КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Публичная политическая власть в Советской России
План Лекция 13. Посттоталитарное Российское государство 1. Публичная политическая власть в России до начала 90-х гг. ХХ в. 2. Функции Российского государства. 3. Механизм и форма Российского государства. Литература 1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебное пособие. – М., 1996. 2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999. 3. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // ГиП. – 1993. - № 6. 4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000. 5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996. 6. Сырых В.А. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998. 7. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997. 8. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г. Н. Манова. – М., 1996. 9. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // ГиП. – 1997. - № 1.
1.1 Особенности публичной политической власти в России до октября 1917 г.
Когда речь идет об истории публичной политической власти в России, то мы сталкиваемся по меньшей мере с тремя основными подходами к её интерпретации. Большинство российских историков, политологов и правоведов, занимающих традиционные для отечественной науки позиции, считают, что до 1917 года в России существовало государство с монархической формой правления, имперской формой государственного устройства и недемократическим политическим режимом. Сторонники так называемого марксизма - ленинизма уточняли, что власть в этом государстве находилась в руках дворян - помещиков и буржуазии, использовавших её для эксплуатации рабочих и крестьян. Для дореволюционной России были характерны такие традиции, как общинность, соборность, державность, ценность труда, духовность. Падение монархии в 1917 году было предопределено тем, что она сопротивлялась начавшемуся во второй половине XIX века процессу демократизации и установлению в России конституционно - демократического строя (см. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Я. Корельского и В.Д. Перевалова.- М., 1997.-С.187-188). Сторонники либертарного правопонимания убеждены, что до 1917 года в России публичная политическая власть существовала не форме государства, а в форме восточной деспотии, так как в стране отсутствовала частная собственность и все социальные группы были не свободны по отношению к монарху - деспоту. Автор оригинальной концепции развития публичной политической власти от государственности к государству В.Б.Пастухов доказывает, что в 1917 году Российская государственность находилась на стадии государства «в себе» или государства - класса, в то время как в Европе и США сформировались государства - нации (см. Бастухов В.Б. От государственности к государству: Европа и Россия // Полис.- 1994.- № 2). В любом случае исследователи обращают внимание на отсутствие в дореволюционной России гражданского общества, прав и свобод человека, апартийный характер политической системы, централизацию власти, антидемократический характер её формирования и многое другое. Это принципиально отличало её от публичной политической власти в европейских государствах.
Ученым ещё предстоит провести всесторонние исследования особенностей публичной политической власти в Советской России. В настоящее время эта проблемы, относится к числу остро дискуссионных.С позиций легизма и социологии публичная политическая власть в годы Советской власти однозначно носила государственный характер. В этом случае в истории советского государства выделяют несколько периодов: 1) военной диктатуры; 2) НЭПа; 3) тоталитаризма; 4) авторитаризма.Либертаристы, в свою очередь, отрицают существование в этот период государства и считают формой публичной политической власти в советское время такую разновидность деспотии в XX веке, как тоталитаризм.
