Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фазы социализации

ФАЗЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще основными стадиями жизненного цикла.

— Детство и юность (до 18 лет) – подготовка к активному трудовому периоду.

— Зрелость (18–60 лет) – активный трудовой период.

— Старость (60 лет и старше) – выход из активного трудового периода.

 

На приводимом рисунке[191] обозначены три кризисные точки в жизни человека: А – окончание средней школы и подготовка к поступлению в вуз или поиск работы, С – кризис середины жизни, В – выход на пенсию и переход к пассивной части социализации. Это период активной социализации, ограниченный тремя кризисными точками.

F

Период между этими тремя точками (АСВ) – время максимальной трудовой активности человека. Ему предшествует период максимальной учебной активности – 11 лет школьного обучения. Для многих он продолжается до момента окончания вуза, еще 5–6 лет.

Таким образом, можно выделить три стадии жизненного Цикла человека:

— он может, но не умеет работать (точка А);

— он физически уже не может, но умеет работать (точка В);

— он может, умеет и хочет работать (точка С, где совпадают все эти параметры).

Накопление жизненного опыта, материального достатка и т.п. (отрезок АСВ) дает возможность обеспечить члену общества достойный досуг (после точки В). Общество, которое не может гарантировать достойную старость своим гражданам, не может считаться цивилизованным.

По степени завершенности процесс социализации можно разделить на две крупные стадии:

— начинающуюся социализацию, захватывающую первую половину жизни человека, и

— завершающуюся, которая относится ко второй половине жизни.

Начинающаяся социализация – в основном область приписываемых статусов, завершающаяся – сфера достигаемых.

Обретение самостоятельности вначале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) означает качественную границу между двумя этапами социализации – начинающейся (ранней) и завершающейся (поздней).

2.2. Содержание социализации.

2.2.1 Формирование социального «Я» человека

Помимо стадий или фаз процесса социализации надо выделять также понятие «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Содержание социализации – не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности.

На социально-психологическом уровне становление социального «Я» происходит через усвоение культурных норм и социальных ценностей, это процесс превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Никакая ценность не может быть перенята индивидом только в процессе пассивного восприятия. Только там, где она переходит в устойчивые формы индивидуального поведения, можно говорить о действительном ее усвоении. Более того, существо этой ценности в полной мере осознается индивидом только в процессе закрепления ее в формах поведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иерархия организмов и приспособление к самостоятельной жизни | Библейские нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.