей своего определения скрывает самую суть — право на распоряжение частью общего ресурса.

Статус в современном представлении – это социальное положение человека в обществе, другими словами, некая обобщенная характеристика, которая характеризует принадлежность к тому или иному социальному слою, очерчивает род деятельности, политическую ориентацию, демографические свойства человека и др.

Так, например:

– Председатель правительства РФ (род деятельности);

– государственный служащий (социальное положение);

– член партии Единая Россия (политическая характеристика);

– мужчина старше 50 лет (демографическое свойство).

Все эти факторы описывают статус одного и того же человека, но с разных сторон.

Отсутствие понимания того, что социология не существует сама по себе, в отрыве от истории, права, что, как и в других дисциплинах, многое в ней производно от философских истин, ведет к тому, что единого понимания статуса нет. Хотя статус чуть ли не самое распространенное понятие в социологии, единой трактовки его природы не существует. Поэтому одни говорят, что статус — это совокупность предписанных норм, другие видят здесь культурно определенные позиции внутри институциональной системы. М. Вебер рассматривал социальный статус в значении престижа и связывал его с высоким положением индивида в обществе. Не отличает понятия статуса и престижа П. Сорокин, Р. Линтон и Н. Смелзер. По существу статус выступает у них синонимом престижа.

Между тем другие социологи настаивают на необходимости различать два понятия – престиж и статус. К примеру, Рейган старший и Дж. Вашингтон – оба президенты США. У них одинаковый статус, но разный престиж. Престиж относится к специфическим достижениям в хорошо известной или устоявшейся области. Статус и его значение – понятие более широкое, но менее четкое. Престиж удачливого врача создан высоким качеством оказываемых им медицинских ус луг. Но статус того же врача определяется высоким званием его профессии, которая высоко оценивается общественным мнением и обществом в целом.

Впрочем, П. Сорокин понимал под статусом не только престиж, но также социальный ранг. Иными словами, не просто позицию в социальной структуре, а высокую, среднюю или низкую. В повседневном языке чаще всего употребляется именно эта трактовка статуса, и когда хотят подчеркнуть высокое положение человека или страны, то говорят о том, что у них высокий статус.

Вкратце обобщая, можно сказать, что в понимании статуса сложилось несколько подходов, из которых следует выделить два:

а) стратификационный – статус как престиж или ранг в вертикальной иерархии общества;

б) функциональный – статус как позиция в социальной структуре общества, функционально связанная с другими позициями.

1.2. Параметры, описывающие статус:

Определение статуса предполагает описание содержания статуса, его места в группе или обществе, наконец, престижа.

Так, например, адвокат – это лицо, задача которого заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям, защита их интересов в суде; акционер – физическое или юридическое лицо, владеющее акциями данного акционерного общества и в силу этого имеющее право голоса при принятии управленческих решений.

Содержание статуса представляет собой совокупность прав и обязанностей, то есть круг функций, которые выполняются индивидом на данном рабочем месте или на данной позиции. Так, учитель имеет право оценивать знания учеников, следить за дисциплиной, переводить или оставлять их на второй год, даже осуществлять какие-то «карательные» санкции, которыми (с точки зрения ученика) является вызов родителей в школу, или его самого на педсовет.

Место в социальной иерархии (высокое, среднее, низкое), или ранг статуса.

Ключевыми для понимания существа вопроса являются третий и четвертый параметр, которые сводятся к обязанностям, правам, кругу ответственности, формам представительства обладателя статуса.

Таким образом, статус — это сложносоставное явление, различными аспектами которого являются:

— ранг, символизирующий право распоряжаться той или иной частью совокупного потенциала общества,

— совокупность прав и обязанностей.

– круг ответственности за результаты выполнения статусных обязанностей.

Ранг статуса определяет уровень правоспособности его обладателя по отношению к носителям других статусов, т.е. отношения «сочинения» или подчинения.

Обязанности определяются системой ценностей, господствующей в обществе, и норм и реализуются в социальной роли обладателя статуса. Обо всем этом будет говориться, когда речь пойдет о социальной роли.

Права представляют собой оборотную сторону обязанностей. Не существует обязанностей, которые бы не подкреплялись правами. Таким образом, права допустимо рассматривать как специфический инструментарий, который передается в распоряжение обладателя статуса для выполнения его обязанностей (роли).

С другой стороны, не существует права, которое не вменяло бы что-то в обязанность другому. Так, если я имею право на труд, кто-то обязан обеспечить меня рабочим местом, если я имею право на отдых,— кто-то обязан предоставить мне его реальную возможность.

Таким образом, права и обязанности определяют собой еще и формы взаимодействия данного статуса с другими.

Круг ответственности — сфера, в пределах которой осуществляются статусные обязанности и которая ограничивает правоспособность обладателя по отношению к носителям других статусов.

Ранг, круг ответственности, совокупность прав и обязанностей поддаются достаточно строгой формализации, т.е. могут быть определены, отмерены и документированы.

При этом важно отметить следующее. Каждый из этих параметров действует только в ограниченной функциональной сфере, обычно совпадающей с кругом ответственности, и не имеет никаких (объективных) оснований за ее пределами. Однако, вопреки этому, каждый обладатель высокого статуса стремится распространить свои правомочия за границы этой сферы. Так, генерал считает себя вправе командовать не только в военном строю, но и на рыбалке; чиновник — требовать от граждан не только правильного оформления заявлений, но и диктовать церемониал «подхода» к нему.

В российской словесности это обстоятельство получило обозначение «административного восторга», выражения, впервые употребленного Степаном Трофимовичем Верховенским, персонажем романа «Бесы», в беседе с Варварой Ставрогиной.

Достоевский об «административном восторге» («Бесы», 1871)

«Вам... без всякого сомнения, известно... что такое значит русский администратор, говоря вообще, и что значит русский администратор внове, то есть нововыпеченный, новопоставленный... Но вряд ли могли вы узнать практически, что такое значит административный восторг и какая именно это штука?

— Административный восторг? Не знаю, что такое.

— То есть... <...> поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет <...>. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть...» И это у них до административного восторга доходит».[170]

 

И каждый из них — и генерал, и чиновник, и даже билетный кассир — считает вправе требовать от общества более высокого («соответствующего рангу») уровня своего обеспечения.

Наконец, еще одно измерение статуса – это престиж. В отличие от ранга, круга ответственности, совокупности прав и обязанностей, престиж менее всего поддается измерению и формализации. И уж тем менее он поддается документированию, т.е. закреплению в каких-то нормативно-распорядительных актах. Вместе с тем именно престиж статуса зачастую является основным мотивом к его достижению.

В переводе с французского prestige – это обаяние, очарование. Говорят о «субъективной оценке социального почета или репутации». Что это такое – не очень понятно. Но можно определить престиж как меру того морального кредита, который общество, общность, группа готовы оказать обладателю статуса. В доступном измерению и формализации виде мера такого кредита вполне отчетливо проявляется при выборе лица, которому может быть доверено выполнение той или иной социальной роли: делегатов для проведения переговоров с властями, производственной администрацией, присяжных заседателей, депутатов различных уровней.

В малых группах определяющую роль играет личный статус, но в больших, где личный статус чаще всего известен лишь ограниченному кругу лиц, начинает работать социальный: «генерал», «профессор», «врач», «художник».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.