И те и другие сходятся во мнении, что политическому режиму в СССР были присущи следующие особенности: 1) неограниченная и бесконтрольная высшая власть, сосредоточенная в руках генерального секретаря коммунистической партии и осуществляемая через милитаризованный чиновничье - бюрократический аппарат; 2) реализация власти неправовыми методами насилия, массового террора, произвола и беззакония; попирание закрепленных в Конституции 1936 года прав и свобод граждан. 3) отсутствие разделения властей, демократических начал в формировании и деятельности советов - конституционных органов власти, проводивших в жизнь указания генсека и директивы партийной номенклатуры; строгий сверхцентрализм; 4) огосударствлевание общества, которое тотально контролировалось административно - карательным аппаратом; распространение политической власти на все сферы жизни общества, в том числе и экономику, господство монопольной государственной собственности и планово - командных методов хозяйствования; 5) однопартийная политическая система с одной, строго централизованной партией, элита которой стояла над обществом; 6) массовая идеологическая обработка сознания населения, обеспечивающая легитимизацию режима. В литературе ведутся дискуссии о том, является ли этот режим воплощением идей социализма или, наоборот, их искажением, подменой. По - разному учёные отвечают на вопросы о том, чем объясняются очевидные успехи тоталитарного режима в ряде сфер жизни общества, оставался ли он тоталитарным после смерти Сталина и хрущёвской «оттепели», подлежал ли он реформированию и др. В 1985 году, в условиях стагнации режима, была предпринята очередная попытка осуществления экономической реформы. Вскоре началось и радикальное реформирование политической системы. Однако вместо ожидаемых положительных результатов страна столкнулась с сепаратизмом, национализмом, «парадом суверенитетов», противостоянием властей и т.п. явлениями, которые разрушали основы общества и привели к распаду СССР. Этот период в истории отечественной публичной власти В. В. Пастухов называет государством - бюрократией, когда создаются предпосылки для превращения государственности в современное государство - нацию. После провозглашения суверенитета Российской Федерации начинается период перехода страны к рыночной экономике, демократии и современному государству. Этот процесс протекает болезненно и трудно. 2.1. Внутренние функции Российского государства. Одним из важнейших условий перехода к правовому и социальному государству является эффективная, динамично развивающаяся рыночная экономика. В связи с этим в настоящее время на первый план выдвигается экономическая функция Российского государства. Экономическая функция в условиях многоукладной экономики реализуется по двум взаимосвязанным направлениям: 1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования; 2) обеспечения надёжной охраны и защиты всех форм собственности. Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования. Если к государственному сектору экономики государство должно относится как хозяин, используя методы гибкого планирования, государственного заказа, материального стимулирования и т.п., то по отношению к негосударственным предприятиям оно может прибегать только к экономическим и правовым средствам. Важнейшей задачей государства является защита всех форм собственности от расхитителей, преступников. Для этого необходимо совершенствовать старые и принимать новые законы, направленные на охрану экономической основы государства, повышать эффективность работы правоохранительных органов. Вторая важнейшая функция - социальная. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Российское государство - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Осуществляемые с 1997 года реформы привели к резкой дифференциации населения страны на бедных и богатых, в то время как их важнейшей задачей является создание среднего слоя граждан, выступающих в высокоразвитых государствах основой демократии и стабильности. Для успешного продолжения реформ Российскому государству необходимо в кратчайшие сроки остановить падение уровня жизни большинства населения, усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности наиболее активных граждан, более равномерно распределять бремя экономического кризиса между различными социальными группами, адресно помогать наименее защищенным социальным слоям и т.д. Органически связана с экономической и социальной функция по налогообложению и взиманию налогов. Государству необходимо принять такой налоговый кодекс, который бы стимулировал развитие производства и объективно способствовал высокой собираемости налогов. Уплату налогов необходимо превратить в одну из важнейших обязанностей граждан и организаций, так как от этого во многом зависят финансовые возможности государства, выполнением им всех остальных своих функции. Важнейшей является и функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В Конституции говорится, что Россия - правовое государство. Это означает, что первоочередной задачей государства является всесторонняя гарантия и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Необходимо создавать развитую и доступную систему юридической помощи населению. Глобальный характер экологических проблем и их острота в Российской Федерации придают самостоятельное значение функции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду занесено в Конституцию. Поэтому обязанность всех органов государства целенаправленно и последовательно решать эту задачу является конституционной. Ученые отмечают, что назрела необходимость в научно обоснованной концепции перехода России на модель устойчивого развития, обеспечивающую сбалансированное решение социально - экономических и экологических проблем. Выход российской экономики из кризиса диктует необходимость развития науки и техники, что определяет важное значение такой функции государства, как стимулирование научно-технического прогресса. Неудовлетворительное выполнение этой функции в 90-е годы привело к тому, что за рубеж выехало больше 80 тысяч ученых, страна потеряла около 400 млрд. долларов. Страна стала терять современную техническую инфраструктуру и ценнейшие отрасли производства. Если эти негативные процессы не удастся остановить, то Россия превратиться в сырьевой придаток высокоразвитых стран и рынок сбыта дешёвых товаров, производимых за рубежом.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |