Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание воина-патриота

Государственная система образования, как нечто целостное, подчиненное определенной (пусть и не фиксированной ни в каких официальных документах) цели, впервые создается в древней Греции. До нее образование получали только дети из привилегированных слоев. Греция занимается воспитанием всех своих граждан. Вот только следует помнить, что к их числу относились только свободнорожденные; ни иностранцы (метеки, периэки), ни вольноотпущенники (в первых поколениях), ни тем более рабы прав гражданства не получали.

Характерной чертой, отличившей систему греческого образования от всех современных ей была ее обязательность и полная подконтрольность государству. Ключевой же целью являлась подготовка будущих воинов-патриотов, способных отстоять свободу и независимость своего полиса.

Античный полис достопамятен тем, что впервые в истории сумел разработать развитую систему комплексного всестороннего воспитания своих граждан. Образование афинских мальчиков начиналось с семилетнего возраста. Государственная система образования включала:

— палестры,

— гимнасии,

— академии.

Проблемы воспитания волнуют виднейших мыслителей Греции, о воспитании говорят Платон и Аристотель; при этом их основательность протирается до того, что предметом рассмотрения оказывается поэзия и музыка.[236] Оба мыслителя сходятся в том, что воспитание подрастающего поколения должно находиться под полным контролем государства и быть всецело подчиненным тем целям, которые стоят перед ним. Построения и того и другого основываются прежде всего на том, что имело место в Афинах и в Спарте.

Государственное образование должно быть не только «гимнастическим»: «Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое»[237], при этом мусическое должно предшествовать первому. Поэтому здесь было мобилизовано все — традиции, обряды, предания, завоевания философской мысли, искусство риторики, авторитет выдающихся сограждан, подвиги отцов, словом, физическому, умственному, нравственному развитию молодого человека служил, в конечном счете, весь духовный космос того времени.

Но, может быть, самым главным в ней было то, что ею прививались базовые ценности тогдашнего общества, нравственные начала, крепившие собой его силовой каркас. А базовые ценности могут прививаться лишь одним — выработкой единой нормы реакции, единой формы ответа на все события, происходящие в социальном окружении. Мало сказать, что нужно служить хорошему и избегать дурного, человека еще нужно научить отличать одно от другого. В определения же и хорошего, и плохого входит в первую очередь то, что способствует процветанию родного государства.

До 16 лет дети занимались в палестрах, где проходили физическую подготовку с явно выраженным военным уклоном, они обучались пятиборью: бегу, прыжкам, метанию диска и копья, борьбе и плаванию. Весьма интенсивное формирование боевых качеств продолжалось и в гимнасиях. Впрочем, отдадим справедливость — греческих мальчиков учили также красивой походке, давали внешнюю выправку и манеры.

Достигнув 18 лет, юноша призывался на службу. В течение первого ее года он проходил военное обучение в Афинах. По завершении этого срока на торжественном смотру приносилась присяга, после которой юный гражданин получал оружие.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образцы поведения, реализующие социальные ценности | Афины. Клятва эфебов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.