Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности античного образования




В курсе образования ключевые позиции занимали такие дисциплины, как грамматика, диалектика, риторика.

Углубленное изучение этих дисциплин сыграло исключительную роль не только в истории Греции и Рима, но и в мировой истории.

Это вытекает из следующего:

1. Изучение родной речи вводит человека в мир ключевых ценностей общества. Уже колыбельные песни и детские стихи наполняют ребенка сознанием любви и заботы ближних, чувством тепла и уюта домашнего очага и т.д.

2. Углубленное изучение грамматики вводит человека в более широкий социальный и культурный контекст, формирует у него комплекс базовых представлений об устройстве мира и подготавливает к изучению специализированных дисциплин.

Это можно продемонстрировать примером, созданным выдающимся российским лингвистом Щербой:

(Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка).

Ни одно слово не имеет смысла, и все же общее значение этой искусственной фразы улавливается вполне отчетливо. Это свидетельствует о том, что именно язык прежде всего вводит человека в круг основных связей между элементами объективной реальности. Именно через язык человек усваивает отношения пространства-времени, качества-количества, нравственные, эмоциональные оценки и т.д.

Пространство: «в», «у», «над», «под»...

Время: шел—иду—пойду...

Сложные временные связи: буду делать— сделаю; делал—сделал...

Число: иду—идут...

Эмоциональные и этические отношения: дева—девушка—девочка—девка; учительница—училка; продленный день—продлюга...

И т.д.

Отсюда понятно, почему до сих пор родная речь является единственным предметом, который изучается на всем протяжении образовательного процесса. Отсюда же понятна и та буря протеста, которая разыгралась после представления проекта реформы средней школы, которым предусматривалось придать родной речи статус факультатива.

3. Углубленное изучение языка воспитывало в маленьких гражданах Греции и Рима особую дисциплину речи. Дисциплина речи предполагает в первую очередь воспитание единой нормы реакции на знак, то есть:

— единое понимание знака,

— единое время ответной реакции на знак,

— единую форму ответа.

А следовательно, формирование такой дисциплины у новых граждан давало огромное преимущество Греции и Риму, перед окрестными народами, поскольку с раннего детства приучало к синхронным согласованным действиям в составе единой команды. Кроме того, приучало граждан к единомыслию, что является обязательным для тесного национального сплочения.

Все вытекающие отсюда преимущества легко иллюстрируются сопоставлением поведения неорганизованной толпы и марширующего на плацу батальона.

Ни один народ Востока не знал ни такой дисциплины, ни такого уровня национальной сплоченности. В частности и поэтому он так и не научился противостоять напору Запада.

Чтобы провести пунктир от античного города к нашим дням, напомним известное выражение Бисмарка о Франко-прусской войне, которую, по его мнению, выиграл прусский школьный учитель.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.