КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тест № 21
План Лекция 21. Система права и система законодательства 1. Понятие, признаки и элементы системы права. 2. Вторичные образования в системе права. 3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства. Литература 1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: В 2-х частях. Ч. 2. Теория права. – М., 1996. 2. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996. 3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. – М., 1996. 4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999. 5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – М., 1996. 6. Общая теория государства и права: Академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. 7. Общая теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996. 8. Поленина С.В. Взаимодействие системы права и системы законодательства в современной России // ГиП. – 1999. - № 9. 9. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998. 10. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 1997. 11. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997. 12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М., 1995. 1. Понятие, признаки и элементы системы права Система права – это одна из подсистем социальной системы, совокупность правовых норм, находящихся в постоянной, устойчивой зависимости, которая характеризует взаимодействие регулируемых ими общественных отношений. Право как система характеризуется следующими признаками: 1) она является системой более низкого порядка, чем социальная система и выступает в качестве ее подсистемы; 2) это объективное явление, она не может создаваться по субъективному желанию людей, государства, так как является продуктом естественно-исторического развития и обусловлена реально существующей подсистемой общественных отношений; 3) для нее характерны единство и взаимосвязь составляющих ее норм, которые не могут функционировать изолированно, что обусловлено единством целей и задач правового регулирования и системы регулируемых отношений; 4) это сложное, многообразное и динамичное явление, состоящее из неодинаковых по своему содержанию и объему структурных элементов, что, в свою очередь связано с многообразием и динамизмом тех общественных отношений, которые отражает и регулирует система права; 5) будучи нормативным ядром социальной системы конкретного общества, она характеризуется целостностью, автономностью, стабильностью, динамизмом, имеет собственное содержание и источники развития. Первичным и конечным структурным элементом системы права является юридическая норма. Она служит точкой отсчета и единицей измерения права и распространяет свои свойства на другие составные части системы. Норма права самостоятельно регулирует только одну сторону общественного отношения. Для правового регулирования отношения в целом часто требуется взаимодействие комплекса норм. Следующий элемент системы права – институт права – это обусловленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно привести институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве. Институты могут быть отраслевыми и многоотраслевыми. Правовые институты, находясь в такой тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права – отрасль права. Отрасль права – это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Так, институты гражданского, избирательного права и др. образуют отрасль конституционного права. В состав отрасли гражданского права входят правовые институты купли-продажи, найма жилого помещения, комиссии, дарения и др. Отрасль права имеет специфическую структуру. В ней выделяются общая и особенная части. В общую входят институты, содержащие положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части. В каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. В то же время отдельные отрасли, например, процессуальное и земельное не подразделяются на подотрасли. 2. Вторичные образования в системе права Первичным и конечным структурным элементом права является юридическая норма. Вторичными образованиями в системе права выступают институт права и отрасль права. Институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве и др. Правовому институту присущи следующие особенности: - нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений; - нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма многообразны; - его содержание выражается в определенной группе понятий, терминов, конструкций; - нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняют друг друга; - нормы, составляющие институт, закрепляются в законодательстве в отдельном нормативном правовом акте или в разделе нормативного акта. И лишь в редких случаях нормы института размещаются в различных актах. Классификация правовых институтов осуществляется по разным основаниям. По связи с элементами системы права институты права подразделяются на отраслевые (состоят из норм одной отрасли права) и комплексные (состоят из норм различных отраслей права); по функциям права – на регулятивные (проводят регулятивную функцию права) и охранительные (проводят охранительную функцию права); по способу обособления юридических норм – на предметные (относятся к одному предмету регулирования) и функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции в правовом регулировании, касающейся многих разновидностей данных отношений). Отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения своим особым методом. Отрасль права имеет специфическую структуру. В ней выделяются общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части конкретизируются в институтах особенной части отрасли. Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве РФ таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще одни компонент - подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное и парламентское право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное право не подразделяются на подотрасли. Отрасли права классифицируются по разным основаниям. Так, по предмету правового регулирования они подразделяются на конституционное, уголовное, административное, гражданское, трудовое и др.; по назначению – на материальные (конституционное, уголовное, гражданское и др.) и процессуальные (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное). 3. Понятие системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства. В юридической теории и практике наряду с понятием система права используется понятие система законодательства. В философском плане они соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства – это совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные особенности права. Система законодательства возникает в результате издания правовых норм, закрепления их в специальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. По разным основаниям классификации выделяют горизонтальную, вертикальную, федеративную и комплексные системы законодательства. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – общественными отношениями. В результате выделяют отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права. Например, конституционному праву соответствует конституционное законодательство, трудовому праву – трудовое законодательство и т.п. Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию нормативно-правовых актов по их юридической силе. Так, во главе системы нормативных актов РФ находится Конституция, далее идут Конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, а затем – подзаконные акты: указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства, приказы, инструкции, положения министерств, ведомств и государственных комитетов, решения и постановления местных органов государственного управления, нормативные акты муниципальных органов, локальные нормативные акты. Федеративное строение основано на федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. На основе этих двух критериев в РФ выделяют три уровня системы законодательства: 1) федеральное; 2) законодательство субъектов Федерации; 3) законодательство органов местного самоуправления. Комплексные системы складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним относят природоохранительное, транспортное законодательство, а также нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп: женщин, молодежи, ветеранов, военнослужащих т.п. Систему права и систему законодательства различают по следующим основаниям: 1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства – нормативный акт; 2) если система права выступает в качестве содержания, то система законодательства – в качестве формы; 3) если система права складываются объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, т.к. зависит от законодателя; 4) если система права имеет первичный характер, то система законодательства – производный; 5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное, федеративное и комплексное; 6) система права и система законодательства различаются по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия, нормативности (кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, в юридических прецедентах и в нормативных договорах); а с другой стороны она включает в себя, кроме формулировок норм, и другие элементы – преамбулы, названия разделов, частей, глав, статей и т.п. 1. Тип правопонимания, с позиции которого система права является продуктом деятельности государственных органов, результатом систематизации юридических норм 1. Позитивистский 2. Непозитивистский 3. Философский 2. Тип правопонимания, представители которого считают, что система права возникла естественно- исторически 1. Позитивистский 2. Непозитивистский 3. Философский 3. Система, подсистемой которой является система права 1. Экономическая 2. Социальная 3. Политическая 4. Первичный и конечный элемент системы права 1. Личность 2. Государственный орган 3. Юридическая норма 5. Обусловленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения 1. Институт права 2. Отрасль права 3. Подотрасль права 6. Совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих однородные общественные отношения 1. Институт права 2. Отрасль права 3. Подотрасль права 7. Одна из отраслей права, которая не подразделяется на подотрасли 1. Конституционное право 2. Гражданское право 3. Земельное право 8. Основание квалификации институтов права на отраслевые и комплексные 1. Связь с элементами системы права 2. Функции права 3. Способ обособления юридических норм 9. Основание классификации институтов права на регулятивные и охранительные 1. Связь с элементами системы права 2. Функции права 3. Способ обособления юридических норм 10. Совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные особенности права 1. Система права 2. Система законодательства 3. Судебная система
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |