Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест № 14

План

Лекция 14. Основные теории возникновения права и его сущности

1. Основные теории происхождения права.

2. Современные трактовки происхождения права.

3. Основные трактовки сущности права.

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права. – М., 1994.

2. Алексеев Л.И. К вопросу об общем понятии права // ГиП. - 1994. - № 3.

3. Зивс С.А. История права. – М., 1982.

4. Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права: Учеб. пособие по правоведение для 10-11 классов средней школы. – М., 1997.

5. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

6. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

7. Общая теории права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

8. Оболонский А.В. Драма российской политической истории: система против личности. – М., 1994.

9. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или принципы политического права. – М., 1996.

10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. – М., 1999.

11. Сырых В.Л. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

13. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под. Ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

14. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Манова. – М., 1996.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учеб. заведений. – М, 1995.

 

1. Основные теории происхождения права

Представления о возникновении права обычно излагаются вместе с концепциями происхождения государства. Но, как отмечают авторы учебника «Теория государства и права» под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова, они «содержат немало специфического».

Исторически первой стала теологическая теория происхождения права. В глубокой древности источник, из которого проистекает позитивное право, видели прежде всего в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители и обожествляемые правители.

Однако уже в Древней Греции источником права наряду с божественной волей признавался разум человека: «правление лучших» (у Сократа и Платона), «правление средних» (у Аристотеля). По происхождению Аристотель делил право на естественное и условное (человеческое).

В Древнем Риме признавалось влияние на власть законов как божественных, так и человеческих дел, и отсюда выводилось естественное право, которому природа научила все живое, и право народов.

В средние века, начиная с Фомы Аквинского, католические теологи уточняли, что право – это прежде всего Богом данные основные принципы взаимоотношений между людьми, а законы, как и государство, это творение человеческого разума. Так как люди грешны, то разрабатываемые ими законы могут быть несправедливыми, нарушающими божественные заповеди. В этом случае люди могут не выполнять их и восставать против своих правителей.

Следующий по времени разработки стала теория естественного права. Возникнув еще в Античном мире, она получила теоретическое обоснование в XVII-XVIII в. Сторонники этой теории считают, что есть позитивное право, которое создается людьми, государством, и естественное право, источник которого разные мыслители объясняли по-разному. У Г. Гроция, например, это природа человека, у Вольтера – живая природа. Но во всех случаях признается, что естественное право возникает само по себе, а люди как-либо образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В конце XVIII – начале XIX в. возникла историческая школа права, видными представителями которой были Г. Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта. Они отрицали существование естественного права. Но позитивное право, по их мнению, не творится произволом законодателя, а является закономерным историче5ским продуктом народной жизни.

Во второй половине XIX в. сложилась позитивистская теория права. Ее основателем можно считать И. Бентама, который утверждал, что право – это нормы государства, направленные на удовлетворение интересов человека. В XIX в. позитивизм стал одним из основных направлений теории права. Вслед за Бентамом П. Лабанд в Германии, Д. Остин в Англии, Г. Шершеневич в России утверждали, что право является порождением государства.

Во второй половине XIX в. появилась социалистические и коммунистические учения, в том числе марксизм, исходившие из классовой природы государства и права. В марксистском понимании право – это возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. продукт деятельности государства, как и в классическом позитивизме.

В начале ХХ в. Л. Петражицким и др. была разработана психологическая теория права. Ее сторонники утверждали, что есть «официальное право» установленное государством, и право, осознаваемое людьми в виде особых переживаний. Если «официальное право» возникает вместе с государством, то индивидуальное право вместе с человеком, т.е. естественным путем.

В конце ХХ в. все более широкое распространение получает теория возрожденного естественного права, утверждающая определяющее значение ценностных, нравственных начал в праве. К ним относят свободу, справедливость и естественные неотъемлемые права человека, которые, по мнению сторонников этой теории, возникают в обществе еще «до закона», до создания норм позитивного, т.е. создаваемого государством права.

2. Современные трактовки происхождения права

Необходимым условием существования общества является регулирование отношений, возникающих между составляющими это общество людьми и их объединениями, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование бывает двух видов: позитивное и индивидуальное. Первое носит общий характер, его нормы (правила) адресованы всем членам общества или его части и не имеют конкретного адресата. Второе относится к конкретному субъекту, является индивидуальным требованием поступить определенным образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой, т.к. нормативное регулирование в конечном итоге приводит к воздействию на конкретного индивида, а индивидуальное невозможно без общего, т.е. нормативного.

Социальное регулирование возникает вместе с человеческим обществом. Первоначально основным регулятором общественных отношений были обычаи. Позже появились тесно связанные с обычаями нормы морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются в единичный нормативный комплекс, который у многих народов стали называть правдой, правом. Как считают некоторые российские ученые (Нерсесянц, Спиридонов, Лазарев и др.), в этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдение всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

В условиях социальной дифференциации общества возникает противоречие между установленной обычаями формой общественных отношений и их изменившимся содержанием, начинается нарушение обычаев.

Возникающий аппарат публичной политической власти использовал эту власть прежде всего для пресечений нарушений обычаев и осуществления мер принуждения к лицам, их совершавшим. В результате возникают правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые обеспечиваются публичной властью. Но так как обычаи изменялись медленно и не поспевали за темпами социального развития, появились новые формы закрепления права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Ученые выделяют 2 основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимала деспотическая собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа – в Древнем Египте, Законы Ману – в Индии, Коран – в мусульманских странах). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. В случае необходимости они дополняются новыми обычаями и конкретными, ненормативными, но имеющими силу закона установлениями деспота или его чиновниками.

В обществе же основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, прежде всего гражданское.

Но так или иначе в любом обществе с публичной политической властью, тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый публичной властью. Законодательное регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, начинает отражать интересы только части общества.

3. Основные трактовки сущности права

Сущность – это главное, основное в рассматриваемом явлении или процессе. Выяснение сущности права представляет особую ценность в процессе его познания.

В правоведении можно выделить два основных подхода к объяснению сущности права: классовый и общесоциальный.

В рамках классового подхода право понимается как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Таким образом, в этом случае сущность права заключается в том, что оно является средством для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Сторонники общесоциального подхода считают, что ни при рабовладельческом строе, ни при феодализме право не играло существенной роли в системе социального регулирования, оставаясь традиционным, обычным. Классовую сущность имело не право, а регулятивная система в целом, в которой право было еще чужеродным и слаборазвитым образованием.

На первый план, согласно этой точке зрения, право выходит с утверждением буржуазного экономического и социального строя, когда господствующим стало юридическое мировоззрение, не имевшее ничего общего с классовой идеологией, основанное на идеях равенства, свободы, прав человека.

Это свидетельствует, по мнению сторонников социального подхода, о том, что в современном мире право имеет общесоциальную сущность, служит интересом всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. Человек в пределах своих прав свободен в своих действиях. На страже этой свободы стоит государство, которое гарантирует и защищает ее от посягательства. Это означает, что добро защищено от зла. Благодаря праву добро становится нормой жизни, а зло – нарушением этой нормы.

Кроме двух основных подходов в правоведении существуют религиозный, национальный, расовый и другие подходы к объяснению сущности права. Их сторонники считают, что право должно выражать соответственно религиозные, национальные или расовые интересы.

1. Представления людей в глубокой древности об источнике позитивного права

1. Воля богов

2. Воля обожествляемых правителей

3. Ниспосланное богом озарение священнослужителей

2. Разряд людей, чей разум наряду с божественной волей признавали источником права Сократ и Платон

1. «Богоизбранные»

2. «Лучшие»

3. «Средние»

3. Разряд людей, чей разум наряду с божественной волей признавал источником права Аристотель

1. «Богоизбранные»

2. «Лучшие»

3. «Средние»

4. Средневековый ученый-монарх, который считал, что законы – это творение человеческого разума.

1. Грациан

2. Аквинат

3. Марсилий Падуанский

5. Один из философов Нового времени – сторонник теории естественного права, считавший его источником природу человека

1. Гроций

2. Вольтер

3. Руссо

6. Представление об источнике права сторонников исторической школы права

1. Народная воля

2. Государство

3. Воля господствующего класса

7. Представление об источнике права Лабанда (Германия), Остина (Англия), Шершеневича (Россия)

1. Народная воля

2. Государство

3. Воля господствующего класса

8. Представления об источнике права марксистов

1. Народная воля

2. Государство

3. Воля господствующего класса

9. Подход к объяснению сущности права, представители которого считают право средством обеспечения главным образом интересов господствующего класса

1. Классовый

2. Общесоциальный

3. Либеральный

10. Подход к объяснению сущности права, представители которого считаю право мерой свободы

1. Классовый

2. Общесоциальный

3. Либеральный

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тест № 13 | Тест № 15
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.195 сек.